Данная статья является продолжением информации о проведении совместных коллективных творческих дел (далее КТД) воспитателей и воспитанников в ГБОУ “Школа-интернат №3” г. Сыктывкара (далее школа-интернат): https://urok.1sept.ru/articles/631545/ .
Традиционной ежегодной формой представления воспитателями своего педагогического опыта работы в ГБОУ “Школа-интернат №3” г. Сыктывкара (далее школа-интернат) являются открытые занятия на своих классах-группах (на внутришкольном и республиканском уровнях) с использованием элементов различных современных педагогических технологий. Так в 2011-2012 учебном году в среднем и старшем звене были проведены КТД. Данные совместные общешкольные мероприятия помогли сдружить, сплотить, образовать творческий коллектив единомышленников, в процессе работы проявлялись взаимопонимание, взаимопомощь, многие воспитатели раскрыли свой творческий, педагогический, личностный потенциал. Дети участвовали с азартом, интересом, воодушевлением, поддерживали друг друга и чувствовали себя счастливыми.
Проанализировав результаты творческой деятельности воспитателей среднего и старшего звена, воспитатели младшего звена решили воспользоваться их опытом и провести в младшем звене воспитанников своё большое КТД. Для этого была создана творческая группа воспитателей младшего звена под руководством воспитателя высшей категории. В творческую группу был приглашен, как консультант КТД, руководитель методического объединения воспитателей среднего звена – инициатор и организатор года КТД (в 2011-2012 учебном году) с воспитателями и воспитанниками среднего и старшего звена.
Итак, опыт использования в школе-интернате такой формы деятельности как КТД показывает, что КТД – это, прежде всего, насыщенная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников, это их общая деятельность. В этой деятельности педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действуют вместе с ними и впереди них. Четкая организация своей жизни, разнообразных дел – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.
КТД – может быть очень продуктивной и успешной в воспитательном практике, если опирается на четко выстроенные цели, задачи и своим содержанием продолжает системную линию усвоения культурных ценностей, опыта отношений и деятельности, обеспечивающих развитие ребенка как личности и индивидуальности.
Для воспитанников младшего звена образовательное содержание КТД формируется также в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.
Для компетентного включения в разработку, организацию и проведение КТД с воспитанниками младшего звена воспитатели творческой группы совместно с руководителем и консультантом КТД определили Алгоритм проектирования КТД младшего звена, Технологическую цепочку действий на этапе подготовки КТД младшего звена, Последовательность действий проведения КТД младшего звена. При этом учитывались рекомендации из методических источников и накопленный опыт работы воспитателей среднего и старшего звена школы-интерната по организации и проведению мероприятий в рамках месячников КТД. Получилось следующее.
Алгоритм проектирования КТД в младшем звене:
Технологическая цепочка действий на этапе
подготовки КТД в младшем звене:
Последовательность действий проведения КТД в
младшем звене:
В целом на проектирование, подготовку, организацию, проведение КТД в младшем звене и обобщение опыта работы в данном направлении творческая группа воспитателей затратила около 3-х месяцев.
Технология проведения КТД с
воспитанниками младшего звена
в условиях специальной (коррекционной)
школы-интерната VIII вида
Технология КТД в деятельности творческой группы воспитателей младшего звена частично совпадает с методикой КТД методических объединений воспитателей среднего и старшего звена школы-интерната, и с методикой КТД, основанной Ивановым И.П.
1 этап. Предварительная работа.
Методика этапа по Иванову И.П. На основе проблем, существующих в коллективе, педагогических целей и задач идет обсуждение, что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Т.е. выбирается коллективное творческое дело. Может проводиться конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.
Реализация 1 этапа в младшем звене школы-интерната. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, воспитатели младшего звена.
На первом заседании творческой группы воспитателей младшего звена вопрос о том, что, используя опыт работы методических объединений среднего и старшего звена в проведении больших и малых КТД с воспитанниками, можно попробовать проводить подобные КТД с воспитанниками младшего звена.
Из 9 направлений воспитательной работы, проводимой в школе-интернате, воспитатели остановили свой выбор на направлении “Нравственное воспитание”. Каждое направление воспитательной работы закреплено за конкретным месяцем учебного года. Было придумано название месячника КТД – “Спешите делать добро”. На заседании творческой группы педагоги договорились, что в течение месяца в каждую неделю должно быть проведено 1 малое КТД для воспитанников младшего звена. Таким образом за месяц должно пройти 4 малых КТД. Днем начала малого КТД стало воскресенье. В конце месячника должно пройти мероприятие, завершающее месячник КТД.
2 этап. Коллективное планирование.
Методика этапа по Иванову И.П. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.
Реализация 2 этапа в младшем звене школы-интерната. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, воспитатели младшего звена. По вопросам организации и проведения каждого малого КТД (КТД недели) проводилось отдельное заседание творческой группы (перед каждой неделей малого КТД). Таким образом анализировались положительные моменты и ошибки с предыдущего малого КТД и учитывались при подготовке предстоящего, то есть подводились промежуточные итоги большого КТД (КТД месяца).
3 этап. Коллективная подготовка.
Методика этапа по Иванову И.П. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же руководит выполнением задуманного.
Реализация 3 этапа в младшем звене школы-интерната. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, воспитатели и воспитанники младшего звена. После заседания творческой группы воспитатели организуют запланированную по КТД работу в своем классе-группе, воспитанники совместно с воспитателями распределяют поручения и выполняют необходимые по КТД задания.
4 этап. Проведение дела.
Методика этапа по Иванову И.П. Это приготовление перед началом, само проведение дела и его завершение, т.е. подведение итогов.
Реализация 4 этапа в младшем звене школы-интерната. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, воспитатели и воспитанники младшего звена. Проведение “рядовых” и “завершающего” мероприятий месячника КТД (см. План мероприятий месячника КТД “Спешите делать добро” по направлению “Нравственное воспитание”).
5 этап. Коллективный анализ.
Методика этапа по Иванову И.П. Проведенное дело обсуждается на общем сборе-огоньке, причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.
Реализация 5 этапа в школе-интернате. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, воспитатели младшего звена.
После каждого малого КТД и мероприятия, завершившего большое КТД, обсуждалось их проведение. Проводился подробный анализ мероприятий КТД. Самоанализ и анализ мероприятий проводился по обычной (традиционной) схеме и критериям: постановка цели мероприятия, умение выбрать структуру и содержание, организовать мероприятие, определение форм работы с воспитанниками, оптимальность содержания материала, деятельность воспитателей, деятельность воспитанников.
В конце учебного года руководитель творческой группы совместно с воспитателями сделали аналитический срез мероприятий большого КТД в младшем звене:
- Всего в работе творческой группы по КТД приняло участие 11 воспитателей (35 % от общего количества воспитателей школы-интерната), из них воспитателей младшего звена – 10 чел. (100 % от общего количества воспитателей младшего звена).
- Всего в период КТД было проведено 16 мероприятий.
- Различались формы проведения мероприятий: выпуск информационных стендов, фотосессия, сообщения-выступления, разучивание стихов, выставка-конкурс рисунков, чаепитие с игровой программой, разучивание и проведение игр и др.
- КТД в младшем звене дают возможность:
Воспитаннику | Коллективу воспитанников | Воспитателю | Коллективу воспитателей |
- реализовать и развить свои
способности; - проявить элементы организаторских умений; - расширять коммуникативные навыки; - осваивать культурное, социальное пространство; - формировать личность |
- проявлять взаимоподдержку, взаимовыручку, взаимопомощь | - раскрыть и развить творческий,
педагогический, личностный потенциал; - совершенствовать организаторские способности и возможности; - изучить коллектив класса-группы; - объединить учащихся, педагогов; - управлять процессом развития личности воспитанника; - развивать рефлексивные способности |
- формировать коллектив
единомышленников; - проявлять взаимопонимание, взаимоподдержку, взаимовыручку, взаимопомощь |
Отзывы воспитателей о месячнике КТД:
- Ребятам было очень интересно, они быстро включились в дело-игру, с интересом выполняли задания. С нетерпением ждали очередного занятия. Постоянно в течение недели подходили к ответственному воспитателю поделиться своими достижениями.
- Взрослых и детей объединило совместное выполнение заданий, где дети смогли проявить свои творческие способности, а взрослые ненавязчиво направить их в верном направлении.
- Совместные дела и игры сплотили и сдружили нас, в процессе работы возникло взаимопонимание, взаимопомощь, образовался творческий коллектив единомышленников.
- Дети участвовали с азартом, интересом, воодушевлением, поддерживали друг друга и чувствовали себя счастливыми.
На этом этапе коллектив воспитателей младшего звена внес предложения на будущее: материалы по проведённому большому КТД собрать, систематизировать и оформить как методические рекомендации для распространения на республиканском и федеральном уровнях, а также включить их в комплект методических рекомендаций по КТД, разработанных воспитателями среднего и старшего звена.
6 этап. Ближайшее последействие.
Методика этапа по Иванову И.П. Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе.
Реализация 6 этапа в школе-интернате. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, методист. В разработке методических рекомендаций по проведению КТД с воспитанниками младшего звена в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида принимало участие 3 педагога. Эту деятельность можно назвать новым коллективным творческим делом.
План мероприятий месячника КТД
“Спешите делать добро”
по направлению “Нравственное воспитание”
Возраст воспитанников: младшее звено (1-5 классы)
Ответственные за месячник: воспитатели Кудряшова В.В., Екимова А.П.
№ | Мероприятие | Ответ- ственные |
1 неделя: Сажаем дерево “Рисунки о добре” | ||
Беседа “Сажаем дерево “Рисунки о добре” (Приложение 1) | 3 класс | |
Рисование по теме “Рисунки о добре” | 3 класс | |
Разучивание игр “Это я, узнай меня”, “Менялки” | 3 класс | |
Выпуск стенгазеты “Рисунки о добре” (Приложение 2) | 3 класс | |
2 неделя: Сажаем дерево “Волшебные слова” | ||
Беседа “Сажаем дерево “Волшебные слова” (Приложение 3) | 3 класс | |
Рисование по теме “Волшебные руки с волшебными (вежливыми) словами” | 3 класс | |
Разучивание стихов о вежливости: “Добрые слова”, “Пожалуйста”, “Спасибо”, “Простите”, “Здравствуйте”, “Добрый день”, “До свидания”, “Доброго пути” | 3 класс | |
8. | Разучивание игр: “Пожалуйста”, “Обнималки” | 3 класс |
9. | Выпуск стенгазеты “Волшебные слова” (Приложение 4) | 3 класс |
3 неделя: “Сажаем дерево “Правила доброты” | ||
9. | Беседа “Сажаем дерево “Правила доброты” (Приложение 5) | 3 класс |
10. |
Занятие-упражнение “Составляем правила доброты” | 3 класс |
11. |
Разучивание игр “Можно – нельзя”, “Встань по пальцам” | 3 класс |
12. | Выпуск стенгазеты “Правила доброты” (Приложение 6) | 3 класс |
4 неделя: Сажаем дерево “Добрые поступки” | ||
13. |
Беседа “Сажаем дерево “Добрые поступки” (Приложение 7) | 3 класс |
14. |
Занятие-упражнение “Оформим добрые поступки в виде цветов” | 3 класс |
15. |
Разучивание игр “Назови себя”, “Похвали друга” | 3 класс |
16. | Мероприятие, завершающее месячник КТД: Праздник “Сажаем сад доброты” (Приложение 8) |
3 класс |
*
Примечание.При создании данной статьи и конспектов мероприятий были использованы многочисленные информационные ресурсы, накопленные авторами статьи за период их педагогической деятельности (более 30 лет), и адаптированные для воспитательной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.