Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

Разделы: География


Цель  урока: создать условия для изучения нового материала   и первичного закрепления  способов деятельности   по теме «Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий» на основе технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, ИКТ в форме ГСО в режиме использования  ЭОР с ориентацией  на формирование  личностных, метапредметных, предметных результатов.

Цели урока по содержанию:

  • Обучающие.
    • Базовый уровень: понятия «элементы материальной (жилище, орудия труда) и духовной (традиции, обычаи, религии) культуры», «теократия», «христианство», «ислам», «буддизм», «традиционные верования», «национальные религии».
    • Повышенный уровень: влияние окружающей природной среды на формирование традиций и жилищ разных народов, влияние различных религий на быт, традиции, культуру народов России.
    • Углублённый уровень: межнациональные конфликты, пути их решения.
  • Развивающие.
    • Базовый уровень: называть признаки понятий «элементы материальной (жилище, орудия труда) и духовной (традиции, обычаи, религии) культуры», «теократия», «христианство», «ислам», «буддизм», «традиционные верования», «национальные религии», приводить примеры, описывать особенности этнокультурного наследия народов России, родного края.
    • Повышенный уровень: выявлять зависимость традиций, жилищ  от особенностей природной, социокультурной   среды.
    • Углубленный уровень: исследовать влияние различных религии на быт, традиции и культуру народов России,  проблемы межнациональных конфликтов.
  • Воспитательные: духовно-нравственного развитие и  воспитание на основе развития активной гражданской позиции по отношению к историко-культурному наследию России, в том числе  родного края,  чувства гордости и участия в сохранение и возрождении традиций, обычаев  разных этнических групп  населения.

Тип урока: изучения нового материала   и первичного закрепления  способов деятельности.

ФОУД:  групповая  работа с элементами индивидуальной, фронтальной, дискуссии.

Интегративное пространство урока: история (этнос, суперэтнос, российский суперэтнос, религии, принятие православия), филология (культурно-исторические особенности народов, многоконфессиональность),  МХК (духовная и материальная культура, культурное наследие).

Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0  для ОС Windows, экран, проектор, электронные ресурсы: http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, ГИС.

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР
(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

1. Введение в тему. Постановка проблемной задачи

Цель: формирование регулятивных УУД: саморегуляция.

  Приветствие учащихся. Настрой на работу на уроке. Постановка  проблемных задач.
Россия  – многонациональная страна с этнической мозаикой. Богатым этнокультурным наследием. Почему, что имеем, не храним, потерявши плачем?
Учащиеся проверяют готовности рабочего места  каждого ученика, включение в работу постановки проблемы.

Воспроизведение субъектного опыта.

2 мин
2. Целеполагание и мотивация

УУД:

Регулятивные: саморегуляция.
Целеполагание.

  Сопровождение рассуждений учащихся.
Оказание помощи в конкретизации целей учебного занятия.
Конкретизация целей урока, путем проговаривания алгоритма решения проблемы.
Выбор цели, источников информации, алгоритм решения проблем.
1 мин.
3. Актуализация

УУД:
Регулятивные:
Саморегуляция, коррекция;
Самоанализ, самоконтроль.
Познавательные:
умения строить высказывания;
выделять признаки понятий.

3. Народы и религии России. Обращение к учебнику стр. 223. Используя знания, полученные в 6-7-х классах, вспомнить, в чём проявляется влияние окружающей среды на особенности культуры разных народов. Дают ответ на вопрос.
Дают понятия народ, этнос, суперэтнос.
3 мин.
4. Блок изучения нового материала (организация восприятия и осмысления)

УУД:
егулятивные:
Саморегуляция;
Планирование;
Познавательные:
Поиск и преобразование информации;
умения строить высказывания;
моделировать;
Личностные: коммуникативные (умение слушать и слышать сверстника, проявлять терпимость к чужому мнению)

  Организует работу класса в группах.

Инструктаж работы в группе.

Обращение к Интернет- ресурсам, работа с текстом параграфа стр. 223-229,
работа в группах.

Работают в группах по ИК.

Решение задач разного типа и уровня сложности по предложенным инструкциям.

17 мин.
4. Влияние окружающей природной среды на формирование традиций разных народов. Модуль 1.
Этнографы.
Влияние окружающей природной среды на формирование традиций разных народов.
5. Жилье – одна из главных потребностей человека. Модуль 2.
Физико-географы.
Исследовать влияние окружающей природной среды на формирование жилищ разных народов.
1. Народы и религии России. Модуль 3.
Социологи.
Исследовать влияние различных религий на быт, традиции, культуру народов России.
2. Народы России. Модуль 4.
Политологи.
Проблемы межнациональных  конфликтов, их география.
5. Первичная проверка понимания

УУД:
Регулятивные:
Саморегуляция;
Планирование.
Познавательные:
умения строить высказывания. 

  Организация дискуссий по вопросам групп. Принятие участия в дисскусиях.
Обращение к Интернет-ресурсам, работа с ЭОР.
10 мин.
6. Организация  первичного закрепления

УУД:
Регулятивные:
Саморегуляция;
Планирование;

6. Контроль. Население России. Организация первичного контроля по изученному материалу (базового усвоения материала) через работу с ЭОР. Обращение к Интернет-ресурсам, работа с ЭОР.
Отвечают на вопросы теста.
5 мин.
7. Рефлексия

УУД:
Регулятивные:
Саморегуляция;
Самоконтроль

  Предметная рефлексия организована с использованием ЭОР
Социальная рефлексия:
Рефлексия  настроения и комфортности деятельности.
Проводят самоконтроль. 2 мин.
8. Этап постановки домашнего задания

УУД:
Регулятивные:
Саморегуляция;
Планирование

  Информирует о выполнении уровневого домашнего задания.
Использование ЭОР в самостоятельной домашней подготовке учащихся.
Анализируют информацию, намечают план действий. 3 мин.
9. Этап постановки учебных задач на следующий урок в теме

УУД:
Регулятивные:
Саморегуляция;
Планирование.

  Мотивирует к изучению учебного материала следующего урока. Осознают необходимость предварительной работы для освоения материала,  развивают устойчивый познавательный интерес. 2 мин.

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Народы и религии в России информационный модуль Электронный учебный модуль «Народы и религии России». http://fcior.edu.ru/card/27005/narody-i-religii-rossii.html
2. Народы России (N159924) информационный модуль Мультимедиа. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9e662330-1efd-4cf4-9b25-3aff77047f98/014.swf
3. Народы и религии в России (N182388) информационный модуль Карта включает в себя следующие содержательные слои: народы России, национальная структура по субъектам федерации, распространение основных религий. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e765048a-17e9-47c0-b288-b41ee07becdf/?from=688bda15-9e95-4a24-b1d3-e3e7a5a258bd&interface=themcol
4. Влияние окружающей природной среды на формирование традиций разных народов информационный модуль Электронный учебный модуль "Влияние окружающей природной среды на формирование традиций разных народов http://fcior.edu.ru/card/26997/vliyanie-okruzhayushey-prirodnoy-sredy-na-formirovanie-tradiciy-raznyh-narodov-so-specialnymi-vozmoz.html
5. Жилье – одна из главных потребностей человека. практический модуль  Электронный учебный модуль «Жильё – одна из главных потребностей человека».   http://fcior.edu.ru/card/22466/zhile-odna-iz-glavnyh-potrebnostey-cheloveka-prakticheskie-zadaniya.html
6. Контроль. Население России контрольный модуль Тест с целью отслеживания первичного усвоения материала http://fcior.edu.ru/card/10451/kontrol-naselenie-rossii-ch-2-uglublennoe-izuchenie.html

Модуль 1.

Этнографы.

Влияние окружающей природной среды на формирование традиций разных народов.

Проблема. В начале ХIХ в. известный русский историк Николай Михайлович Карамзин писал о России: «Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами Естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, хладными и жаркими климатами, как Астрахань и Лапландия, Сибирь  и Бессарабия, могли составить одну державу с Москвою?»

Задание: Используя ЭОР 4. "Влияние окружающей природной среды на формирование традиций разных народов", текст учебника и дополнительную информациюзакодировать информацию на выбор либо виде таблицы, либо виде видеоролика (презентации).

Модуль 2.

Физико-географы.

Влияние окружающей природной среды на формирование жилищ разных народов.

Проблема. Традиционные и современные типы жилищ с точки зрения современного жителя с учетом влияния природной среды.

Задание: Используя ЭОР 5. "Жилье – одна из главных потребностей человека", текст учебника и дополнительную информацию закодировать информацию по проблеме на выбор либо виде таблицы, либо виде видеоролика (презентации).

Модуль 3.

Социологи.

Влияние различных религии на быт, традиции, культуру народов России, Кировской области.

Проблема. Церковь – это маленькая модель Вселенной, символизирующая величие и единство земной и небесной жизни. Докажите, что это так.

Задание: Используя  ЭОР 1. "Народы и религии России", текст учебника и дополнительную информацию провести исследование.

Модуль 4.

Политологи.

Межнациональные конфликты, их география.

Проблема. Важным условием стабильного развития многоконфессиональной  страны является уважительное отношение  к людям, исповедующим другую религию. На протяжении многовековой истории России причины межнациональных конфликтов крылись, прежде всего, в политической и экономической жизни страны.
Задание: Используя ЭОР 2. "Народы России", текст учебника и дополнительную информацию подготовиться  к дискуссии по проблеме.