Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определённой темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используются в период предшкольного образования. Целостно-интегрированный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
- Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём (“Безопасность”);
- Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников (“Социализация”);
- Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования (“Труд”);
- Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни (“Познание”);
- Проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры (“Коммуникация”, “Здоровье”);
- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек (“Чтение художественной литературы”);
- Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр (“Художественное творчество”);
- Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера (“Музыка”).
Интеграция в образовательном процессе – особо выстроенный структурный процесс, направленный на:
- Формирование практических умений и навыков на основе усвоения норм и правил окружающего мира.
- Повышение уровня физической подготовленности на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а также развития двигательных качеств и способностей.
- Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Таким образом, интегрированные занятия:
1. Оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками.
2. Повышают уровень образованности.
3. Способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и
формированию различных знаний.
Проблема интеграции дошкольного образования очень важна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.
Используемая литература:
- Инструктор по физкультуре. 2011 №1.
- С.Д.Сажина Технология интегрированного занятия в ДОУ. – ТЦ “Сфера” М.2008.
- Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. Н.Е.Вераксы – М. Мозаика-Синтез, 2011 г.
- Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований – Под общей ред. Микляевой Н.В. – М. УЦ “Перспектива”, 2011 г.
- Управление ДОУ. 2011г, № 7,8.
Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе “Веселые медвежата”.
Задачи:
- Закрепить умение детей ходить змейкой между предметами, сохраняя равновесие.
- Упражнять в подлезании под дугу, не касаясь руками пола; в ходьбе по ребристой доске; в прыжках на двух ногах.
- Развивать ловкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, творчество, физиологическое дыхание, умение регулировать мышечный тонус.
- Познакомить детей с подвижной игрой “Медведь”, способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры.
- Воспитывать устойчивый интерес к занятиям физкультуры, к здоровому образу жизни, целеустремленность.
- Учить детей ориентироваться в масштабном плане, развить образное и пространственное мышление.
- Закрепить знание геометрических фигур и цвета.
- Развить внимание, фантазию детей, помочь детям мыслить без стереотипов, учить детей переносить свойства с частного на общее и наоборот.
- Обучать пониманию себя и умению “быть в мире с собой”, сопереживанию другим людям.
Оборудование: 2 дуги, ребристая доска, мягкие модули, маска медведя, маленькие массажные мячи по количеству детей, 6 обручей, игрушки: волк, лиса, конверты с деталями геометрических фигур.
Здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика – А.Н. Стрельниковой;
- точечный массаж и дыхательная гимнастика – В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;
- профилактика плоскостопия и нарушения осанки – В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;
- массаж с массажными мячиками – К.К. Утробина.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Дети заходят в спортивный зал под веселую музыку врассыпную.
Инструктор. Здравствуйте, ребята! Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос!
Дети: Медведь.
Инструктор: Молодцы, ребята! Это медведь. Смотрите, какой мишка пришёл к нам в гости! Настоящий спортсмен.
А вы хотите превратиться в медвежат?
Дети: Да.
Тогда я говорю волшебные слова, и мы превращаемся в маленьких медвежат: 1-2-3! Абракадабра, бри! Теперь вы не ребята, а озорные медвежата. Друзья нашего Мишки – спортсмена. Построились в колонну по одному и за мной шагом марш!
Мы весёлые ребята Ходьба в колонне по одному.
Наше имя – медвежата.
Любим лазать, пролезать Ходьба на носках, руки в стороны
Любим прыгать и играть,
Мишки по лесу пошли Ходьба на пятках, руки на пояс
По тропинке вдаль зашли.
Лапы выше поднимают Ходьба с высоким подниманием ног
По тропинке вдаль шагают.
Мишки быстро побежали, Легкий бег друг за другом.
На малинный след напали.
Чтобы Мишкам не хворать
Надо шкуру согревать.
Дыхательное упражнение:
(Упражнения выполняются в соответствии с текстом.)
Подуем на плечо, подуем на другое,
Подуем на живот, как трубка станет рот,
А потом на облака и остановимся пока!
Быстро потянулись,
И мне улыбнулись,
Теперь к гостям подойдем,
И им подмигнем!
Мишки шли, шли, шли, Ходьба обычная.
На лужайку пришли.
Все в колонки встали,
Разминаться стали. Перестроение в две колонны.
2. Основная часть. Точечный массаж и дыхательная гимнастика.
1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева. Это упражнение
оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
2. Слегка подергать кончик носа.
3. Указательными пальцами массировать ноздри.
4. Сделать вдох, на выдохе произносить звук “М-м-м-м”, постукивая пальцами по
крыльям носа.
5. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – “сдуваем снежинку с ладони”.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Медвежата в чаще жили И.п. ноги на ширине стопы, руки на поясе.
Головой своей крутили 1-4 – повороты головы в стороны.
Вот так, вот, так. По 3 раза в каждую сторону.
Головой своей крутили.Медвежата мёд искали, И.п. ноги на ширине стопы, руки внизу,
Дружно дерево качали 1-2 – поднять руки вверх, помахать ими.
Вот, так, вот так, 3-4 – и.п.
Дружно дерево качали. 5-6 раз.Ну-ка мишка повернись, И.п.стоя на коленях, руки на поясе.
Ну-ка мишка покажись, 1– поворот туловища в правую сторону, руки в стороны;
Вот так, вот так, 2– и.п.
Ну-ка, мишка, покажись 3– поворот туловища в левую сторону, руки в стороны; 4– и.п. по 3 раза в каждую сторону.Вперевалочку ходили, И.п. ноги врозь, руки на поясе.
Из речки воду пили 1 – наклон вниз, руками дотронуться до пола.
Вот так, вот так, 2– и.п. 5–6 раз.
Из речки воду пили.Хлопай мишка, И.п.– ноги на ширине ступни, руки на поясе.
Топай мишка, 1-присесть, руки вперед.
Приседай со мной братишка 2– и.п. 5–6 раз.А потом они плясали, И.п. ноги вместе, руки вверх.
Выше лапы поднимали? Прыжки на двух ногах на месте. Чередовать с ходьбой 2 раза.
Молодцы, а теперь мы с вами пройдём по извилистой тропинке, перепрыгнем с кочки на кочку – и попадём на полянку.
Основные виды движений:
1. Ходьба змейкой вокруг цветных модулей Ты по тропинки иди,Руки в стороны
держи.
Резво Мишка прыгай в болото не попади Руки на поясе прыжки из обруча в
обруч
Пришли на полянку. Ребята, кто-то сидит под ёлкой. Как вы думаете кто это?
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит – бродит он молчком,
Уши серые торчком.
Кто это, ребята?
Дети: Волк!
А сейчас по дорожке пойдем, к новому приключению придем!
2. Ходьба по ребристой доске По дорожке шагай.
3. Подлезание под дугу.
Под елочкой подлезай
И, чтоб ручки не запачкать,
На коленки убирай.
Смотрите, кто нас здесь встречает:
Рыжая плутовка,
Хитрая, ловкая,
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
Дети: Лиса!
Молодцы! Правильно ответили! Все знаете! Ребята, смотрите, лиса вам приготовила задание. Лиса хитрая, перепутала все фигуры, давайте их соберём.
Детям раздают разрезные картинки, из которых они должны составить целое изображение – из геометрических фигур – лесную поляну (ёлки из треугольников, солнце, грибы).
Молодцы, все с заданием справились. А сейчас поиграем.
Подвижная игра “Медведь”.
Играющие становятся в круг. Выбирается водящий – “медведь”. Он стоит в центре круга, изображая, что спит. Дети, взявшись за руки, хором произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.
Текст
Как-то мы в лесу гуляли |
Текст Движения Ходьба по кругу, взявшись за руки |
Дети разбегаются по залу, медведь догоняет их, до кого дотронется, тот выбывает из игры.
На стульчики не садимся – это нарушение правил.
3. Заключительная часть.
Молодцы, медвежата, вы справились с заданиями.
А сейчас я опять скажу волшебные слова, и вы превратитесь в ребят!
“1-2-3 – Абракадабра, бри”. Ну, вот вы опять ребята.
Дети, вы тренировались, играли, немного устали, садитесь скорее в кружок, давайте сделаем небольшой массаж.
Дети берут массажные мячи и садятся на пол по кругу. Фоном звучит тихая музыка.
1. Массаж кистей рук:
Ребята в кружок собираются, А ёжики в ручки забираются. Ёжик, ёжик, ты колючий, Покатайся между ручек. Мячик катается, ладошка улыбается. Детки стараются, ёжик медленно катается. Вдруг он быстро побежал, побежал, побежал. На ладошку нажал. Посмотри-ка, ямки стали, А ладошки не устали.
2. Массаж правой и левой руки:
Катаем мячик вверх и вниз сначала по одной руке, затем по другой, слегка надавливая на мяч (от кисти к плечу и обратно).
3. Массаж груди:
Мячик катаем ладошкой по кругу на груди.
4. Массаж ног:
Делают массаж сначала правой ноги, затем левой.
Дети убирают мячи.
А теперь пришла пора, в группу вам идти друзья.
Использованная литература
- А.С. Галанов “Игры, которые лечат” – для детей от 3 до 5 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2005.– 96 с.
- Б.Б. Егоров, В.Г. Кудрявцев “Развивающая педагогика оздоровления”.
- А.В. Кенеман, Т.И. Осокина “Детские народные подвижные игры” М.”Просвещение”; Владос,1995. – 224 с.: илл. – ISBN 5-09-005876 – 8.
- Л.И. Пензулаева “Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста 3–7 лет” – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 128 с. ISBN 5-691-00651-7.
- К.К. Утробина “Занимательная физкультура в детском саду для детей 3–5 лет” – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 104 с.
- М.Н.Щетинин “Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей” – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).