Цели урока:
- обобщить знания о правописании имён прилагательных;
- повторить значение, грамматические признаки и роль в предложении имён прилагательных;
- развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность;
- воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку;
- обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам нужно знать, беречь.
Презентация. Слайд 2
– Определите цели урока.
Слайд 3
2. Логическая разминка
КАТЛИНЫЙДЕ
УЖИЙНЕКЛЮ
ВЕКЛОЧЕ
ВЫЙЛИВЕЖ
– Какие слова зашифрованы в анаграммах?
Слайд 4
ДЕЛИКАТНЫЙ
НЕУКЛЮЖИЙ
ЧЕЛОВЕК
ВЕЖЛИВЫЙ
– Какие словосочетания можно составить?
– Какое слово лишнее? Докажите.
Слайд 5
3. Минутка чистописания
– Составьте три группы слов из безударных гласных имен прилагательных. Что получили?
Слайд 6
4. Актуализация знаний об имени прилагательном
Фронтальный опрос!
– Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.
- Что называется именем прилагательным?
- Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам)
- Когда имена прилагательные по родам не изменяются?
- Как проверить безударные окончания имён прилагательных?
- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?
5. Работа по теме урока
1. Посмотрите на данные словосочетания. Что вы
можете сказать об имени прилагательном ЗЕЛЕНЫЙ? Какой
вывод можно сделать? Слайд 8 (Имена
прилагательные изменяются по числам и родам. Во
множественном числе имена прилагательные не
изменяются. Число и род прилагательных зависит
от существительного.)
2. Как ещё изменяются имена прилагательные? (По
падежам) Слайды 9, 10
– Составьте предложения, разберите по частям
речи, членам предложения, укажите число, род и
падеж имен прилагательных.
Работа с комментированием
Вывод: имена прилагательные изменяются по падежам в зависимости от того существительного, с которым они согласуются.
3. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных?
(Задать вопрос от имени существительного) Слайд 11
Работа по карточкам в парах (Приложение 1)
Взаимопроверка Слайд 12
6. Физминутка
Гимнастика для активизации деятельности
головного мозга.
Гимнастика для снятия мышечного напряжения.
– Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского, женского и среднего рода. Если словосочетания среднего рода – хлопаете, женского рода – топаете, среднего рода – поднимаете руки вверх.
Белое поле, новогодний праздник, прозрачная льдинка , большой сугроб, зимнее утро, морозный воздух , ледяная горка, снежный барс.
7. Продолжение работы по теме урока
– Вспомните, какую работу выполняют имена прилагательные в нашей речи? (Дают точное описание предметам, делают нашу речь красочной)
Работа с пословицами. Слайды 13, 14.
– Какие слова вставили? Как они называются? (Антонимы)
– Как вы думаете, могли бы писатели и поэты обойтись без имен прилагательных? Почему?
Слайд 15
Чтение стихотворения «Поет зима, аукает»
– Какие средства художественной
выразительности использует автор? Найдите
эпитеты.
– Кто автор? (С.Есенин) Слайды 15, 16
Чтение стихотворения «Береза» Слайд 17.
– Найдите эпитеты.
8. Творческое задание
Пейзажная зарисовка «Зимнее утро в лесу»
Слайды 18, 19, 20.
– Посмотрите, как красиво
изображали зиму на своих картинах художники.
Попробуйте представить, что вы оказались ранним
утром в лесу.
– Напишите словосочетания (эпитеты), которые
подходили бы к этому пейзажу Слайд 20.
Звучит музыка Э.Грига «Утро».
Зачитывание эпитетов.
– Какую роль в речи выполняют прилагательные? (Делают речь богаче, красивее, точнее)
9. Итог урока
– Чему учились на уроке?
– Как изменяются имена прилагательные? (По
родам, числам, падежам)
– Составьте СИНКВЕЙН на тему
«Прилагательное»
Слайд 21.
10. Рефлексия (слайды 22, 23)
– Я узнал…
– Я повторил…
– Мне было интересно…
11. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимнее утро в лесу», используя те словосочетания – эпитеты. Которые вы написали на уроке.