Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности

Разделы: Общепедагогические технологии


Предметная Неделя – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т.п. Мероприятия Предметной Недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.

  • Является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
  • Позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка.
  • Рассматривает проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности развитие осознанных мотивов учени.
  • Связана с основным программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор.
  • Даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры.
  • Показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.

Специфика Предметной Недели как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.

Главной особенностью Предметной Недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.

Цели и задачи проекта

Цель.

Поиск путей и способов выполнения социального заказа: создание оптимальных условий

  • для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
  • для стимулирования творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.

Задачи проекта.

1) Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
2) Формирование ключевых компетенций у обучающихся: предметной, социальной, информационной, коммуникативной.
3) Совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса по предметам точного и естественнонаучного цикла;
4) Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности
5) Формирование команды педагогов, решающих проектные задачи;
6) Поддержание социального имиджа школы.

Основная часть.

Механизм проекта и этапы его реализации.

Механизм реализации проекта включает:

  • концептуальную составляющую: принципы реализации проекта;М
  • организацию и порядок проведения Предметной Недели (план-график подготовки, этапы и сроки реализации абстрактного проекта);
  • методические рекомендации по разработке, организации и проведению мероприятий Предметной Недели;
  • определение роли учителя при организации и проведении Предметной Недели;
  • формы поощрения участников Предметной Недели;
  • анализ рисков;
  • план реализации проекта Предметной Недели по определенной тематике (план-график с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

Принципы организации проекта.

1. Принцип развития:

1. личности учащегося и учителя через взаимодействие;
2. индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
3. стимулирование творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.

2. Принцип личной причастности: Каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.

3. Принцип массовости: Работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся.

4. Принцип доступности: Подбираются разноуровневые задания.

5. Принцип заинтересованности: Задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию.

6. Принцип междисциплинарного подхода: Формирует у школьника интегративное мышление и общую картину мира.

7. Принцип выбора и ответственности: Учащиеся самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие, секцию в которой будут участвовать, и несут ответственность за сделанный выбор.

8. Принцип соревновательности: Ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов

9. Принцип открытости: Участвовать в мероприятиях Недели, в активной группе по подготовке и проектированию могут все желающие, согласно своему выбору.

10. Принцип сотрудничества: Предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах Учащийся – Учитель, Старшие – Младшие, Учащийся – РодительИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНО

11. Принцип неповторимости, особости: Каждая следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха.

Организация и порядок проведения Предметной Недели.

  • Организатором предметной недели является методическое объединение.
  • Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы методического объединения. Тематика предметной недели определяется на заседании методического объединения и является единой.
  • Мероприятия Предметной Недели соответствуют целям и тематике недели.
  • Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
  • Проект предполагает разработку положения, регулирующего все тонкости оценивания мероприятий. В течение всего срока ведется экран, демонстрирующий коллективные результаты участников Предметной Недели.

Анализ рисков.

Участники. Риски. Пути преодоления.
Руководитель проекта. Трудности во взаимодействии с участниками проекта. Консультирование участников проекта, мотивация.
Учащиеся. Перегрузка.
  • Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
  • Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учетом интересов детей
Родители. Низкая компетентность родителей в данном вопросе Педагогическое консультирование.
Педагоги. Высокая загруженность.

Нежелание сотрудничать.

Нематериальное стимулирование.

Ресурсное обеспечение проекта.

Ресурсы, необходимые для реализации Проекта:

1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием).

2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование кадров по реализации проекта).

3. Обеспечение кадровых условий (подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта).

4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).

5. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).

6. Обеспечение научно-методических условий. Создание научно-методического обеспечения реализации проекта:

  • различных методических памяток и рекомендаций;
  • сценариев мероприятий по тематике Предметной Недели;
  • дидактических ресурсов с готовыми мероприятиями по тематике Предметной Недели, выполненные в PowerPoint и Flash;
  • пустых шаблонов мероприятий, выполненные в Power Point и Flash;
  • рекомендаций для учителя по работе с шаблонами.

7. Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.

8. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов с современным рабочем местом учителя).

9. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).

Ожидаемые результаты.

На уровне социума.

1. Повышение имиджа учреждения в социуме; 2. Расширение сетевого взаимодействия.

На уровне учреждения.

Школа:

  • сформирует и подготовит творческую команду учеников и педагогов;
  • получит эффективную образовательную среду;
  • пополнит методическую базу по предметам точного и естественнонаучного циклов;
  • сформирует банк педагогических технологий для развития учащихся.

На уровне администрации:

  • мониторинг уровня профессионализма учителя;
  • представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы;
  • подготовка материалов к публикации.

На уровне обучающегося;

Ученики продемонстрируют сформированность:

  • Информационной, социальной, коммуникативной компетенции:
    – умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
    – умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
    – умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
    – умение оценивать результаты;
    – умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
    – умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.
  • Предметной, познавательной компетенции:
    – подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Предметной Недели;
    – расширение истогрико-научного кругозора учащихся в предметной области.

На уровне педагога.

Учителя:

  • создадут условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей своих учеников;
  • помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
  • овладеют творческими подходами к преподаванию своего предмета;
  • усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий Предметной Недели.

На уровне родителей

1. Сформированность мотивации к сотрудничеству со школой;
2. Высокая степень включенности родителей в деятельность школы;
3. Повышение коммуникативной культуры.

Критерии, показатели и методы оценки эффективности.

Разработанные критерии эффективности проекта “Предметная неделя как средство развития интеллектуальности личности”, позволяют выявить

  • успешность проекта и его значимость для ОУ;
    – Массовость проекта.
    – Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.
  • развитие индивидуальности личности ученика;
    – Владение предметными компетентностями:
    – Индивидуальные достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
    – Достижения классных коллективов в образовательных областях.
    – Владение школьниками социальной и коммуникативной компетентностями.
  • формирование имиджа образовательного учреждения;
  • развитие индивидуальности личности учителя.
    – Рейтинговая оценка проведения ПД методическими объединениями на конкурсной основе в рамках творческого отчета предметно-методической кафедры.

Система информирования о проекте:

  • сайт школы,
  • стенд,
  • школьная радиотрансляционная сеть,
  • ученический совет школы,
  • родительские собрания,
  • классные часы.

Дальнейшее развитие проекта.

Особенностью проекта может быть его масштабируемость, дополняемость. На основе этого проекта предполагается:

– участие в различных методических конкурсах;
– публикации, распространение опыта.
– развитие виртуальной составляющей проекта с целью привлечения большего числа участников.

Значимость проекта для других образовательных учреждений.

Практическая значимость проекта заключается в том, что его методические и дидактические разработки могут использоваться при организации и проведении предметной недели по любому предмету и в любом образовательном учреждении.

Заключение.

Аналоговый анализ.

Критерий. МОУ гимназия № 1 Другие ОУ
Обоснование необходимости проекта.
Новизна проектной идеи.
Системность проекта.
Эффективность проекта.
Масштабность проекта.
Целеполагание.
Инструментальность (управляемость проекта).
Полнота проектной идеи.
Согласованность структурных частей проекта.
Адекватность показателей оценки эффективности проекта.
Реалистичность проекта.
Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

Список литературы

  1. Закон об образовании 2013 – федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
  2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения.
  3. Новые технологии в образовании:http://edu.secna.ru/main/.
  4. Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/;
  5. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Организация деятельности методического объединения в школе. Учебно-методическое пособие.
  6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия:http://mega.km.ru
  7. Математика. 5–11 классы: Игровые технологии на уроках/ автор-составитель Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – 223 с.
  9. Азимов А. Краткая история химии. От магического кристалла до атомного ядра М.: Центрполиграф, 2003 – 288 с.