Урок математики по теме "Цифра 7". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: сформировать представление о числе 7, его составе, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию в пределах 7.

Задачи урока:

  • Образовательная (предметная): познакомить  с составом числа 7 и  с правильным написанием цифры 7;
  • Воспитательная (личностная):
    • воспитывать умение слушать, высказывать и доказывать свою точку зрения;
    • воспитывать чувство коллективизма, сопереживания, умения работать в парах. 
  • Развивающая (метапредметная): развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;

Планируемый результат

  • Ученики должны узнать название числа 7.
  • Ученики должны научиться  записывать цифру 7.
  • Уметь находить число 7 в числовом ряду.
  • Уметь соотносить цифру и число предметов.
  • Уметь вести счет предметов.

Основные понятия: число, цифра

Учебно-материальное оснащение:

  • Наборы монеток;
  • Карточки для работы в паре
  • Веера с цифрами у каждого ученика;
  • Геометрическое лото у каждого учащегося;
  • Наглядно-демонстрационный материал «Домик» (состав числа): доска, компьютер и т.д.
  •  Г.В. Дорофеев, Т.Н.Миракова. Учебник «Математика» ч. 1.
  • Г.В. Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.В.Бука. Рабочая тетрадь с. 66-67.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Целеполагание.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас
Математика сейчас.
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!

– Садитесь ребята. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
– Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши 1 раз..

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного

Работа по карточкам (проверка состава числа до 6)

Карточка № 1

У   2 + 2 = ___        А    3 – 1 = ___         А   3 + 3 = ___
Г   3 + 2 = ___        Д    5 – 2 = ___         Р    6 – 5 = ___

1 2 3 4 5 6
           

Радуга – 7 цветов.

Вопросы для тех, кто по карточкам:

– Как называются числа при +?
– Как называются числа при – ?
– Как найти целое и часть?

Устный счёт (показ ответов с помощью математических вееров)

  • Счёт от 1до 10 (прямой и обратный)
  • Счёт до 20 (прямой)
  • Покажите число, предшествующее числу 5.
  • Как получить предыдущее число? На сколько оно меньше последующего?
  • Какое число стоит между числами 3 и 5, 2 и 4, 4 и 6? (4, 3, 5)
  • Какое число следует за числом  5?
  • Покажите «соседей» числа 6. (5 и 7)
  • Какое число стоит правее числа 6? (7)
  • Как получить последующее число? На сколько оно больше предыдущего?

Работа с числовым рядом

На наборном полотне:

  1. 5   2   1   4   3  6

– Что видим на доске?
– Назовите число  самое большое и самое маленькое в ряду.
– Расположите числа в порядке возрастания. (1 ученик у доски)
– Расположите числа в порядке убывания. (2 ученик у доски)

Задания в стихах

1) Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
“Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте! ”
Сколько всех, пересчитайте! (6)  

2) По дорожке мышка шла,
Девять зернышек несла.
Четыре – птичке отдала,
Сколько в корзину убрала?(5)

Зарядка для ума (задания на развитие логического мышления).

– Куда войдет больше воды: в трехлитровый чайник или трехлитровый самовар?
– Молодцы, ребята.

Учитель: сейчас вы самостоятельно выполняли различные действия над числами, а теперь вы выполните задание в паре, где в результате выполнения действий получится слово, которое относится к нашей теме урока. Возьмите карточку № 1, которая у вас на столах. Задание: найти значение выражений и расшифровать слово.
Готовность вашей пары показываете «домиком».

– Проверим. Какое слово было зашифровано? (Радуга).

3. Постановка учебной задачи

– Как вы думаете, как связано слово «радуга» с темой урока? (Ответы детей: в радуге 7 цветов, они по очереди называют их)

Физминутка

– “Заблудилось” число. Поставьте его на место: (на экране)

1 2 3 7 4 5 6 8  (12345678)

– А какое же число у  нас следует за числом 6? (7)
– Покажите “соседей” числа 7. (на веере цифр)
– Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, вы внимательно слушайте, а потом скажите, какую же тему мы сегодня будем изучать?

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, косой,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел.
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей. (Семь)

– Вспомните, в какой сказке было 7 героев.

  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
  • Цветик – семицветик.
  • Волк и семеро козлят.
  • Белоснежка и 7 гномов

Игра «Доскажи словечко»

– Вспомним  пословицы и поговорки, в которых встречается слово “семь”.

  • Семеро одного … (не ждут).
  • Семь раз отмерь –  … (один отрежь).
  • Семь бед – … (один ответ).

У: Вы догадались какая у нас тема урока?
Д: Цифра 7
– Какую цель перед собой поставим? (Научиться писать цифру 7, узнать где она стоит на числом луче, узнать состав числа 7)
– Проверим наши предположения по учебнику. Откройте учебник на  стр.78

4. Открытие нового знания

Работа с учебником (стр.78):

Работа по числовому отрезку

Д: число 7 на единицу больше предыдущего числа 6 и на единицу меньше последующего числа 8.

Давайте посмотрим, как мы можем получить 7? Работа по учебнику с.78 №1.

Составление числа: 7 – это … и …

                        1 + 6               6 + 1
                        2 + 5               5 + 2
                        3 + 4               4 + 3

– Сегодня на уроке мы  закрепим  состав  числа в пределах 7, повторим  сложение и вычитание с этими числами.
– Скажите, а для чего нам нужны эти знания?

Постановка учебной задачи.

  • Надо (мне надо это знать, чтобы уметь считать и быть грамотным).
  • Могу (Я  могу закрепить эти знания на уроке).
  • Хочу (Я хочу знать состав чисел в пределах 7).

– Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 7 (на стр. 79 учебника № 8).
– На что похожа цифра 7? (Ответы детей: кочерга, клюшка и т.д.).
– Рассмотрим образец написания цифры 7 (на стр. 79).
– Из скольких элементов состоит эта цифра?

Пальчиковая гимнастика

Перед тем как нам писать
Надо пальчики размять.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Демонстрация написания цифры 7 на доске:

– Откуда надо начинать писать цифру 7? (Чуть ниже середины верхней линии клетки)
– Поставлю точку в этом месте. Далее ведём вверх с небольшим плавным закруглением, делаем волнистую линию до правого верхнего угла и оттуда ведём прямую линию вниз до  
середины нижней линии клетки. Пропишите красиво  цифры 7 на клеточной строчке. Рабочая тетрадь с. 67 №1; 7.

Взаимопроверка.

– Обменяйтесь тетрадями, и в тетрадке своего соседа найдите самую красиво написанную цифру 7, обведите красным карандашом.

Физкультминутка:

5. Первичное закрепление знаний

– Как же получить  число семь? Из каких частей его можно получить? Разобраться в этом нам поможет набор монеток.
– У вас на партах лежат монетки: 4 шт. по 2 руб., 10шт. по 1 руб., 2 шт. по 5 руб. Каждая пара уч-ся должна из своих монеток набрать разными способами 7 руб. и назвать свои варианты. (2 + 2 + 2 + 1 = 7, 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7, 5 + 2 = 7, 5 + 1 + 1 = 7, 2 + 2 + 1 + 1 + 1 = 7 и др.)

Запишите примеры проговаривая вслух:

3 + 4 =                      6 + 1 =
5 + 2 =                      4 + 1 =

– Молодцы!

На доске открывается запись.

7         7       7       7        7
1^       5  ^       2^       4^       3^

– Впишем в пустые клетки нужные числа.
– Прочитаем хором.
– Для чего нужно знать состав числа 7?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Решите примеры  и запишите результат ручкой.

6 – 1 =       1 + 5 =          7 – 1 =      4 + 3 =

А сейчас мы проверим ваши результаты (лист с примерами вывешен на доске)
– Назовите результат первого примера, второго, третьего.
– У  кого все ответы совпали? Молодцы. Поставьте себе знак «+».
– У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина? Не расстраивайтесь, вы еще будете тренироваться, и у вас все получится
– Вы готовы к дальнейшим   испытаниям? У нас 4 пары и каждая сейчас получит своё новое задание:

1. Вспомнить и назвать 7 дней недели. Учебник с.79 №5
2. Собрать пословицу и прочитать: Семь бед – один ответ  (на листиках напечатаны слова по отдельности).
3. Собрать пословицу и прочитать:  Семеро одного не ждут (хорошо читающим детям).
4. Назвать сказки с упоминанием цифры 7.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

– Я предлагаю каждой паре в силу ваших знаний и возможностей выбрать задание, которое, по-вашему мнению, вы сможете выполнить (на столах лежат по 3 карточки)

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА – сравнить выражения

6 + 1 … 3 + 4                  7 – 2 … 7 – 5
3 + 4 … 2 + 4                  2 + 5 … 5 + 1

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА – заполнить пропуски    

7 – ? =  6                   ? + 5 = 7
6 + ? = 7                    ? + 4 = 7

Найдите равенства, где целое число 7 и подчеркните.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА – придумать и записать 4 примера с числом 10.

Самопроверка

– Сверьте свое решение с листом контроля знаний на доске.
– Почему нет результатов выполнения заданий на красной карточке?
– Ребята, а что объединяло все эти задания?

8. Итог урока (рефлексия деятельности)

– Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: (Закончите предложение)

  • Я знаю….
  • Я смог…
  • Я запомнил…
  • У меня вызвало затруднение…

Составьте синквейн (правила напоминаются)

1. Цифра
2. Новая и косая
3. Косит, играет, шевелит
4. Стоит после шести
5. Открытие.

– Ну, вот и все, подошёл к концу урок.  Мы славно поработали.  Спасибо вам, ребята за работу.

Литература

1. УМК «Перспектива»: учебник «Математика 1 класс» Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова.
2.  Рабочая тетрадь «Математика 1 класс» Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова.
3. Методические рекомендации по математике