Предметная Неделя – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т.п. Мероприятия Предметной Недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
- Является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
- Позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка.
- Рассматривает проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности развитие осознанных мотивов учени.
- Связана с основным программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор.
- Даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры.
- Показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.
Специфика Предметной Недели как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
Главной особенностью Предметной Недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.
Цели и задачи проекта
Цель.
Поиск путей и способов выполнения социального заказа: создание оптимальных условий
- для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
- для стимулирования творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.
Задачи проекта.
1) Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных
видах деятельности.
2) Формирование ключевых компетенций у обучающихся: предметной,
социальной, информационной, коммуникативной.
3) Совершенствование методического обеспечения образовательного и
воспитательного процесса по предметам точного и естественнонаучного цикла;
4) Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной
деятельности
5) Формирование команды педагогов, решающих проектные задачи;
6) Поддержание социального имиджа школы.
Основная часть.
Механизм проекта и этапы его реализации.
Механизм реализации проекта включает:
- концептуальную составляющую: принципы реализации проекта;М
- организацию и порядок проведения Предметной Недели (план-график подготовки, этапы и сроки реализации абстрактного проекта);
- методические рекомендации по разработке, организации и проведению мероприятий Предметной Недели;
- определение роли учителя при организации и проведении Предметной Недели;
- формы поощрения участников Предметной Недели;
- анализ рисков;
- план реализации проекта Предметной Недели по определенной тематике (план-график с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
Принципы организации проекта.
1. Принцип развития:
1. личности учащегося и учителя через взаимодействие;
2. индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в
образовательном учреждении;
3. стимулирование творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов
в продуктивном самовыражении.
2. Принцип личной причастности: Каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
3. Принцип массовости: Работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся.
4. Принцип доступности: Подбираются разноуровневые задания.
5. Принцип заинтересованности: Задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию.
6. Принцип междисциплинарного подхода: Формирует у школьника интегративное мышление и общую картину мира.
7. Принцип выбора и ответственности: Учащиеся самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие, секцию в которой будут участвовать, и несут ответственность за сделанный выбор.
8. Принцип соревновательности: Ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов
9. Принцип открытости: Участвовать в мероприятиях Недели, в активной группе по подготовке и проектированию могут все желающие, согласно своему выбору.
10. Принцип сотрудничества: Предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах Учащийся – Учитель, Старшие – Младшие, Учащийся – РодительИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНО
11. Принцип неповторимости, особости: Каждая следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха.
Организация и порядок проведения Предметной Недели.
- Организатором предметной недели является методическое объединение.
- Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы методического объединения. Тематика предметной недели определяется на заседании методического объединения и является единой.
- Мероприятия Предметной Недели соответствуют целям и тематике недели.
- Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
- Проект предполагает разработку положения, регулирующего все тонкости оценивания мероприятий. В течение всего срока ведется экран, демонстрирующий коллективные результаты участников Предметной Недели.
Анализ рисков.
Участники. | Риски. | Пути преодоления. |
Руководитель проекта. | Трудности во взаимодействии с участниками проекта. | Консультирование участников проекта, мотивация. |
Учащиеся. | Перегрузка. |
|
Родители. | Низкая компетентность родителей в данном вопросе | Педагогическое консультирование. |
Педагоги. | Высокая загруженность. Нежелание сотрудничать. |
Нематериальное стимулирование. |
Ресурсное обеспечение проекта.
Ресурсы, необходимые для реализации Проекта:
1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием).
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование кадров по реализации проекта).
3. Обеспечение кадровых условий (подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта).
4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).
5. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).
6. Обеспечение научно-методических условий. Создание научно-методического обеспечения реализации проекта:
- различных методических памяток и рекомендаций;
- сценариев мероприятий по тематике Предметной Недели;
- дидактических ресурсов с готовыми мероприятиями по тематике Предметной Недели, выполненные в PowerPoint и Flash;
- пустых шаблонов мероприятий, выполненные в Power Point и Flash;
- рекомендаций для учителя по работе с шаблонами.
7. Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.
8. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов с современным рабочем местом учителя).
9. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).
Ожидаемые результаты.
На уровне социума.
1. Повышение имиджа учреждения в социуме; 2. Расширение сетевого взаимодействия.
На уровне учреждения.
Школа:
- сформирует и подготовит творческую команду учеников и педагогов;
- получит эффективную образовательную среду;
- пополнит методическую базу по предметам точного и естественнонаучного циклов;
- сформирует банк педагогических технологий для развития учащихся.
На уровне администрации:
- мониторинг уровня профессионализма учителя;
- представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы;
- подготовка материалов к публикации.
На уровне обучающегося;
Ученики продемонстрируют сформированность:
- Информационной, социальной, коммуникативной компетенции:
– умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
– умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
– умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
– умение оценивать результаты;
– умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
– умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности. - Предметной, познавательной компетенции:
– подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Предметной Недели;
– расширение истогрико-научного кругозора учащихся в предметной области.
На уровне педагога.
Учителя:
- создадут условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей своих учеников;
- помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
- овладеют творческими подходами к преподаванию своего предмета;
- усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий Предметной Недели.
На уровне родителей
1. Сформированность мотивации к сотрудничеству со школой;
2. Высокая степень включенности родителей в деятельность школы;
3. Повышение коммуникативной культуры.
Критерии, показатели и методы оценки эффективности.
Разработанные критерии эффективности проекта “Предметная неделя как средство развития интеллектуальности личности”, позволяют выявить
- успешность проекта и его значимость для ОУ;
– Массовость проекта.
– Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью. - развитие индивидуальности личности ученика;
– Владение предметными компетентностями:
– Индивидуальные достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
– Достижения классных коллективов в образовательных областях.
– Владение школьниками социальной и коммуникативной компетентностями. - формирование имиджа образовательного учреждения;
- развитие индивидуальности личности учителя.
– Рейтинговая оценка проведения ПД методическими объединениями на конкурсной основе в рамках творческого отчета предметно-методической кафедры.
Система информирования о проекте:
- сайт школы,
- стенд,
- школьная радиотрансляционная сеть,
- ученический совет школы,
- родительские собрания,
- классные часы.
Дальнейшее развитие проекта.
Особенностью проекта может быть его масштабируемость, дополняемость. На основе этого проекта предполагается:
– участие в различных методических конкурсах;
– публикации, распространение опыта.
– развитие виртуальной составляющей проекта с целью привлечения большего числа
участников.
Значимость проекта для других образовательных учреждений.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его методические и дидактические разработки могут использоваться при организации и проведении предметной недели по любому предмету и в любом образовательном учреждении.
Заключение.
Аналоговый анализ.
Критерий. | МОУ гимназия № 1 | Другие ОУ |
Обоснование необходимости проекта. | ||
Новизна проектной идеи. | ||
Системность проекта. | ||
Эффективность проекта. | ||
Масштабность проекта. | ||
Целеполагание. | ||
Инструментальность (управляемость проекта). | ||
Полнота проектной идеи. | ||
Согласованность структурных частей проекта. | ||
Адекватность показателей оценки эффективности проекта. | ||
Реалистичность проекта. | ||
Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег. |
Список литературы
- Закон об образовании 2013 – федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения.
- Новые технологии в образовании:http://edu.secna.ru/main/.
- Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/;
- Макарова Т.Н., Макаров В.А. Организация деятельности методического объединения в школе. Учебно-методическое пособие.
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия:http://mega.km.ru
- Математика. 5–11 классы: Игровые технологии на уроках/ автор-составитель Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – 223 с.
- Азимов А. Краткая история химии. От магического кристалла до атомного ядра М.: Центрполиграф, 2003 – 288 с.