Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).

Эта проблема и подтолкнула нас к разработке проекта “Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста”, т. к. пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров головного мозга. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Цель проекта: укрепление психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пальчиковыми играми.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая, индивидуальные особенности ребенка.
2. Развивать коммуникативные способности детей.
3. Развивать психические процессы детей (внимание, память, воображение).
4. Научить родителей использовать пальчиковые игры в домашней обстановке.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.

Образовательная область: коммуникация.

Области интеграции: познание, здоровье, коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Этапы осуществления проекта “Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста”.

Этапы Мероприятия
1-й этап.

Подготовительный.

– Обсуждение цели и задач проекта.
– Составление плана реализации проекта, прогнозирование результата.
– Вызвать интерес к проекту всех его участников, дать представление о том, как можно в нем участвовать.
– Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
– Изучение методической литературы по данной теме.
– Оказание информационной и методической помощи родителям.
– Изготовление дидактических игр, пособий для развития мелкой моторики.
– Разработка компьютерных презентаций.
– Систематизация пальчиковых упражнений, игр.
– Совместный поиск информации по теме проекта.
– Приобретение игр для развития мелкой моторики, пальчиковых театров; необходимой методической литературы.
– Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.
– Составление плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком.

2-й этап.

Основной.

 

– Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед для родителей: “Влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка”, “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
– Проведение мастер-класс для родителей “Дидактические игры для развития мелкой моторики”.
– Проведение семинара-практикума для родителей “С пальчиками играй, про язычок не забывай”.
– Включение пальчиковой гимнастики в образовательные области, комплексы утренней гимнастики, во все режимные моменты.
– Фотосессия “Учимся играть пальчиками”.
– Разучивание потешек, стихотворений.
3-й этап.

Заключительный.

– Презентация материалов проекта.
– Фотовыставка “Говорящие пальчики”.
– Выставка детских работ “Все умеют наши ручки!”.
– Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики.
– Издание сборника рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.

Ожидаемые результаты:

1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.

Перспектива на будущее: разработать проект по развитию речи детей посредством театральной деятельности.