Тематические дни на экологической тропинке в дошкольной организации

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольных организациях сегодня уже действует ФГОС ДО, который определяет обязательные требования к образовательной программе и современному образовательному процессу. Тематические дни это традиционная и признанная форма организации деятельности детей дошкольного возраста. Целью таких дней может быть:

  • обобщение уже имеющихся представления о предметах темы и их систематизация;
  • конкретизация представления о предмете темы (взгляд вглубь вопроса), и возможность переосмысления представления (по-новому посмотреть на окружающий мир);

Таким образом, организованная деятельность в режиме тематического дня максимально активизирует мыслительные процессы дошкольников. Для более яркого эмоционального контакта педагоги дошкольных организаций используют естественную для ребёнка среду: наличие игровой обстановки, решение социальной проблемы, адекватной возрасту и общение с природой.

Ребёнок в природе ощущает себя взрослее. Наблюдения показывают, что старший дошкольник, участвовавший в программе экологического образования, способен самостоятельно делать обоснованные выводы о взаимосвязях в природе и социуме, у него развивается познавательная активность, формируются устойчивый интерес и способности к поисковой деятельности.

Тематический день может стать однодневным проектом. Тема дня определяет ценностные ориентиры: значение для ребёнка - семьи - социума. Один проведённый день на организованной вокруг дошкольной организации экологической тропинке может решить не только образовательные, но и оздоровительные задачи. Название “экологическая тропинка” отличается от экологической тропы не только протяжённостью, но и наличием специально организованных видовых точек, которые необходимы для изучения в данном возрасте. Подробное описание организации тропы можно найти у Н.А.Рыжовой. В условиях городских организаций, с нарушенным природным ландшафтом, педагоги самостоятельно создают экологические тропинки с набором смотровых (видовых) точек: водоём, кормушка, берёза, дуб, лес, ельник, пень, муравейник, поляна, лекарственный уголок, луг, огород и т.д. Тематический день может содержать целевое наблюдение, экологические игры, викторины, творческие мастерские, коллекционирование и общение.

Чтобы день прошёл интересно, необходимо провести подготовку.

Педагоги: оформляют помещения, организуют в книжном уголке выставку (иллюстрации природных сообществ, предметные и разрезные картинки, раскраски по теме), возможно рассматривание экспозиций в природном уголке (коллекции, книги энциклопедического содержания, экологические настольные игры), провести беседы, с целью выявления личного опыта детей и интереса к теме, делают карту маршрута похода по видовым точкам экологической тропинки, приобщают родителей к работе над темой (выпуск буклета, иллюстрированной консультации, организуют поход выходного дня в природу).

Деятельность детей: игры “Не повторись” (на расширение знаний о представителях сообществ), “Что лишнее?”, игры на ассоциации “Покажи, я отгадаю”, “На что похоже”, составление экологических цепочке, загадок, участие в наблюдениях и походах в природу, труд на экологической тропинке, коллекционирование, творческая деятельность: изготовление книжек – самоделок с загадками и стихами собственного сочинения, участие в создании экспозиции в природном уголке (дизайн, оснащение материалом, оформление), поиск информации по теме (собеседование со взрослыми, сверстниками, рассматривание иллюстративного материала, самостоятельные наблюдения, использование совместно со взрослым ИКТ).

Родители: отвечают на все вопросы детей или ищут ответы вместе, что намного интересней, участвуют в походах в природу, коллекционируют, читают рассказы, материалы поиска ИКС, играют в игры по желанию, оказывают помощь в воплощении творческой идеи ребёнка.

Построение сценария тематического дня может быть разнообразным, однако, учитывающий режим пребывания детей. Тема придаёт необычность обстановки, что очень радует ребят. В режиме дня может присутствовать ритуал прихода в детский сад: дети приносят атрибуты названия дня. Например: если это день бантика, то все приходят с разными бантиками, а в день мяча - с мячами. Какой ритуал может сопровождать день на экологическую тему? Дети могут придумать его накануне и договориться, чтобы была возможность подготовиться. Например: вход в группу с “секретом” - придуманной и разученной загадкой или стихотворением по теме, они могут принести атрибут, который в природе дружит с предметом темы – ребята выкладываются их коллажем и получается коллективная работа, которая одновременно может дать оценку познаниям детей, можно выполнить особое движение, повторяющее характер образа темы (как птичка впорхнуть, как кузнечик впрыгнуть, как рыбка поплыть и т.д.).

Утренняя гимнастика должна тоже соответствовать тематике дня. Если день проходит в тёплый период, то комплекс проводится на улице. Педагог организовывает гимнастику и мотивирует детей к предстоящей деятельности: “Чтобы мы полностью проснулись и день провели бодро, укрепим наши руки…” Лучше такой комплекс не погружать в сюжет, так как в течение дня дети идут в поход, его нужно посвятить разминке (общие развивающие упражнения) с использованием спортивного инвентаря: обручем, скакалкой, верёвкой, мячом. Весёлая гимнастика позволит увеличить тонус нервной системы ребёнка, активизирует работу всех внутренних систем организма (дыхательную, сердечно-сосудистую, систему желёз внутренней секреции), будет способствовать развитию качеств, способностей и оздоровлению ребёнка Утренняя разминка в старшем возрасте не должна превышать 8 упражнений, а продолжительностью быть не более 10 минут.

Выход на прогулку необходимо сопровождать предварительной работой. Она обязана нацеливать детей на активную познавательную деятельность. Такая работа может проходить в разных формах:

  • традиционных: беседа на тему, рассматривание маршрута экскурсии по экологической тропинке, введение образа (сказочного или персонажа из природы);
  • интерактивных: проблемная ситуация, поиск решений проблемы (мозговой штурм), коллективное планирование похода по экологической тропинке.

В дошкольном возрасте дети способны быстро погружаться в мир фантазий. Для получения эффекта настоящего похода роль играет каждая деталь в его проведении. Например: на каком виде транспорта отправятся в путь? Что необходимо взять в поход?

Если к походу всё готово, то отправляемся в путь!

Летний тематический день “Ягодки” в старшем дошкольном возрасте

Задачи.

1. Расширять представления детей о растительном мире: знакомить с растениями, плодами которых являются ягоды.

2. Развивать познавательную активность в процессе наблюдений в природе.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: сбор информационного материала “Какие ягоды я видел в нашем детском саду”, беседы о насекомых, птицах и зверях, наблюдения на прогулке “Лекарственная корзина”, “Фруктовый сад”. Рассматривание иллюстраций “Летом в лесу”, “Лето в деревне”, “Грибы и ягоды”, “Фруктовый сад”. Буклет “Ягодная кладовая” для родителей (Приложение 1), оформление групповой: смена игрового материала в сюжетной зоне: магазин “Отдел ягод”, театр “Лесная поляна”, уголок дежурств в стиле Хохлома.

Оборудование: организованная среда экологической тропы – видовые точки “Лекарственная корзина”, “Лес”, площадка “Автогородок”, игрушка “Каркуша”, самокаты, муляжи или карточки ягод, корзинки – 2, спортивный инвентарь для подвижных игр: обручи, малые мячи, скакалка, тонированные листы А4, цветные краски, карандаши, восковые мелки или пастель, мольберты.

Ритуал прихода в детский сад: дети загадывают загадку о ягодах каждому входящему ребёнку. Он должен отгадать.

Комплекс утренней гимнастики:

  1. Построение и ходьба в колонне по одному с изменением направления, бег врассыпную, ходьба и построение в 2 колонны. (Педагог использует карточки “Одна ягода”, “две ягоды”).
  2. ОРУ (со скакалкой).
  3. И.П. Ноги вместе, скакалка сложена вдвое в обеих руках внизу. Поднять руки вверх, опустить скакалку за плечи, поднять вверх, опустить - 8-10 раз.

    Сила, ловкость нам нужны –
    Пойдём мы в лес по ягоды.

    И.П. Ноги слегка расставлены, вытянутые руки со скакалкой перед собой. Повернуться вправо – вперёд – влево – вперёд – 5 раз.

    Повернёмся, развернёмся –
    И друг другу улыбнёмся.

    И.П. Ноги слегка расставлены, руки со скакалкой сзади. Наклониться вперед, шею вытянуть, голову и руки поднять вверх - 8 раз.

    Наклонялись, не ленились –
    Собрали ягод, вот трудились!

    И.П. . Ноги вместе, скакалка сложена вдвое в обеих руках внизу. Наклониться и перешагнуть через скакалку вперёд, поднять руки вверх и перевести в И.П. – 5 раз.

    А хождение в лесу – сбивает с листиков росу.

    И.П. Пятки вместе, носки врозь, руки со скакалкой поднять вверх, присесть – 10 раз.

    Мы присели на пенёк,
    Потом встали, мой дружок.

    3. Прыжки на скакалке (8 раз).

    Мы весёлые с утра!
    У нас день ягоды – ура!

  4. Непродолжительная ходьба с восстановлением дыхания.

Ход мероприятия

1. Мотивация к деятельности.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А какие вы знаете сказки? Сказки бывают про зверей, а бывают волшебные - в них происходит много чудес. Давайте вместе сказку сочинять.

Сказка.

Начало. Жили-были дети в детском саду и была у них воспитательница такая весёлая, добрая…(помогайте). А трудилась она с утра до вечера, чтобы хорошо было детям в детском саду.

Однажды ранним, летним утром шла воспитательница в детский сад, а по пути встретилась ей Ангина. Поздоровалась она с ней и быстро попрощалась. Да только после этой встречи стало нехорошо ей: голова стала кружиться, в горле запершило, ноги ослабели. Села она на скамейке передохнуть, закрыла глаза.

- Как вы думаете, что случилось дальше? Интересно?

Рассказала мне всё это городская птичка – Каркуша, которая всё увидела, сидя на ветке. Прилетела в детский сад за помощью.

- Чем мы можем помочь нашей воспитательнице?

Выдвижение гипотез и построение плана работы: собрать землянику на “лекарственной корзине” и малину в “лесу” - сварить компот или морс – он вылечит горло, а ещё споём песенку весёлую, а Каркуша передаст её воспитателю.(может быть кто-то из детей предложит вызвать врача на скорой помощи, но они выезжают только к очень больным людям).

2. Прогулка.

2.1. Выбор транспорта.

- На чём мы отправимся в путь? (самокатах, велосипедах) Почему?

- Удобный, экологически чистый, детский, спортивный, весёлый транспорт.

2.2. Что возьмём с собой?

(Фотоаппарат, кузовок для сбора ягод, рюкзачки с одеяльцем, немного воды, наденем панамки и бейсболки)

  1. Самокатная пробежка до “Лекарственной корзины”.
  2. Рассказ о лечебных свойствах земляники (лесной, садовой, луговой) с рассматриванием растения.
  3. Живёт в нашей корзине земляника уже 3 года. За это время выросли её листочки и нижние шелковистые и верхние стебельки с цветами и ягодами окрепли. Это растение дружное, поэтому пускает усы с новым кустиком, чтобы он рядом укоренился и вырос. Так и растут они маленькой полянкой. После цветения появляются ягоды. Какого они цвета? А спелая земляника, какого цвета? Собирают землянику в июле – августе. Ягоды земляники лесной едят в свежем виде, а также используют для приготовления соков, отваров, компотов, варенья, сиропов, настоев.
    Самокатный шаг с обозрением фруктового сада. Остановка на парковке Автогородка. (дети оставляют самокаты и далее идут пешком).
  4. Игры “Кто быстрее соберёт ягодную корзинку”, “Пройди лесные тропки: ручейки, холмы и кочки”, “Я ягодку разношу, никому не покажу” (аналогия игры “Платочек”).
  5. Экскурсия в лес (видовая точка).

Правила поведения в лесу:

  1. Идём по тропинке друг за другом.
  2. Громко не кричим, не нарушаем покой и жизнь леса.
  3. Ничего не рвём и не ломаем.
  4. Мусор после себя не оставляем.

Ведущая. Хорошо летом в лесу! Солнечные лучи проникают в самые глухие уголки леса. Пни, стволы деревьев — все теплое и золотистое. Созревают сладкие душистые ягоды — малина, черника, ежевика. Появляются первые грибы — рыжики, грузди, боровики, подосиновики и опята. Привольное житье у лесных зверей и птиц! Лес приготовил для них щедрое угощение — сладкие коренья, мед, вкусные плоды и семена.

Ведущая. Как много в лесу ягод! В малиннике созревает малина. Лесная малина хоть и мельче садовой, да зато вкуснее, душистее и полезней.

(Дети рассматривают кусты малины и смородины)

В. Лесу низкий наш поклон,
Все болезни лечит он.
Это сказочное царство,
Где кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки,
Вы послушайте, ребята,
Чем лечить болезни надо.
Ягоды в лесу растут от животов и простуд.
Очень все они важны и полезны и вкусны.

В. Вот слышен громкий разговор
Кто в лесу затеял спор?
Ах, малина и черника
Спорят, кто из них вкусней
И полезней, и важней.

Черника. Я полезней всех на свете –
Знают взрослые и дети.
Если плохо видят глазки
Скажут даже без подсказки,
Что чернику кушать надо.
Всем помочь черника рада.

Малина. Я, обычная малина.
Но у кого простуда и ангина,
Чай с малиновым вареньем
Наилучшее леченье!

Черника. В чернике витаминов много.
Уступи ты мне дорогу.
Если у зверей болит живот,
Настой попьют, и все пройдет.

Малина. Не будем спорить, кто полезней.
Отступят с нами все болезни.
Поскорей пойдем к ребятам, и полечим их как надо! [1]

Привал. 1. Дети расстилают на полянке одеяла и садятся. Сочиняют продолжение сказки.

Продолжение. Закрыла глаза воспитательница и вдруг почувствовала, как пахнет липа. Запах её цветов быстро снял головокружение. Липы специально высаживают в нашем городе. Эти деревья не только обогащают воздух кислородом, защищают нас от летнего дождя, а детские площадки от дорожной пыли, но и липовый аромат во время цветения освежает дыхание. Воспитательница открыла глаза и увидела на скамейке Каркушу, которая держала в клюве веточку малины. “Малина тебе сможет помочь”, – сказала она. Тут воспитательница вспомнила про малиновые леденцы, которые лежали в сумочке. “Они должны избавить меня от боли в горле”, - подумала воспитательница, уже разворачивая леденец.

Они ещё некоторое время посидели на скамейке, а потом отправилась дальше. “Сегодня я поговорю с детьми о лечебных свойствах ягод. Интересно, что знают о них дети?” - думала воспитательница по дороге. “Конечно”, - улыбнулась таинственно Каркуша.

2. Дети придумывают загадки о ягодах, про которые они говорили на прогулке.

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Зземляника)

Автор: Елена Александровна Мурашкина.

Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками... (Малина) [2]

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Серника) [2]

2.7. Возвращение из леса на прогулочную площадку.

2.8. Рисование ягод на планере.

2.9. Игры и самостоятельная деятельность.

3. Вечерняя прогулка.

3.1. Загадывание воспитателю загадок, сочинённых в лесу. Игра “Опиши, я отгадаю”.

3.2. Составление книжки-самоделки из детских рисунков “Ягодные загадки”. В неё помещаются и загадки, придуманные детьми.

Литература

  1. http://www.maaam.ru/concurs/golosovanie-na-konkursah.html
  2. http://zagadochki.ru/zagadka-yagody-lesnye-eti.html