Тема урока: "Решение неравенств с одной переменной". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели: продолжить формировать умения решать неравенства с одной переменной путём перехода к равносильному неравенству.

Оборудование: плакат с устными упражнениями, таблица «Алгоритм решения неравенств с одной переменной».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Устная работа

1. Решите неравенство:

а) 3х < 42;           б) 5х > 115;           в) –4х < 24;           г) –6х > –102.

2. Назовите неравенство, множеством решений которого служит промежуток:

а) (–∞; 3];           б) (15; +∞);           в) [0; +∞);           г) (–∞; 2).

3. Какие  из  чисел  –18; 10; 8; –3; 11  являются  решениями  неравенства 3х < 24?

III. Актуализация знаний

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Дайте определение решения неравенства с одной переменной.
– Что значит «решить неравенство»?
– Какие неравенства называются равносильными?
– Сформулируйте свойства равносильности неравенств, используемые при решении     неравенства с одной переменной.

IV. Формирование умений и навыков

Упражнения, решаемые на этом уроке, можно разбить на 2  г р у п п ы:

1) Решение неравенств приведением к равносильному.
2) Составление неравенства по условию и последующее решение.

1. № 842 (а, в), № 843 (а).

Р е ш е н и е

№ 842.

а) Составим неравенство:

2х – 1 > 0;   2х > 1;   х > 1 : 2;   х > 0,5.

в) Составим неравенство:

5 – 3с > 80;   –3с > 75;   с < 75 : (–3);   с < –25.

О т в е т: а) х > 0,5; в) с < –25.

№ 843.

а) Составим неравенство:

2а – 1 < 7 – 1,2а;
2а + 1,2а < 7 + 1;
3,2а < 8;
а < 8 : 3,2;
а < 2,5.

О т в е т: при а < 2,5.

2. Найдите наибольшее целое число, удовлетворяющее неравенству:

а) 5х < 25;             б) –х > 15.

Р е ш е н и е

а) 5х < 25;   х < 25 : 5;   х < 5.

Наибольшее целое число х = 5.

б) –х > 15;   х < 15 : (–1);   х < –15. 

Наибольшее целое число х = –16 (так как –15 не входит в данный открытый числовой луч).

О т в е т: а) 5; б) –16.

3. № 844.

Р е ш е н и е

а) 5(х – 1) + 7 < 1 – 3(х + 2);

5х – 5 + 7 < 1 – 3х – 6;
5х + 3х < 5 – 7 + 1 – 6;
8х < –7;
х < –7 : 8;
х < .

б) 4(а + 8) – 7(а – 1) < 12;
4а + 32 – 7а + 7 < 12;

4а – 7а < –32 – 7 + 12;
–3а < –27;
а > (–27) : (–3);
а > 9.

в) 4(b – 1,5) – 1,2 > 6b – 1;
4b – 6 – 1,2 > 6b – 1;

4b – 6b > 6 + 1,2 – 1;
–2b > 6,2;
b < 6,2 : (–2);
b < –3,1.

г) 1,7 – 3(1 – т) < – (т – 1,9);
1,7 – 3 + 3т < т + 1,9;

3т + т < –1,7 + 3 +1,9;
4т < 3,2;
т < 3,2 : 4;
т < 0,8.

д) 4х > 12(3х – 1) – 16(х + 1);

4х > 36х – 12 – 16х – 16;
4х – 36х + 16х > –12 – 16;
–16х > –28;
х < (–28) : (–16);
х < ;
х < 1 .

е) а + 2 < 5(2а + 8) + 13(4 – а);
а + 2 < 10а + 40 + 52 – 13а;

а – 10а + 13а < – 2 + 40 + 52;
4а < 90;
а < 90 : 4;
а < 22,5.

ж) 6у – (у + 8) – 3(2 – у) < 2;
6уу – 8 – 6 + 3у < 2;

6уу + 3у < 8 + 6 + 2;
8у < 16;
у < 16 : 8;
у < 2.

О т в е т: а) ; б) (9; +∞); в) (–∞; –3,1]; г) (–∞; 0,8];
д) ; е) (–∞; 22,5); ж) (–∞; 2].

4. № 846, № 847 (а, б), № 848 (а, б).

Р е ш е н и е

а) а(а – 4) – а2 > 12 – 6а;
а2 – 4аа2 > 12 – 6а;

а2 – 4аа2 + 6а > 12;
2а > 12;
а > 12 : 2;
а > 6.

б) (2х – 1) 2х – 5х < 4х2х;
4х2 – 2х – 5х < 4х2х;

4х2 – 2х – 5х – 4х2 + х < 0;
– 6х < 0;
х > 0 : (– 6);
х > 0.

в) 5у2 – 5у(у + 4) > 100;

5у2 – 5у2 – 20у > 100;
–20у > 100;
у > 100 : (– 20);
у > – 5.

г) 6а(а – 1) – 2а(3а – 2) < 6;

6а2 – 6а – 6а2 + 4а < 6;
–2а < 6;
а > 6 : (– 2);
а > – 3.

О т в е т: а) (6; +∞); б) (0; +∞); в) (–∞; –5]; г) (–3; +∞).

№ 847.

а) 0,2х2 – 0,2(х – 6)(х + 6) > 3,6х;
0,2х2 – 0,2(х2 – 36) > 3,6х;

0,2х2 – 0,2х2 + 7,2 – 3,6х > 0;
–3,6х > –7,2;
х < (–7,2) : (–3,6);
х < 2.

б) (2х – 5)2 – 0,5х < (2х – 1)(2х + 1) – 15;
4х2 – 20х + 25 – 0,5х < 4х2 – 1 – 15;

4х2 – 20х –0,5х – 4х2 < –25 – 1 – 15;
–20,5х < –41;
х > (–41) : (–20,5);
х > 2.

О т в е т: а) (–∞; 2); б) (2; +∞).

№ 848.

а) 4b(1 – 3b) – (b – 12b2) < 43;
4b – 12b2b + 12b2 < 43;
3b < 43;
b < 43 : 3;
b < 14.

б) 3у2 – 2у – 3у(у – 6) > – 2;
3у2 – 2у – 3у2 + 18у > – 2;
16у > – 2;
у > – 2 : 16;
у > .

О т в е т: а) ; б) .

V. Итоги урока

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что значит «решить неравенство с одной переменной»?
– Какие преобразования приводят неравенство к равносильному?
– Какие виды записи решения неравенства существуют?

Домашнее задание:  № 842 (б),  № 843 (б),  № 845, № 847 (в, г), № 848 (в, г), № 871 (а).