Урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Класс: 5, уровень: базовый (Учебник  Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков Ф. С., Шварцбурд С. И.,   «Математика 5»)

Тип урока: «открытие нового знания» (ОНЗ)

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные:
    • овладеть умением правильно и корректно выражать собственное мнение;
    • овладеть умением учиться самостоятельно;
    • овладеть умением выражать свои мысли в письменной форме;
    • научиться применять полученные знания и умения к решению новых проблем
    • овладеть умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • Метапредметные:
    • уметь понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
    • уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
    • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь  действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
    • уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • Предметные:
    • овладеть  смыслом понятий «десятичные дроби», «равные десятичные дроби», «сложение и вычитание десятичных дробей»;
    • формирование умений строить алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей;
    • формирование умений складывать и вычитать десятичные дроби;
    • понимать и правильно употреблять в устной и письменной речи математические термины «десятичные дроби», «целая и дробная части десятичных дробей», «равные десятичные дроби», «сложение и вычитание десятичных дробей», понимать их в речи учителя.

Раздаточный материал:

  • карточки с алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей;
  • эталон для самопроверки.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности.

Десятичные дроби

1) Какие знания вы приобрели на предыдущих уроках по теме  «Десятичные дроби»?

2) Устно заполните ступеньки I и II «лестницы знаний».

3) Прочитайте десятичные дроби: 2,13; 0,50; 13,63; 15,800; 0,500, 223,0; 2,1 I.30

4) Назовите целые и дробные части.

5) Какие дроби можно записать короче?

6) Назовите равные дроби.

7) Какие операции с десятичными дробями вы умеете выполнять?

8) Сравните дроби:  3,6 и 3,15;       5,31 и 5,127;       0,713 и  0,8

9)  Какой алгоритм мы использовали при сравнении двух десятичных дробей?

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

10) Выполните действия:

1526 + 2321
134 + 5631

11) Сформулируйте правило сложения натуральных чисел.

12) Сложите смешанные числа:

3 + 5; 6 + 11

13) Назовите этапы сложения смешанных чисел.

14) Решите задачу: Маша купила 3,6 кг конфет «Коровка» и 4,271 кг зефира. Какова масса всей покупки?

3. Выявление места и причины затруднения

15) Где же возникло затруднение?

16) Почему же вы не смогли справиться с этим заданием?

4. Построение проекта выхода из затруднения

17) Сформулируйте тему и цель урока.

18) Заполните по ходу урока таблицу «Способы сложения»:

Название Алгоритм Примеры
1 Натуральные числа    
2 Смешанные числа    
3 Десятичные дроби    

19) Можно ли воспользоваться алгоритмом сложения смешанных чисел для сложения десятичных дробей?

20) Найдите сумму десятичных дробей, представив каждую десятичную дробь в виде смешанного числа.

а) 3,6 + 4,271 =  3,600 + 4,271 = 3 + 4= 7 = 7,871 (вместе с классом)
б) Сложите дроби: 12, 27 + 5,301 (1 ученик к доске)

21) Проанализируйте результаты  выполнения действий:

а) Запись десятичной дроби больше похожа  на запись смешанного числа или на запись натурального числа? (На запись натурального числа.)
б) Как складываются натуральные числа? (По разрядам.)

22) Найдите сумму десятичных дробей, используя 3 формы записей сложения в столбик.

   3,6                                  3,6                                 3,6
+ 4,271                          + 4,271                          + 4,271

23)  Выберите верный способ сложения десятичных дробей, сравнив с методом  сложения смешанных чисел.

5. Реализация построенного проекта

24)  Сформулируйте алгоритм сложения десятичных дробей.

25) Проверьте правильность сформулированного алгоритма по карточке (конверт).

26) Соблюдая установленные учителем правила проведения физкультминутки, выполните следующее задание:

– Если я называю натуральное число, вы поднимаете руки вверх, а если десятичную дробь  – приседаете.

25;  732;  18,5;  22;  99; 147,1587,2;  92;  610; 15,33;  750;  2,11.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

27) Выполните сложение №1213 (стр.192)

(выполнение действия у доски по одному человеку с комментированием).

28) По аналогии с алгоритмом сложения десятичных дробей сформулируйте алгоритм вычитания десятичных дробей.

29) Выполните вычитание №1214 (стр.192)

(выполнение действия у доски по одному человеку с комментированием).

30) Сформулируйте алгоритм для сложения и вычитания десятичных дробей.

31) Проверьте правильность сформулированного алгоритма по карточке (конверт)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (конверт)

32) Выполните действия:

а) 23,4 + 5,37;
б) 54,16 – 31,12;
в) 824,5 + 4,17;
г) 7,4 – 3,256;
д) 0,023 + 6,4;
е) 8,1 – 5,46

33) Оцените свою работу по критериям: 5-6 заданий  – «5», 4 задания – «4», 3 задания – «3».

8. Включение в систему знаний и повторение

34) Решите задачу, составив блок-схему.
Винни Пух за завтраком съел 0,15 бочонка меда, а на обед – 0,2 бочонка. Какая часть бочонка меда у него осталась?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

35) Было ли вам сегодня интересно на уроке?
36) Что нового вы узнали на уроке?
37) Заполните устно III ступеньку «лестницы знаний».
38) Какие числа мы научились складывать и вычитать?
39) Как складывают и вычитают десятичные дроби?
40) Какие цели вы сегодня ставили?
41) Достигли ли  вы этих целей?
42) Уверены ли вы, что поняли новый материал?
43) Кто сможет выполнить домашнее задание самостоятельно?

Нарисуйте в тетрадях смайлик, который  отражает ваше настроение сейчас.

10. Домашнее задание:

Откройте дневники и запишите домашнее задание: п.32, стр.190-191 (выучить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей) №1255, №1256, придумать задачу с применением сложения и вычитания десятичных дробей (по желанию).

Приложение 1