Цель: Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.
Задачи:
- Образовательные:
– Закрепить знания о слоге, слогообразующей роли гласных,
– Способствовать уточнению и развитию словаря по теме “Продукты питания”. - Коррекционно-развивающие:
– Развитие слогового анализа и синтеза, в ходе выполнения тренировочных упражнений по делению слов на слоги и составлению слов из слогов;
– Развитие операции анализа, при работе с карточками “Четвертый лишний”;
– Развитие навыка согласования имени существительного с числительным, через выполнение упражнения “Посчитай продукты”;
– Развитие навыка образования прилагательных от существительных, при перечислении отделов в магазине; - Воспитательные: Воспитание интереса к занятиям, через использование игровых приемов на уроке.
Оборудование: карточки “Четвертый лишний”, карточки с цифрами, предметные картинки по теме продукты питания, карточки со слогами, карточки с заданием “Посчитай продукты”, карточки со слогами “Домино”, предметные картинки, пакеты, монетки.
Ход работы
Организационный момент.
– На прошлом уроке мы составляли с вами схемы слов. На доске схемы слов (-о-а, -а-я, -а-я, -е-а, -а-я). Найдите среди этих схем свои имена.
- Назовите свои имена, отхлопайте их по слогам.
- Укажите количество гласных. Назовите их.
- Определите количество слогов.
– Ребята, как определить количество слогов в слове?
– Давайте вспомним правило: Сколько в слове гласных – столько и слогов,
Это знает каждый из учеников.
– Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка с картинками. Определите, какая картинка лишняя? (изображены на картинке пирожок, сметана, кастрюля, печенье)
- Лишняя кастрюля.
– Назовите оставшиеся картинки одним словом.
- Продукты.
– Правильно. Ребята, как называется магазин, в котором продаются продукты?
- Продуктовый.
– Сегодня мы пойдем в продуктовый магазин. У каждого из вас будет свой пакет. А вместо покупок вы будете зарабатывать фишки-монетки.
Основная часть.
“Дорога в магазин”.
– В продуктовый магазин мы пойдем по тротуару. А тротуар состоит из необычных кирпичиков. На каждом кирпиче 2 слога. Мы должны подобрать слоги таким образом, чтобы получились слова (дети встают со своих мест и выстраивают дорожку из слогов). Итак, первый слог – “му”.
- …./му, ка/ры, ба/но, жи/тво, рог/мя, со/тес, то/ба, тон/ке, фир/….
– Что не будет продаваться в продуктовом магазине?
- Но-жи.
Игра “Молчанка”.
– Ребята, поиграем с вами в игру молчанку. Я буду называть продукт, а вы мысленно посчитайте количество слогов и поднимите соответствующую цифру. Мне в этом будет помогать и наблюдать за правильностью ответов – Таня. Кто поднимет карточку верно – зарабатывает фишку-монетку.
- Кол-ба-са (3), пи-рог (2), мо-ло-ко (3), кон-фе-ты (3), мас-ло (2), сыр (1), бул-ка (2), со-сис-ки (3), шо-ко-лад (3).
Работа в тетради. Подпишите число.
Игра “Покупка”.
– Ребята, купите в магазине те продукты, в названии которых два слога. Запишите их к себе в тетрадь, деля на слоги. Не забывайте, что каждое правильное слово вознаграждается фишкой.
Динамическая пауза.
– Послушайте слова и, если слово состоит из одного слога – хлопните в ладоши, если из двух слогов – присядьте, если слово состоит из трех слогов – сделаете прыжок.
Слова: мост, карандаш, нога, кукла, дым, яхта, сорока, дымоход, яблоко, порох.
(Гласные длительно пропеваются.)
Игра “Я люблю”.
– Ребята, предлагаю рассказать, какой продукт больше всего вам нравится. Фраза должна начинаться со слов “ Я люблю…”, а продукт нужно назвать ласково. Например, “Я люблю молочко, маслице и т.п.”.
“Три шага”.
– Наш поход в магазин подходит к концу. Но для того чтобы выйти, вам надо составить из трех слогов слова и прошагать их (на доске слоги в неправильном порядке).
- Кол-ба-са, мо-ло-ко, кон-фе-ты, со-сис-ки, шо-ко-лад.
“Посчитай продукты”.
– Вот и закончился рабочий день магазина. Продавцы подсчитывают, сколько продуктов питания они продали за смену. Давайте поможем продавцам! Посчитайте на карточках количество продуктов. Например: одна шоколадная конфета, две шоколадные конфеты и т.д.
(Раздаются карточки с картинками. Дети считают: сырный пирог, зеленые яблоки, куриные яйца.)
А теперь самое интересное. Посчитаем, кто же больше всех сегодня на уроке отвечал…(подсчет фишек-монет).
“Рефлексия”.
– Понравился ли вам урок?
– Какое настроение у вас к концу урока? (Веселое, грустное.)
Итог занятия.
– Ребята, в каком магазине мы сегодня были? (Продуктовом/ нет ответа.)
– Если в магазине продаются продукты, то мы его назовем каким? (Продуктовым.)
– Какое правило нам поможет узнать количество слогов в слове? (Сколько в слове
гласных, столько и слогов/ нет ответа.)
– Для чего мы узнаем количество гласных в слове, когда считаем слоги? (Потому
что сколько в слове гласных, столько и слогов.)