Цель:
Определить, в какой степени учащиеся готовы к сдаче ГИА по русскому языку;
– выявить пробелы в знаниях учащихся; повысить точность и лаконичность речи
учащихся; научить определять тему и идею текста; создавать сжатые тексты на
основе услышанного;
– совершенствовать знания и умения учащихся по написанию сжатого изложения и
выполнению тестовых заданий, подобных ГИА;
– способствовать воспитанию психологической устойчивости и чувства уверенности в
собственных знаниях.
Задачи: Правильно организовать работу по подготовке к изложению; cоздать условия для развития у выпускников различных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание); разработать задания и упражнения для устранения этих пробелов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя.
Ребята, перед нами стоит сложная задача: успешно сдать государственный экзамен по русскому языку. И готовиться к экзамену нужно заблаговременно. Боятся всегда неизвестного. Сегодня на уроке мы попытаемся устранить неизвестное, определить, насколько мы подготовлены к итоговой аттестации.
II. Актуализация.
Вспомним структуру экзаменационной работы по русскому языку. Что нас ждёт на экзамене?
Ответ ученика.
Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микротемы изложения, передать главное содержание каждой микротемы и текста в целом. Объём изложения – не более 70 слов. За изложение можно получить максимум 7 баллов.
Вторая часть работы – это тестовые задания: задания типа А и задания типа В. Перед тем как выполнить эти задания, нужно прочитать предложенный текст и выполнить задания по этому тексту. Заданий типа А всего – 7. Из четырёх вариантов ответа нужно выбрать один, за каждый правильный ответ можно получить 1 балл, всего – 7 баллов. Заданий типа В – 9. Ответы нужно записать в виде цифр или слов и словосочетаний. Максимальное количество баллов, которое можно заработать, – 9.
Третья часть работы С2 – написание сочинения на лингвистическую тему, где вы должны охарактеризовать лексические и грамматические явления языка, привести два примера из прочитанного текста. Можно заработать дополнительные баллы за грамотность. За безошибочную работу можно заработать дополнительно 10 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 42.
Вывод: вы хорошо представляете, как выглядит экзаменационная работа.
III. Применение умений и навыков.
Перед вами на слайде предложения, попробуйте сократить их, применяя известные вам способы компрессии текста. (Презентация. Слайд 1)
Ответы учеников:
1. В первом предложении можно применить прием сжатия текста – исключение, заменив однородные члены (часть предложения) обобщающим словом (местоимением).
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов.)
Сказки любят все. (3 слова.)
2. Во втором предложении применен способ компрессии текста – исключение. Уберем однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем.
Смысл предложения не изменится:
Сказка живет везде, во всем. (5 слов.)
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова.)
3. Обобщение или объединение предложений, частей предложений, связанных одной мыслью;
– Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов.)
– Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов.)
4. Сочетание исключения и обобщения (объединения).
– Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов.)
– Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. (20 слов.)
Давайте поработаем над первой частью – сжатым изложением. Прослушайте текст. (Слайд 2)
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д. С. Лихачёву. 157 слов.)
Какова цель нашего урока?
Ответ учащихся. (Слайд 3.)
– Чтобы каждый из нас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять главное.
Учитель: Вы должны воспроизводить содержание каждой как каждой микротемы, так и исходного текста в собственном письменном произведении, не искажая смысла прочитанного текста.
Что такое микротема?
Заранее подготовленный ученик объясняет, используя словарь.
– Микро... –первая часть сложных слов, указывающая на отношение к очень малым размерам, величинам, например микрорайон, микроорганизм. Тема – предмет, основное содержание, рассуждения, изложения, разговора и т.п. Следовательно “микротема” – это основное содержание маленькой части текста, т.е. абзаца.
– О чём этот текст?
– Об умении человека делать добро.
– Какова главная мысль текста?
– Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни.
Чтобы определить количество микротем и главную мысль каждой микротемы подчеркнём ключевые фразы. (Слайд 4)
1-й абзац. Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
2-й абзац. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
3-й абзац. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
Выводы по тексту:
1) Текст состоит из трёх микротем, в которых говорится об умении человека
делать добро.
2) Доброта – это не только нравственное качество, но и достоинство человека.
3) Умение человека делать добро говорит о его высокой культуре.
№ абзаца. | Микротема. |
1 | Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы. |
2 | Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство, чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие. |
3 | Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее. |
(Слайд 5)
IV. Применение умений и навыков. (Слайды 6–8)
Используя известные способы и приёмы компрессии текста, напишем сжатое изложение.
Исходный текст. | Сжатый текст. |
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. | Желать друг другу добра – это прявление нашей человеческой сущности. Человек, умеющий видеть доброту вокруг себя, культурный и душевный человек. (19 слов.) |
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу. | Такой человек не откажет другому в помощи. Отказ от
помощи – это не просто равнодушие, но и душевное уродство. Уберечься от
равнодушия помогут сострадание и сочувствие.
(25 слов.) |
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. | Человек, стремящийся делать добро, имеет высокую цель.
Слагаемыми добра являются любовь и дружество. Лишь распространяясь на
многое, они крепнут и увеличиваются. (21 слово) ИТОГО: 65 слов. |
Вывод: перечислите способы сжатия текста. (Слайд 9)
В науке известны три способа сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения
Итак, запоминаем
1) При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной
мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить
существенное и составить новый текст.
2) При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые
средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Приемы сжатого изложения текста: (Слайд 10)
1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов
предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,
повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Желать друг другу добра – это проявление нашей человеческой сущности. Человек, умеющий видеть доброту вокруг себя, культурный и душевный человек.
Такой человек не откажет другому в помощи. Отказ от помощи – это не просто равнодушие, но и душевное уродство. Уберечься от равнодушия помогут сострадание и сочувствие.
Человек, стремящийся делать добро, имеет высокую цель. Слагаемыми добра являются любовь и дружество. Лишь распространяясь на многое, они крепнут и увеличиваются. (65 слов.) (Слайд 11)
V. Совершенствование умений и навыков. Сейчас перейдём ко второй части экзаменационной работы – выполнению тестовых заданий.
Проблемным для нас пока является задание А3: определение средства речевой выразительности.
Найдите в тексте изложения средства речевой выразительности.
сила духа | метафора |
видеть по-доброму | метафора |
работы духа | метафора |
порыв души | метафора |
потерять достоинство | олицетворение |
душевное уродство | эпитет |
безобидные слабости | эпитет |
калечащие душу слабости | метафора |
увеличивать добро | олицетворение |
большая цель | эпитет |
жизнь ставит задачу | олицетворение |
любовь и дружба становятся выше | олицетворение |
(Слайд 12)
Сделайте вывод: для чего нужны в тексте средства речевой выразительности?
Ответ ученика: Они помогают определить тему и главную мысль текста.
VI. Совершенствование умений и навыков. Отработка задания А2. Детям раздаются карточки с заданиями
1. В каком значении употреблено слово СУЩНОСТЬ.
а. Совокупность явлений.
б. Неразрешимое противоречие.
в. Внутреннее содержание предмета.
г. Начало понимания вещей.
(Ответов.)
2. В каком значении употреблено слово ДОБРО.
а. Внешнее богатство человека.
б. Материальный достаток.
в. Все положительное, хорошее, полезное.
г. Много имущества, вещей.
(Ответов.)
Учитель:
Вы поняли, ребята, что написать изложение непростая задача. Что необходимо для успешной работы? Можно ли изложить исходный текст без искажений, если текст не понят?
– Ответ учащихся: Понимание текста необходимо. Запоминание без понимания невозможно.
VII. Домашнее задание. Работа над текстом.
Определить микротемы данного текста и написать по нему сжатое изложение.
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра.
Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку и в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.