Национально-региональный компонент (культурное наследие – памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры, природа родного края и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к месту, где родился и живёт, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Задача современного дошкольного образования – заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Цикл занятий по ознакомлению детей с храмами и соборами города Вологды предполагает работу с детьми по ознакомлению с родным краем. Дети получают знания о памятниках архитектуры родного города, которые являются важными достопримечательностями Вологды, что определяет необходимость исторического экскурса в прошлое города, так как развитие архитектуры также уходит своими корнями вглубь истории. Дети знакомятся с храмами и соборами, со специфическими архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, ротонды, барабан (круглая часть под куполом), а так же узнают об их роли в архитектурном, культурном и духовном развитии Вологды. Работая в этом направлении, прежде всего надо опираться на региональные особенности той местности, в которой они живут.
С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником мест своего ближайшего окружения, как правило, начинается с восприятия архитектуры, а близлежащие здания и сооружения оказывают решающее влияние на формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется, прежде всего, в контексте ознакомления с родным городом, его историей, культурой, достопримечательностями и памятниками.
Архитектура обладает значительным потенциалом в художественно-эстетическом, познавательно-речевом и социально-личностном развитии ребенка-дошкольника, потенциалом, который, к сожалению, недостаточно осознается и далеко не в полной мере используется в практике дошкольного образования.
При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.
По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.
С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений: “Знакомство с архитектурными объектами делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию”.
Интеграция образовательных областей “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Музыка”
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с храмовой архитектурой Вологды.
2. Закрепить знания детей о своём городе.
3. Обобщать и систематизировать ранее полученные знания о достопримечательностях
Вологды
4. Развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать и анализировать.
5. Воспитывать любовь и уважение к культуре и традициям своего родного края.
Словарная работа. Купола, колокольня, звонница, барабан, архитектура, цилиндр.
Материалы и оборудование.
Карта России, Карта Вологодской области, карта города Вологды (на карте города – условные обозначения храмов и соборов, которые рассматриваются на занятии), фотовыставка “Храмы и соборы Вологды”, набор открыток с изображением пейзажа и детали храма для выполнения коллективной работы, аудиозапись песни “Вологда”, аудиозапись колокольного звона, цилиндр (строительный материал), барабан (музыкальный инструмент).
Предварительная работа.
Пешеходная экскурсия к храму Сергия Радонежского, автобусная экскурсия к Вологодскому Кремлю, автобусная экскурсия к Храмам покрова на Козлёне и Иоанна Предтечи; рассматривание открыток из набора “Храмы и Соборы Вологды”, чтение “Вот какой Рассеянный…” С.Маршака; работа с картами России, Вологодской области, города Вологды; заучивание стихотворения “Вологда” С.Громовой; подготовка юных экскурсоводов; изготовление фона с изображением пейзажа для коллективной работы.
Ход занятия
1. Звучит вступление к песне “Вологда” муз. Б.Мокроусова, сл. М.Матусовского.
– Внимание, внимание поезд “Белые ночи” прибыл в город Вологду (аудиозапись).
Появляется Рассеянный с улицы Бассейной.
Рассеянный: Это что за остановка, Бологое иль Поповка? (Это город Вологда.)
Рассеянный: Что за город такой? Ничего о нём не слышал…
Воспитатель: Ребята, вы узнали нашего гостя? (Рассеянный.) Давайте познакомим его с нашим городом?
(Дети читают стихотворение.)
Вологда.
Если приедешь в Вологду
На колокольню сходи.
И с высоты на город
В этот же день погляди.
Взору откроется много
Северных наших чудес
И ты рукою достанешь
Сразу до самых небес!
А сверху на город посмотришь –
Закружится вдруг голова,
И купола засверкают
Древнего Чудо – Кремля.
Дальше Соборная Горка –
Любят её земляки,
Летом они загорают
Здесь, возле самой реки.
Вологдой город зовётся,
Вологда – и река.
Здесь почитают люди
Каждого земляка.
Вологда! Милый город!
Как я люблю тебя!
Ведь не могу прожить я
Вдали от тебя ни дня.
(С. Громова)
Воспитатель: О каких достопримечательностях нашего города говорится в этом стихотворении? (Колокольня, Соборная Горка, Софийский собор, Вологодский Кремль.)
Рассеянный: Какие интересные названия!
2. Рассеянный: Я вижу карту России, вот мой родной город Санкт-Петербург, а Вологда где?
Воспитатель: Наш город тоже есть на карте России. Дети, кто сможет показать Вологду на карте? (Дети показывают.)
Рассеянный: Я вижу тут ещё какую-то карту… (Показывает на карту Вологодской области.)
Воспитатель: Дети расскажите Рассеянному, что это за карта и покажите на ней наш город.
Рассеянный (подходит к фотовыставке):
– Какие красивые здания! Они все находятся в вашем городе?
Воспитатель: На этих фотографиях храмы и соборы нашего города, который расположился по берегам реки Вологды. Это старинный город, ровесник столицы России Москвы. Вологда старинная была богата на храмы и соборы – их насчитывалось более 50. Три века подряд вологжане хранили старые храмы и строили новые. К сожалению, за последние 100 лет, 34 храма были частично или полностью разрушены. Те храмы, которые сохранены, являются памятниками архитектуры и охраняются государством, так как они являются украшением нашего города.
Рассеянный: Как интересно! А что такое архитектура?
Ответы детей (Архитектура – искусство располагать, строить и украшать здания.)
Воспитатель: Ребята, мы с вами были на экскурсиях по нашему городу. Вспомните и расскажите Рассеянному, с какими храмами и соборами мы с вами уже познакомились (Храм Сергия Радонежского, Софийский собор, Храм покрова на Козлёне, Храм Иоанна Предтечи).
– Молодцы, вы вспомнили и перечислили все знакомые вам храмы.
– А теперь назовите архитектурные детали храмов и соборов, с которыми мы познакомились на экскурсиях. (Купола, барабаны, колокольни, звонницы, колонны.)
3. Рассеянный: А я знаю, что такое барабан! (Показывает музыкальный инструмент детям.)
Воспитатель: Дорогой Рассеянный, ребята имели ввиду совсем другой барабан – основание купола. (Показывает на фотографии.)
– Дети, попробуйте объяснить Рассеянному, почему основание купола и музыкальный инструмент называются одинаково. А поможет вам это геометрическое тело… (показывает цилиндр). Совместно приходим к выводу, что основание купола и музыкальный инструмент внешне похожи и имеют одинаковую геометрическую форму цилиндра.
4. Д/игра “Сходство и различие”.
Барабан – музыкальный инструмент. | Барабан – основание купола. |
Сделан из дерева (пластмассы) и кожи (плёнки). | Сделан из камня (может быть построен из дерева). |
Может звучать. | Не может звучать. |
Маленький. | Большой. |
Нет окон. | Иногда бывают окна. |
Делает мастер. | Строит строитель. |
Находится в помещении (иногда выносят на улицу, когда играет оркестр). | Находится на улице. |
5. Воспитатель: Я приглашаю вас посетить фотовыставку “Храмы и соборы Вологды”. (Подходит к фотографии Вологодского Кремля.)
– Где расположен Вологодский Кремль?
(На берегу реки Вологды.)
– Какой собор находится на территории Кремля?
(Софийский собор.)
– Как называется место на берегу реки рядом с Софийским Собором?
(Соборная Горка.)
– Найдите и покажите на карте города Софийский собор и Соборную Горку.
(Дети показывают.)
Воспитатель: Сейчас наши юные экскурсоводы о некоторых храмах и соборах, с которыми мы познакомились во время экскурсий.
Алина: Самый старейший в нашем городе – Храм Николы во Владычной слободе. Он был построен в начале 17 века. Посвящён святому Николаю Чудотворцу. Он представляет собой высокий куб, увенчанный 5-ю тесно и красиво поставленными куполами. Основания куполов – барабаны – покрыты красивым ажурным рисунком. Углы и середина храма оформлены в виде колонн. Рядом расположена колокольня со звонницей и колоколами, украшенная изящным узором.
Коля: Храм Андрея Первозванного удивительно красив. Он находится на берегу реки Вологды на Фрязиновской улице. Храм сменил древнюю деревянную церковь. Первоначально он был пятиглавым. Сейчас у этого храма только один купол. В конце прошлого века прошла его реставрация.
Маша: Храм Сретенья был построен в 17 веке. Гладкие стены этого храма украшены окнами с колоннами и лепным узором. Колокольня была построена позже, в 18 веке. Стройная , высокая, она придаёт храму лёгкость.
Алёша: Это – храм Варлаама Хутынского. Он был построен в 17 веке. Храм представляет собой двухэтажное здание, в центре которого расположена ротонда (полукруг), поддерживаемая четырьмя колоннами. Верхний этаж украшает звонница необычного вида. Звонница заканчивается шпилем.
7. Д/игра “Найди такой же”.
Предложить детям и гостю взять открытки из набора с изображением храмов и соборов Вологды, найти изображение этого собора на фотовыставке.
Рассеянный играет вместе с детьми, ошибается, дети исправляют его ошибки.
8. Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Для того, чтоб наш гость лучше запомнил новые для него названия архитектурных деталей и частей, мы с вами, ребята, сейчас все вместе “построим” собор.
Коллективная аппликация из подготовленных форм.
“Собор с колокольней”.
Дети работают под колокольный звон (аудиозапись). Рассеянный наблюдает за работой детей, восхищается красотой собора.
Закрепление в активном словаре: купола, колокольня, звонница, барабан.
9. Рассеянный благодарит детей за интересное “путешествие” по храмам и соборам Вологды, прощается с детьми.
Звучит песня “Вологда”.