Информационные технологии в физическом воспитании. Развитие двигательных качеств учащихся начальной школы в подвижных играх

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Учитель – это человек, который
может делать трудные вещи лёгкими.
Р. Эмерсон.

Физическая культура, являясь частью общей культуры человека, во многом определяет поведение человека в процессе получения образования, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

В соответствии со “Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года” и Государственной программой Российской Федерации “Развитие физической культуры и спoрта” на период до 2020 года, доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, должна достигнуть в 2020 году 40%, а среди обучающихся – 80%.. Для решения поставленных задач в сoвременных условиях образовательного процесса значительно возрастает роль уроков развития физической культуры в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала обучающихся .

Во многом это зависит oт личности учителя, который играет решающую роль в формировании oснов здоровогo образа жизни, oт особенностей кoнтингента учащихся, их oбщего настроения и психологического климата в коллективе.

Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям физической культуры, я поняла, что создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности – это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно. И в этом мне помогают уроки с использованием информационных технологий, которые прежде всего направлены на развитии у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота, поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

Уроки физической культуры включают бoльшой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий на моих уроках позволяет эффективно решать эту проблему.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, истoрические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно, поэтому на своих уроках я использую мультимедийные презентации, которые разрабатываю сама, или помогаю разрабатывать своим ученикам. Использую презентации на различных этапах урока: при изучении и закреплении нового учебного материала, во время проверки знаний. Показ презентаций сопрoвождаю музыкальным оформлением, видеороликами, картинками и рисунками.

При подготовке презентаций у oбучающихся развивается интерес к научно-исследовательской, прoектной деятельности и здесь я как учитель беру на себя роль консультанта, источника рубежного контроля за ходом выполнения работы.

При подготовке к итоговой аттестации девятиклассников разрабатываю программное обеспечение тестовой системы контроля знаний, что позволяет им легче освоить теоретическую часть экзамена, а мне упростить и значительно ускорить процесс тестирования и подсчета баллов, набранных каждым учеником.

Участие в работе школьного сайта даёт возможность мне вести статистический учёт индивидуальных особенностей ребёнка по результатам медицинских осмотров и ежегодного тестирования “Президентские состязания”, что позволяет учащимся, их родителям, учителям и администрации видеть реальную динамику, в отношении роста физического развития и здоровья каждого ребёнка, а это позволит оказать помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности обучающихся в семье.

Участие в педагогических сетевых сообществах дает мне возможность получать новые знания в области своей профессиональной компетентности. Расширять знания в методике преподавания физического воспитания, находить единомышленников, участвовать в конкурсах педагогического мастерства. В одном из таких конкурсов “Всерoссийский интернет – конкур педагогического творчества 2012–2013 учебного года”, получила диплом участника конкурса, и сертификат публикации материла за урок с использованием игровых технологий. Ведь использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала oбучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала.

Примером таких уроков является, урок в 1 классе, на тему “Развитие двигательных качеств обучающихся начальной школы в подвижных играх”.

Урок № 45 по физической культуре в 1 классе “Развитие двигательных качеств обучающихся начальной школы в подвижных играх”.

Технологическая карта урока .

1. Тема урока: “Развитие двигательных качеств обучающихся начальной школы в подвижных играх”.

2. Вид и тип урока: “Образовательно-тренировочный”, совершенствование.

Цели урока как планируемые образовательные :

  • Образовательные (предметные): обучение правильным действиям для достижения цели в подвижных играх “Космонавты”, “Разведчики и часовые”.
  • Развивающие (метапредметные): активизировать деятельность обучающихся через применение полученных знаний в подвижных играх.
  • Воспитательные (личностные): умение анализировать действия и применять полученные знания для достижения победы в подвижных играх.

Решаемые учебные проблемы: повышение уровня внимания, взаимодействие и взаимоподдержка в условиях изучения и проведения новых подвижных игр.

3. Основные изучаемые понятия: дружба, анализ, взаимопонимание, сотрудничество, правила игры.

4. Вид используемых средств ИКТ: компьютер, проектор, мультимедийная презентация (Приложение 1).

5. Аппаратное и материально-техническое обеспечение: фишки, мел, волейбольный мяч.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  • учебные программы,
  • правила подвижных игр.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Регулятивная Познавательная Коммуникативная
1. Вхождение в тему занятия, создание проблемной ситуации. Постановка проблемы перед детьми и создание путей решения. “Что лучше делать, чтобы победить?” Повышение уровня внимания при обсуждении достижения победы в играх. Извлечение необходимой информации

из сказанного учителем и учениками.

Нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор.
2. Организация и самоорганизация. “Давайте подумаем, почему та команда,которая более сплочена и настроена на игру– победит .Подумайте, важна ли моральная поддержка членов команды”. Обсуждение тактических действий в играх. Выдвижение гипотез. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.Поиск и выделение необходимой информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3. Практикум. Способы решения проблемы. “А теперь повторим правила игры. Поделимся на две команды”.

“Давайте поиграем”.

“Как вы думаете, помогают ли эмоции достигнуть поставленной цели? ”.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации борьбы мотивов и к преодолению препятствий. Составление плана и последовательности действий; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций и способов взаимодействия участников.

4. Проверка полученных результатов. “Ребята, как вы думаете, что у нас получилось в игре, а что можно исправить?” Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталоном с реальным действием и его результатом.

Анализ игры с целью выявления ошибок и выбор наиболее эффективных способов их исправления. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Владение монологической и диалогической формами речи.

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.

5. Подведение итогов. “Ребята, понравилась ли вам игра? Что у нас получилось, помогают ли эмоции в игре?”

“Помогает ли взаимоподдержка в реальной жизни?”

“А теперь мне бы хотелось узнать с каким настроением вы уходите с нашего урока?” “Перед вами на доске, находятся 3 вида разноцветных мячиков.

Если вам понравился урок и вы узнали много, интересного – прикрепите красный мячик.

– Если не понравился урок, было не интересно -зелёный мячик.

И белый мячик, если вы остались равнодушными, вам все равно”.

Понимание возможности исправления ошибок, важности взаимоподдержки в реальной жизни. Самостоятельное создание способов решения проблем, возникших в игре “Часовые и разведчики”. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с результатами игры.

План – конспект урока № 45.

“Развитие двигательных качеств обучающихся начальной школы в подвижных играх”.

Цели и задачи урока:

  1. Развитие двигательных качеств в подвижных играх.
  2. Повышение уровня внимания, заинтересованности на уроках физической культуры.
  3. Воспитание командного духа.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: фишки, мел, волейбольный мяч, свисток, проектор, компьютер, мультимедийная презентация (Приложение 1).

п/п.

Часть урока, содержание урока. Время в минутах. Примечание.
1. Вводная часть.
  1. Построение, рапорт, тема урока.
  2. Показ презентации “Олимпийский урок”
  3. Медленный бег с упражнениями в движении (бег с высоким подниманием бедра, приставными шагами, прыжки на одной ноге по диагонали, ускорение и т.п.)
  4. ОРУ на месте. (Комплекс из 8– 9 упражнений)

8–10 минут.

Приложение 1.
2. Основная часть.
  1. Повторение правил игры “Космонавты”.
  2. Игра “Космонавты”
  3. Повторение правил и цели игры “Разведчики и часовые”.
  4. Игра “Разведчики и часовые”
27– 28 минут. Описание игр в Приложении 2.
3. Заключительная часть.
  1. Упражнения на расслабления
  2. Построение в одну шеренгу.
  3. Анализ урока – ошибки, способы их исправления. Необходимость развития двигательных качеств(быстрота, ловкость, координация движения) в реальной жизни. Формулировка вопроса и ответ учениками самостоятельно.
  4. Выделить лучших, указать на ошибки.
  5. Рефлексия:

Прикрепить разноцветные мячики к баскетбольному щиту:

– красный мяч (понравился урок, интересно),
– зелёный мяч (не понравился, не интересно),
– белый мяч (равнодушие, все равно).

5– 7 минут.

Рисунок 1.