Особенности мини-музея в детском саду:
– участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
– ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
– мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их
родителей.
Цели:
– привлечение внимания родителей к музеям;
– создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
– обогащение развивающей среды группы;
– использование новых форм работы с детьми и их родителями.
Задачи:
– расширять представления детей об обитателях морского дна,
– совершенствовать речь как средство общения,
– обогащать словарный запас детей.
– приучать детей к самостоятельности суждений,
– прививать чуткость к поэтическому слову,
– тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение,
– воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря,
– развивать у детей желание играть вместе, тренировать внимание,
сосредоточенность;
– учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости;
– развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук, творчество,
фантазию, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть
красивое;
– воспитывать желание познавать и беречь природу, поддерживать чувство
радостного удивления, чувство путешественника и исследователя;
– способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры;
– способствовать сотрудничеству педагогов, детей и родителей.
Предполагаемые результаты:
В результате обучения у воспитанников сформируется устойчивый интерес к
познанию природы и потребность общения с ней, а также создается прочная база для
их дальнейшего воспитания и образования. Определенным образом модифицируется
мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. Система
работы с дошкольниками включает основные формы образования детей: развивающие,
сюжетно – ролевые, театрализованные виды игровой и учебной деятельности,
продуктивная художественно – эстетическая деятельность, моделирование, исходящие
из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по
разным видам деятельности.
Правила поведения в музее:
– в нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими;
– экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво;
– экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
– можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры;
– приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
Предшествующая работа:
– знакомство с литературными произведениями: Г. Косова “Азбука подводного
мира”, С. Сахарнов “Кто в море живёт?”, А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”,
Г. Х. Андерсен “Русалочка”;
– разучивание стихов о морских обитателях, логоритмического упражнения
“Путешествие по морскому дну”, пальчиковой гимнастики “Акула”;
– загадывание загадок;
– рассматривание иллюстраций о подводном мире, репродукций картин И. К.
Айвазовский “Ночь. Голубая волна”, “Девятый вал”, “Чёрное море”, “Ураган на
море”, А. Рылов “Море. Камни”, “В голубом просторе”, А. Боголюбов “Парусник в
море”;
– прослушивание песни “Дельфины” на стихи С. Козлова из мультфильма “В порту”;
Дебюсси К. “ Море”, эскиз для симфонического оркестра, “Разговор ветра с морем”;
Равель М. “Игра воды”;
– просмотр мультфильмов “Разноцветная семейка”, “Сказка о рыбаке и рыбке”,
“Русалочка”, “В поисках Немо”, “Подводная братва”, просмотр документальных
фильмов “Морские обитатели”, “Богатства дна морского”;
– беседы на темы: “Океаны”, “Обитатели моря”;
– оформление игротеки:
- дидактические игры: подбор пазл на морскую тематику, разрезные картинки “Морские животные”, лото, рыбалка;
- сюжетно-ролевые игры: “Морские следопыты”, “Путешествие на морское дно”.
Сотрудничество с семьёй:
– консультации для родителей: “Как заинтересовать детей тайнами необычного
морского мира”;
– родительское собрание на тему: Создание мини-музея “На морском дне”;
– беседы о создании музея в группе;
– поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме “Морские
обитатели”, “Море”;
– оформление фотовыставки “Вспомним море голубое..!”
– совместный подбор экспонатов для мини-музея, изготовление их своими руками,
оформление экспозиций.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание:
– знакомство с понятиями “музей”, “музейная культура”;
– знакомство с правилами поведения в музее;
– знакомство с понятием “экспонат” музея.
2. Социализация:
– сюжетно-ролевые игры (“Мы ходили в музей”, “Морские следопыты”,
“Путешествие на морское дно”);
– дидактические игры (“Парные картинки”, “Собери по описанию”, “что перепутал
художник”, “В мире искусства”, “Чудесный мешочек”, “Да – нет”).
3. Чтение художественной литературы:
– чтение рассказов, отгадывание загадок, заучивание стихов о морских
обитателях;
– разучивание логоритмических, фоноритмических игр.
4. Труд:
– оформление мини – музея “На морском дне”;
– дежурство в мини – музее.
5. Коммуникация:
– беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них;
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– формирование словаря.
6. Безопасность:
– беседы о правилах поведения в общественных местах.
7. Художественное творчество:
– совместное изготовление поделок: “Морские обитатели”, “На дне морском”;
– рисование с элементами аппликации, оригами, пластилинография.
Перспектива развития мини-музея:
– подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов,
научно-познавательных фильмов и художественно – познавательной литературы о
море, морских обитателях;
– пополнение экспонатов музея растительным и животным миром морей;
– пополнение раздела “Мини библиотека”, консультациями для педагогов и
родителей;
– проведение экскурсий для других групп детского сада.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами не простой день, мы с вамиотправимся в морское путешествие. А на чем можно путешествовать по морю?
Дети: На катере, корабле, лодке, яхте, шлюпке, плот, пароходе.
Воспитатель: А как это, одним словом называется?
Дети: Морской транспорт.
Воспитатель: Правильно, вот и мы с вами отправимся в путешествие накорабле, но оно будет не обычное, мы спустимся в морскиеглубины.
– А как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на дно морское?
А мы спустимся в специальном глубоководном корабле, который называется батискаф.
Занимайте пассажирские места в нашем батискафе. Внимание! Погружаемся! Как вы
думаете, кого мы встретим сейчас под водой? (Рыб.) Верно. В основном в море
живут рыбы. Только все они разные. Посмотрите, какие красавицы!
– Ребята, подумайте и скажите, что есть общего у всех рыб? (Голова, туловище,
хвост, плавники.) Правильно, вы очень наблюдательны. А скажите, пожалуйста, чем
покрыто туловище рыб? (Чешуей.)
Воспитатель:Сколько интересного на дне! Давайте посмотрим.
Воспитатель: Ну что это за шум?
Да это же морской царь!
Морской Царь: Здравствуйте ребята! Давно я вас поджидаю, хожу тут один среди
морских обитателей, скучно мне одному.
“Морские обитатели”.
– Что видите на морском дне? (Растения, водоросли, кораллы, ракушки.)
Растения, которые растут в воде, называются водоросли. Они бывают и мелкими и с
крупными листочками.
– Возьмите по раковине потрогайте её, проведите пальчиками по всем её наростам.
Это пустой домик моллюска рапана. У неё есть маленький секрет. Давайте поднесём
к уху и прислушаемся.
– Что вы слышите?
Шшшш (губы трубочкой, язык на альвеолы).
Сссс (губы растянули в улыбочке, язык внизу).
Так шумит море.
Там, в глубине – в пучине вод – плывут по своим делам морские жители, а какие мы узнаем, отгадав загадки.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я …(осьминог).
Остров с фонтаном
Моря бороздит,
Вас не обидит,
Зовется он …(кит).
Хищная, большая рыба
Налетела, словно глыба.
Мигом жертву заглотнула
Ненасытная …(акула).
Он и серый, он и чёрный,
Очень резвый и проворный.
Плавает он и ныряет,
И людей порой спасает.(Дельфин.)
Плавает прозрачный зонтик.
“Обожгу!– грозит. – Не троньте!”
Ручки у нее и пузо.
Как зовут ее? – … (медуза).
Морской Царь:Ребята, сейчас вы вспомнили и назвали различных морских
обитателей. Давайте, поиграем в игру, в которой каждый из вас представит себя
морским животным. Игра называется “Море волнуется…”.
Дети стоят лицом в круг. Они размахивают руками вперёд – назад, произнося слова:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри!
После слова “Замри!” дети принимают какую-нибудь позу (морскую фигуру).
“Морской лев”.Упор сидя между пятками; колени врозь, руки на поясе.
“Краб”.Упор сидя; ноги врозь, согнутые; поднять таз вверх.
“Морская звезда”.Лёжа на животе, руки и ноги развести в стороны; прогнувшись, поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги.
“Дельфин”.Лёжа на животе; руки вверх, пальцы соединены “в замок”; прогнувшись, поднять голову, верхнюю часть туловища, руки.
Воспитатель: Морской Царь Наши детки знают много стихотворений о морских обитателях. Вот послушай.
Дядя кит.
Дядя Кит – он самый-самый:
Самый важный, самый главный,
Самый добрый и большой,
И, как небо – голубой.
Он плывет по океану,
Удивляет всех фонтаном.
Медуза.
Барышня-Медуза
В пышных кружевах
Весело танцует
На морских волнах.
Длинные серёжки
Очень ей идут.
Ими любоваться
Рыбы все плывут.
Морской ёжик.
Живет на дне колючка –
Угрюмый Ёжик-злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается.
Морские звездочки.
Звездочки морские
Новый Год встречали.
И коралл, как ёлку,
Дружно наряжали.
Только нет игрушек
В море под водой.
И пришлось им ветки
Украшать собой.
Дельфины.
Вот Дельфины-акробаты
Белобокие ребята.
В цирке водном выступают,
В обруч прыгают, играют.
Любят вальсы танцевать,
Хором песенки пищать.
Краб.
Краб – известный забияка,
Он чуть-чуть похож на рака.
Клешни грозные имеет
В драках шумных не робеет.
Осьминог.
Бедный-бедный Осьминог
Нынче утром сбился с ног.
Перепутались во сне,
Словно нитки, ноги все.
Морские коньки.
Рыжие лошадки
Есть и вороные.
А еще, ребятки,
Есть коньки морские.
Нет у них подковок,
Нет пушистой гривы.
Под водой, в кораллах
Плавают игриво.
Камбала.
Чудо-рыбка Камбала
Очень плоскою была.
И когда играла в прятки,
То прикинулась оладкой.
Акула.
У акулы белой
каждый день – заботы:
Зубы все почистить –
сложная работа.
У нее их много:
В несколько рядов
Тысяча опасных,
Остреньких зубов.
Морской Царь: А сейчас дети хочу задать вам несколько вопросов. Ответите?
Вопросы:
1. Чем отличается море от реки? (Море соленое, а река пресная.)
2. Какое самое большое морское животное? (Кит.)
3. Кто проглотил солнце? (Крокодил.)
4. Из какого животного плещет фонтан? (Кит.)
5. У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч.)
6. Как называется морская трава? (Водоросли.)
7. Какие сказочные герои живут в море? (Русалка, рыба Немо.)
8. У какой рыбы есть пила? (Рыба-пила.)
9. Царь морей? (Нептун.)
10. Какая звезда живет в море? (Морская звезда.)
Воспитатель: Морских обитателей посмотрели, загадки отгадали, стихи
почитали, на вопросы тебе Морской царь ответили, теперь и ты с нами поиграй,
игра называется “Путешествие по морскому дну”.
Дети:
Ну-ну-ну – идем по морскому дну.
Та-та-та – вокруг такая красота
Ла-ла-ла – акула мимо проплыла.
Лу-лу-лу – вижу рыбу пилу.
Ты-ты-ты – там вдали плывут киты.
Морской Царь: Ну молодцы повеселили меня.
Воспитатель: Морской царь нам пора возвращаться на корабль, морских
обитателей увидели, в гостях у тебя побывали, пора и домой.
Морской царь: До свидания ребята!
Дети: До свидания!
Все вместе возвращаются на корабль.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?
Результаты:
Нами, совместно с родителями и детьми был организован мини-музей “ На морском дне”. Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, для развития художественных, изобразительных навыков. Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается в доступном для детей месте.
Была большая предварительная работа. В коллективных и индивидуальных работах мы шаг за шагом знакомились с морским миром, используя беседы, чтение рассказов, рисование, дидактические игры, экспериментирование, аппликацию.
Познакомили детей с морскими обитателями: с морской звездой, осьминогом, медузой и т.д. Дети узнали , что ежи живут не только в лесу , их можно встретить на морском дне , их так называют морские ежи. Морские раковины дети прикладывали к уху и слушали таинственный шум моря.
Они узнали как животные и растения приспособились жить в воде (рыбы имеют обтекаемую форму, тело вытянутое, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами, тело покрыто чешуей; у растений корни, которые держат их, они приспособились дышать в воде).
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музея, так и после этого многие родители посещали с детьми “настоящие” музеи – музеи нашего города и музеи Москвы, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.