Викторина "Умники и умницы" на тему "Наш Клин родной"

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: умники и умницы


Цель: формирование у детей духовно-нравственных качеств на основе изучения истории родного города.

Задачи:

  • расширять представления детей о родном городе;
  • закреплять знания о символике города, его достопримечательностях, о знаменитых людях-земляках;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Материалы: макеты исторических зданий, фотографии с видами города, конверты с частями изображения герба города.

Оборудование: три дорожки с разноцветными секторами, три кубика с эмблемами групп, подставки для жетонов.

Предварительная работа:

  • рассматривание фотоиллюстраций с видами города; создание альбома “7 чудес Клинского края” (достопримечательности Клина);
  • чтение художественной литературы (И. Никитина “Сказки о Клинской земле”, “Клинская Алёнушка”).

В игре-викторине участвуют три команды:

  • подготовительная к школе логопедическая группа № 4;
  • старшая логопедическая группа № 9;
  • старшая группа № 11.

В команде 5 детей и 3 родителей.

Ведущая: Шаркова Л.В., воспитатель старшей логопедической группы № 9.

Ход игры

Организационный этап.

(Под музыку П.И. Чайковского дети проходят в зал и встают у центральной стены).

Ведущий.

День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора,
Ее начинать нам настала пора.

Сегодня мы предлагаем вам, ребята, принять участие в игре-викторине “Умники и умницы”, в которой подведем итог вашим знаниям о родном городе, в котором живем, о его символике, достопримечательностях, знаменитых людях-земляках.

Знания, умение мыслить логично и нестандартно помогут вам получить жетоны, а самой сообразительной команде победить!

Ведущий объясняет правила игры.

Перед командами-участницами – три дорожки, которые поделены на разноцветные сектора. У каждой дорожки будет стоять кубик с эмблемой группы.

За правильный ответ вы получаете право перейти в следующий сектор, и так, до конца дорожки.

Та команда, которая дойдет первой и победит.

Ведущий. Разрешите представить уважаемое жюри:

  • заведующая МДОУ д/с № 2 “Калинка” Дунаева Любовь Константиновна;
  • учитель-логопед МДОУ д/с № 2 “Калинка” Безрукова Вера Васильевна;
  • воспитатель старшей логопедической группы МДОУ д/с № 2 “Калинка” Сазонова Любовь Александровна.

Жюри будет подводить итоги по каждому конкурсу.

Ведущий. А теперь, разрешите объявить наш

1 конкурс “Конкурс приветствия”

Показ эмблемы группы и чтение речевки. (Приложение 1)

1-я команда “Знатоки” (4 группа)

Мы ребята – молодцы,
Главные здесь Знатоки.
На все вопросы отвечать
Мы будем рады.
И верим:
Унесем с собою все награды.

2-я команда “Мудрецы” (9 группа)

1, 2, 3, 4, 5
Начинаем мы играть.
Задавайте нам вопросы
Будем дружно отвечать.
Кто где жил, когда родился
И прославил город наш.
Изучать всегда мы рады
Наш любимый Клинский край!

3-я команда “Отличники” (11 группа)

Здесь “отличникам” все рады,
Ждут нас конкурсы, награды.
Приглашаем поиграть
Ум, смекалку показать!

Подведение итогов первого конкурса (жюри каждой команде вручает жетоны).

2 конкурс “Разминка”

Ведущий. Следующий наш конкурс “Разминка”. Каждой команде будет задан вопрос, на который она должна ответить. Если ответа не будет, вопрос переходит к другой команде.

Вопросы командам

1.1. Как можно назвать человека, который родился и вырос в Клин?

1.2. В какой области находится наш город?

1.3. На какой реке стоит город Клин?

***

2.1. Какие улицы города вы знаете?

2.2. Какие спортивные сооружения есть в нашем городе?

2.3. Какие музеи есть в Клину и Клинском районе?

***

Назовите здания, изображенные на фото:

3.1. Здание администрации.

3.2. Здание детской поликлиники.

3.3 Здание детской библиотеки.

Вопросы к родителям.

  1. Сколько лет исполнится нашему городу?
  2. Назовите районы, которые граничат с Клинским районом.
  3. Перечислите предприятия нашего города и района.

Подведение итогов второго конкурса (переход в желтый сектор дорожки).

3 конкурс “Ими гордится Клин”

(О знаменитых земляках)

Ведущий. Наша игра продолжается. Вы должны будете догадаться, о каком знаменитом земляке я вам расскажу.

  1. Его вдохновляла природа нашего города, он очень любил тишину Майдановского парка. Благодаря его музыке, наш город известен во всем мире. (П.И. Чайковский)
  2. Наш земляк, дважды герой Советского Союза, конструктор космических кораблей. Его именем названо любимое место отдыха клинчан. (С.А. Афанасьев)
  3. Писатель, автор детских книг “Чук и Гек”, “Мальчиш-кибальчиш”, “Голубая чашка”. Из нашего города ушел на фронт и погиб, защищая Родину от фашистов. (А.П. Гайдар)

Подведение итогов третьего конкурса (переход в красный сектор).

4 конкурс. Музыкальный. “Как называется произведение”

(по произведениям П.И. Чайковского)

Детям (из “Детского альбома” П.И. Чайковского)

  1. “Болезнь куклы”.
  2. Новая кукла”.
  3. “Марш деревянных солдатиков”.

Родителям

  1. “Танец маленьких лебедей” из балета “Лебединое озеро”.
  2. “Песня жаворонка” из цикла “Времена года”.

Подведение итогов (переход в голубой сектор).

Музыкальная пауза. Звучит “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”. Дети и родители танцуют вальс.

5 конкурс “Собери герб города”

Ведущий. У каждой команды на столе в конверте лежат части изображения герба нашего города. Вам нужно собрать из частей герб Клина. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием (под музыку). (Приложение 2)

Дополнительные вопросы к командам

  1. Кто изображен на гербе нашего города? (Всадник, скачущий по зеленому полю)
  2. Что это за всадник? (Это почтарь, который доставлял почту по всем российским городам. Под ним быстрый конь, в руках у него золотой рожок. Затрубит почтарь в рожок и все услышат – почту везут!)
  3. Почему среди клинчан было много почтарей и ямщиков? (Потому что через Клин проходила дорога из Москвы в Петербург. По ней почтари доставляли почту, а ямщики на лошадях возили людей. И почтари, и ямщики были из Клина)

Жюри оценивает конкурс (команды переходят в следующий сектор – зеленый).

Конкурс для зрителей и родителей “Клин Православный”

Вопросы зрителям. Какие православные храмы есть в нашем городе? (Перечислить)

Вопросы родителям

  1. Назовите самый древний храм. (Церковь Успения)
  2. Как назывался самый большой храм г. Клина? (Троицкий собор)
  3. А как называлась площадь, на которой он располагался? (Соборная площадь)

Подведение итогов конкурса.

6 конкурс “Узнай памятное место города Клина”

Ведущий предлагает внести макеты исторических зданий города Клина. (Приложение 3)

Задание. Назвать и рассказать о достопримечательностях города.

1. 1-я команда “Знатоки” - Торговые ряды. (Торговые ряды – интересный памятник архитектуры, который является достопримечательностью нашего города.

Давным-давно это были обыкновенные деревянные лавки, построенные на бойком торговом месте.

Летом 1885 года в городе случился страшный пожар, выгорел почти весь город Клин (400 домов), в том числе деревянные Торговые ряды. В тушении пожара принимал участие великий русский композитор П.И. Чайковский.

После пожара клинские купцы решили построить новые Торговые ряды из кирпича.

На первом этаже Торговых рядов были лавки, на втором – конторы хозяев. Чем только не торговали в Торговых рядах: мясными, бакалейными изделиями, а также фруктами, соками, кондитерскими изделиями и другими товарами.

Из архитектурных элементов выделяется арка, соединяющая два корпуса, в нише которой находится икона Николая-угодника – покровителя торговли и торговых людей)

2. 2-ая команда “Мудрецы” - Церковь Успения. (В старой части нашего города, где когда-то была Клинская крепость, стоит белая-белая церковь Успения. Ей пять веков. Это самый древний храм в Клину. У него необыкновенная история.

Много лет назад на Руси правил царь Иван Грозный. Хотел этот царь покорить русские города. Пошел Иван Грозный покорять город Новгород, а дорога шла через Клин. Жители встретили его хлебом-солью. Но царь был очень грозен и велел своим воинам никого не жалеть, а дома сжечь. Город был разорен, погибло много клинчан. И решили жители Клина в память о погибших построить храм Успения).

3. 3-я команда “Отличники” - Дом под часами. (На стыке двух дорог, на пересечении улиц города – Литейной и Ленина, стоит старинный купеческий дом со своей башенкой, с городскими часами.

Не только часы, но и само здание обращает на себя внимание: двухэтажное, из красного кирпича с белыми наличниками окон.

До революции в доме располагались трактир, чайная. Главные городские часы были сооружены на доме в 1936 году.

После Великой Отечественной войны здание приспособили под жилье. Затем на первом этаже начал работать магазин уцененных товаров, потом продавали молочные продукты.

В настоящее время в верхнем этаже здания размещается управление архитектуры города.

Дом под часами является визитной карточкой нашего родного города)

Подведение итогов (переход в следующий сектор).

Ведущий. Этот конкурс проведем не между командами, а между вами, умники и умницы. За каждый ваш ответ будем награждать вас медалями.

Вопрос. Чем известен наш город далеко за пределами Московской области, по всей России?

Заключительная часть

Ведущий.

Пришло, пожалуй, время подвести итог.
Хоть каждый из нас сделал все, что мог.
Прошли вы с честью испытанья
И наши сложные заданья.
Спасибо за игру, за ваши знанья
О городе родном.
А сейчас узнаем мы о том,
Кто же победил в столь сложном конкурсе
Умников и умниц!

Жюри подводит общий итог и вручает призы командам. (Приложение 4)