Внеклассное мероприятие по математике. Интеллектуальная игра "Звездный час математических понятий". 6-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 6


Описание игры:

Ведущий: (Слайды №1,2) Уважаемые зрители, болельщики, участники игры! Мы рады встретить вас на большой математической игре “Звёздный час математических понятий!”

(Слайд №3)

Сегодня с нами те,
Кто хочет учиться с увлечением,
Все, кто любит тайны, загадки, приключения,
Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив!

- Разрешите представить вам участников игры:

(представляет)

- Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость, а смелость, говорят, города берёт и тогда победа будет за вами! Успехов вам! Начинаем игру!

ТУР 1: (Слайд №4) “Представь своё математическое понятие”

(Представляю наиболее удачные:

Лера Вожова (умножение на 10):

Нуль похож на букву “О”,
Он не значит ничего.
Но любую цифру враз
Увеличит в десять раз!

Алёна Привалова (процент):

В школе учитель за наши дела
Ставит в журнале оценки,
Сотую долю любого числа
Мы называем процентом.
Чтобы решить на проценты задачу
Поступайте вы так, не иначе:
Начинайте решенье с того,
Узнавайте цену одного,
Сколько надо процентов, тогда
Вы найдёте легко, без труда!

ТУР 2: (Слайд №5) “Великие учёные – математики”

Ведущий: Перед вами шесть портретов великих математиков (Карл Гаусс, Евклид, Архимед, Франсуа Виет, Пифагор, Лобачевский). Каждый портрет имеет свой номер, который участники игры будут показывать.(1-АРХИМЕД; 2-ГАУСС; 3-ЕВКЛИД; 4- ВИЕТ; 5-ПИФАГОР; 6-ЛОБАЧЕВСКИЙ)

Вопрос 1: (Слайд №6) Этот великий учёный – математики изучал вопрос о делимости чисел. Он ввёл понятие “совершенного” числа:- число, равное сумме всех его делителей (без самого числа). Например: 6=1+2+3; 28= 1+2+4+7+14;. Итак: числа 6,28, 496- совершенные числа. Четвёртое число-8128 стало известно в 1 веке до нашей эры. Пятое- 33550336- было найдено в 15 веке. А к 1983 году было известно уже 27 совершенных чисел. Но до сих пор учёные не знают, есть ли нечётные совершенные числа, и есть ли самое большое совершенное число. (Слайд №7: ПИФАГОР)

Вопрос 2: (Слайд№8) У этого крупнейшего математика 19 века рано появились математические дарования. Рассказывают, что в трёхлетнем возрасте он заметил ошибку в расчётах отца. В семь лет он пошёл в школу. В то время в одной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников, учитель предложил им сложить все числа от 1 до ста включительно. Не успев отойти от них, он увидел, как маленький мальчик положил свою грифельную доску с записанным числом 5050 – и никаких вычислений. Кто этот математик? (Слайд №9: КАРЛ ГАУСС)

Вопрос 3: (Слайд №10) Величайший древнегреческий математик и физик, живший в 287-212 гг. до нашей эры. Он придумал способ описания громадных чисел. Самое большое число, которое умел он называть, было настолько велико, что для его цифровой записи понадобилась бы лента в 2 тысячи раз длиннее, чем расстояние от земли до Солнца. (Слайд №11: АРХИМЕД)

Вопрос 4 (Слайд №12) Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступление. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции. В своём городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Он ввёл в алгебру буквы и разработал правила действий с буквенными выражениями. (Слайд №13: ФРАНСУА ВИЕТ)

Вопрос 5: (Слайд №14) Кто в своих тринадцати книгах под названием “Начала” систематизировал основные в то время геометрические знания? (Слайд №15: ЕВКЛИД- древнегреческий геометр)

Вопрос 6: (Слайд №15) Многие знаменитые математики мира на протяжении 20 веков старались решить величайшую проблему: сколько прямых, параллельных данной можно провести через заданную точку? Кто разрешил эту проблему? (Слайд №16: ЛОБАЧЕВСКИЙ, русский математик, ректор Казанского университета)

(ответившие на 4 вопроса переходят в третий тур. Ведущий задаёт ещё несколько вопросов, чтобы в третий тур вышли 5 человек)

Вопрос 7: (Слайд №18) Кому принадлежат слова: “ Математика-царица наук, арифметика-царица математики”? (КАРЛ ГАУСС)

Вопрос 8: (Слайд №19) Кто из математиков доказал, что простых чисел бесконечно много, т.е. за каждым простым числом есть ещё большее простое число? (ЕВКЛИД)

Вопрос 9: (Слайд №20) Кто открыл формулу Герона для вычислений площади треугольника? (АРХИМЕД)

(Ведущий подводит итоги и вручает “звёзды” победителям этого тура и подарки выбывшим)

Ведущий:- Мы преодолели 2-й барьер и подошли к третьему туру.

(В третьем туре должно быть 5 человек)

Тур 3: (Слайд №21) Даётся минута, за которую надо составить как можно больше математических терминов, слов, связанных с математикой на определённую букву. Например, если это буква “к”- квадрат, куб, круг, корень, координата, класс и т.д.

А вы попробуйте составить слова, связанные с математикой на букву “П”.

Зрители в это время участвуют в мини - конкурсе на самое длинное слово.

(В этом туре выбывает 1 человек)

Тур 4: (Слайд №22) “ В лабиринтах мысли”

Ведущий:- Перед вами старинные единицы измерения:

1 –фунт 2-берковец
3-галлон 4-золотник
5-пуд

(1 фунт; берковец 10 пудов; золотникпуд.

Ведущий: Я полагаю, что все эти старинные единицы измерения массы. Если это не так, то поднимите карточку, где находится другая какая-то единица измерения (ГАЛЛОН- единица измерения объёмов- около 4 литров)

Ведущий: Да, остальные – фунт, берковец, золотник, пуд - это единицы измерения массы. А какая мера массы применялась для взвешивания мелких, но дорогих товаров? (золотник).

(Выходит ещё один участник)

Тур 5: (Слайд №23) “Логика в математике”

Ведущий в сказке:

Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка- на тебе-живёт!
В своей избушке где-то-
И самый старый сторожил
Не даст тебе ответа
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было-
Всё сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живёт в любом дому
И странствует по свету.
А почему?
Да потому, что без неё нельзя нам!

Баба Яга: Помогу тебе Иван, вызволить Василису Прекрасную. По душе ты мне пришёлся. Да и от Кощеева коварства много я страдала, уж очень хочется его проучить. Вот тебе, Иван, клубок. Приведёт он тебя прямо к Кощею Бессмертному. В подземелье у него три темницы. В одной из них томится Василиса Прекрасная, в другой - находится Змей Горыныч, а третья темница - пустая. Учти, что все надписи на дверях темниц неверные- ложные.

Ведущий в сказке: Бросил Иван клубок на землю. Долго ли, коротко ли, он дошёл до Кощея Бессмертного. Потребовал Иван у него Василису Прекрасную. Повёл Кощей Ивана в подземелье. Показал там три темницы, на дверях которых написано:

Кощей: Отпущу Иван, с тобой Василису Прекрасную, если укажешь, в какой она темнице. Покажешь на ту дверь, за которой Змей Горыныч - быть тебе съеденным. Покажешь на пустую - быть тебе в ней узником до конца дней своих.

Ведущий в сказке: (Слайд №24) Задумался Иван..... А вы, как думаете, за какой дверью находится Василиса прекрасная? Поднимите через 30 секунд табличку.

(1 - Змей Горыныч; 2 - Василиса Прекрасная, 3 - пустая)

(должно остаться 2 человека)

ФИНАЛ: (Слайд №25) “Математические обгонялки”

Ведущий: Перед вами слово “АРИФМЕТИКА”. Составьте из него как можно больше слов за 1 минуту. (ар, риф, метр, тик, фирма, рифма, акр, тема, миф и т.д.)

Итоги. Награждение.

Презентация.