Открытый урок по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  •  обобщить знания о правописании имён прилагательных;
  • повторить значение, грамматические признаки и роль в предложении имён прилагательных;
  • развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность;
  • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку;
  • обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам нужно знать, беречь.

Презентация. Слайд 2

 – Определите цели урока.

 Слайд 3

2. Логическая разминка

КАТЛИНЫЙДЕ
УЖИЙНЕКЛЮ
ВЕКЛОЧЕ
ВЫЙЛИВЕЖ

– Какие слова зашифрованы в анаграммах?

Слайд 4

ДЕЛИКАТНЫЙ
НЕУКЛЮЖИЙ
ЧЕЛОВЕК
ВЕЖЛИВЫЙ

– Какие словосочетания можно составить?
– Какое слово лишнее? Докажите.

Слайд 5

3. Минутка чистописания

– Составьте три группы слов из безударных гласных имен прилагательных. Что получили?

Слайд 6

4. Актуализация знаний об имени прилагательном

Фронтальный опрос!

– Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.

  • Что  называется именем прилагательным?
  • Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам)
  • Когда имена  прилагательные по родам не изменяются?
  • Как проверить безударные окончания имён прилагательных?
  • Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

5. Работа по теме урока

1. Посмотрите на данные словосочетания. Что вы можете сказать об имени прилагательном ЗЕЛЕНЫЙ? Какой вывод можно сделать? Слайд 8 (Имена прилагательные изменяются по числам и родам. Во множественном числе имена прилагательные не изменяются. Число и род прилагательных зависит от существительного.)
2. Как ещё изменяются имена прилагательные? (По падежам) Слайды 9, 10
– Составьте предложения, разберите по частям речи, членам предложения, укажите число, род и падеж имен прилагательных.

Работа с комментированием

Вывод: имена прилагательные изменяются по падежам в зависимости от того существительного, с которым они согласуются.

3. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных?

 (Задать вопрос от имени существительного)  Слайд 11

 Работа по карточкам в парах (Приложение 1)

 Взаимопроверка  Слайд 12

6. Физминутка

Гимнастика для активизации деятельности головного мозга.
Гимнастика для снятия мышечного напряжения.

– Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского, женского и среднего рода. Если словосочетания среднего рода – хлопаете, женского рода – топаете, среднего рода – поднимаете руки вверх.

Белое поле, новогодний праздник, прозрачная льдинка , большой сугроб, зимнее утро, морозный воздух , ледяная горка, снежный барс.

7. Продолжение работы по теме урока

– Вспомните, какую работу выполняют имена прилагательные в нашей речи? (Дают точное описание предметам, делают нашу речь красочной)

Работа с пословицами. Слайды 13, 14.

– Какие слова вставили? Как они называются? (Антонимы)

– Как вы думаете, могли бы писатели и поэты обойтись без имен прилагательных? Почему?

Слайд 15

Чтение стихотворения «Поет зима, аукает»

– Какие средства художественной выразительности использует автор? Найдите эпитеты.
– Кто автор?   (С.Есенин) Слайды 15, 16

Чтение стихотворения «Береза»  Слайд 17.

Найдите эпитеты.

8. Творческое задание

Пейзажная зарисовка «Зимнее утро в лесу»

Слайды 18, 19, 20.
 – Посмотрите, как красиво изображали зиму на своих картинах художники. Попробуйте представить, что вы оказались ранним утром в лесу.
– Напишите словосочетания (эпитеты), которые подходили бы к этому пейзажу  Слайд 20.

Звучит музыка Э.Грига «Утро».
Зачитывание эпитетов.

– Какую роль в речи выполняют прилагательные? (Делают речь богаче, красивее, точнее)

9. Итог урока

– Чему учились на уроке?
– Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам)
Составьте СИНКВЕЙН на тему «Прилагательное»

Слайд  21.

10. Рефлексия (слайды 22, 23)

– Я узнал…
– Я повторил…
– Мне было интересно…

11. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимнее утро в лесу», используя те словосочетания – эпитеты. Которые вы написали на уроке.