Тема. Цвет. «Чудо-дерево».
Цели уроков по линиям развития:
- Называть порядок цветов спектра. Иметь представление о дополнительных цветах, тёплых и холодных цветах.
- Работать цветными карандашами, фломастерами. Согласованно работать в группе при выполнении коллективной работы «Чудо-дерево».
- Эмоционально воспринимать произведения живописи, выражать своё отношение к ним.
Обязательный минимум содержания: порядок цветов спектра, дополнительные цвета, тёплые и холодные цвета.
Зрительный ряд: изображение спектра, изображения радуги, изображение пар дополнительных цветов.
Оборудование: презентация (Приложение), лист ватмана, с заранее нарисованным деревом, клей, нарисованные и вырезанные изображения птиц инструкционные карты по правилам работы с ножницами, цветные карандаши, ножницы, заготовки листьев. Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 1-й класс. – М.: Баласс, 2011.
Этапы урока |
Содержание |
||
действия учителя |
действия учеников |
формирование УУД |
|
I. Актуализация знаний | – Вспомните всё, что вы узнали нового о
цвете. – Из каких цветов состоит радуга? – Какой цвет идёт в радуге перед зеленым? Какой – после синего? – Назовите второй и последний цвета радуги. – Что обозначают первые буквы стихотворения-подсказки? Расскажите и назовите по порядку цвета радуги. – Как вы понимаете, что такое насыщенность цвета и как можно её усилить. – Я буду называть цвет, а вы – дополнительный ему.
– Для чего художники используют дополнительные цвета? |
Слушают учителя и отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Слушают учителя Высказывают свое мнение |
Познавательные действия Отделять известное от неизвестного. Регулятивные действия Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Коммуникативные действия: Высказывать свои мысли, вступать в беседу. Личностные действия: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. |
II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | – У радуги есть ещё один секрет. В
каждой паре дополнительных цветов один цвет –
тёплый, а другой – холодный. – Попробуйте определить какой из них холодный, а какой – теплый. Объясните, почему вы так думаете. Учитель демонстрирует детям пары дополнительных цветов:
|
Отвечают (возможные варианты ответов): – Красный – тёплый, зелёный – холодный, оранжевый – тёплый, синий – холодный, фиолетовый – холодный, жёлтый – тёплый. – Красный, оранжевый и жёлтый цвета присутствуют в огне, солнечных лучах, от которых исходит тепло, а остальные цвета навевают прохладу. Синяя вода, фиолетовые тучи, из которых идёт холодный дождь, прохладная зелёная травка |
Познавательные действия: Отделять известное от неизвестного Регулятивные действия: Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Коммуникативные действия: Слушать и понимать других. Личностные действия: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. |
III. Выражение решения проблемы | – Так почему радугу называют чудом?
«Радугу называют чудом, потому что,
Необходимо использовать термин «тёплые и холодные цвета». |
Высказывают собственное мнение. | Познавательные действия: Небольшой пересказ простого текста. Регулятивные действия: Работать по предложенному плану Коммуникативные действия: Слушать и понимать других. Личностные действия: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. |
IV. Применение знаний (продуктивные задания). | Творческая коллективная работа – Молодцы! А теперь приступим к творческой работе. Скоро в нашем классе вырастет настоящее чудо-дерево, на которое слетятся волшебные разноцветные птицы! |
Смотрят Презентацию Слушают звуки фазана
|
Познавательные действия: – делать выводы Регулятивные действия: Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. Коммуникативные
действия: |
– Что вы узнали о фазане? Расскажите по
плану: 1. Где он живет? – Как вы думаете, почему эта птица живет в более
теплых краях? |
Отвечают на вопросы, поверяют свои новые знания | ||
Физкультминутка – Сейчас на минутку превратитесь в прекрасных фазанов. Давайте попробуем показать, как они двигаются. Встаньте ровно, расправьте плечи. Повторяем вместе со мной. |
Дети под музыку выполняют взмахи руками, имитирующие взмахи крыльев птиц: правая рука, левая рука, плечи, правая рука, левая рука, плечи, обеими руками (2 раза), затем правая, левая руки и поклон. | ||
2. Выбор элементов композиции, материалов, инструментов, оптимальной технологии. | Подготавливают рабочее место | ||
Составление схемы «Звездочка
обдумывания». – Давайте подумаем, что нам необходимо сделать, чтобы наша композиция была красивой, аккуратной, технологически грамотной. В этом нам поможет «Звездочка обдумывания». Посмотрите на схему. В центре обозначим изделие, которое задумали выполнить, а от него, как лучи, отходят те элементы, которые влияют на качество и дизайн нашего проекта. |
Составляют план работы под руководством учителя | ||
– Итак, давайте рассуждать вместе. Мы решили сделать композицию (1); форма – прямоугольная (2); размер – большой лист (3); используем заготовки дерева и листьев(4); нам понадобится белая бумага, цветные карандаши, ножницы и клей (5); будем использовать цвета радуги (6); основные элементы композиции: дерево, птицы, листья (7). |
Рассуждают Смотрят презентацию |
||
– Вспомните правила безопасной работы с ножницами (инструкционная карта). | Проговаривают правила | ||
3. Приготовьте выполненную дома птицу.
Сейчас вы будете участвовать в создании общей
композиции. Вот наше дерево без листочков. Мы его
заранее подготовили. – Как вы думаете, что нужно наклеить сначала – птиц или листья дерева? – Почему? |
Дают примерные ответы: – Листочки. |
||
– Расположите листочки на ветках. | Дети располагают листочки на «ветках», обсуждая результаты, и когда найдут наилучшее их расположение, наклеивают листья. | ||
– Подумайте, как расположите своих
фазанчиков. – Доработайте картину. Если необходимо, дополните ее. Отдельными деталями. |
В том же порядке располагаются и наклеиваются птички. Все этапы работы обсуждаются участниками работы. Выполняют. | ||
V. Итог урока. Рефлексия. | – Работа «Чудо-дерево» готова.
Полюбуйтесь на результаты своего труда и оцените
работу своей группы. Вопросы группе: – Что нужно было сделать? – Удалось выполнить работу? Что ты сделал, работая в группе? Самостоятельно выполнял или кто-то помогал тебе? Кто помогал? – Кто доволен своей работой? Что-нибудь хотели изменить в своей работе? Что сейчас учились делать? |
Рассматривают свои работы и оценивают. Отвечают на вопросы Учатся оценивать работу. |
Познавательные действия: делать выводы,
оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные действия: учиться оценивать
успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия: – слушать и понимать других. Личностные действия: воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей; – сознавать и называть свои личные качества и черты характера, эмоции, цели. |