1. Обоснование необходимости проекта
В настоящее время возрастает значимость умения учиться. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.)
Однако в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между потребностями общества в реализации самостоятельности учащихся в учебно-познавательной деятельности и неразработанностью в традиционной школе системы формирования самостоятельных умений.
Существующее противоречие позволило определить следующую проблему: какие педагогические условия способствуют эффективному формированию самостоятельной познавательной деятельности у обучающихся?
Среди всех новых технологий ИКТ могут рассматриваться как оптимальный способ решения проблемы. Практика применения ИКТ в образовательном процессе выявила, что данная технология
- способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- способствует значительному увеличению времени языковой практики на уроке для каждого ученика;
- развивает личностные качества: самостоятельность, ответственность, коммуникабельность;
- позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения;
- формирует универсальные умения работать с информацией.
Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся.
Все вышеизложенное обуславливает выбор темы исследования – «ИКТ как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников по английскому языку».
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что создание условий, обеспечивающих развитие способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, обеспечивает соответствие современного обучения с постоянно повышающимися требованиями общества к результатам обучения.
Суть проекта состоит в переосмыслении традиционной практики изучения иностранных языков с позиции творческой самореализации личности, в отборе методов и приемов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса на основе использования ИКТ. Средствами будут являться мультимедийные устройства, программные продукты, а новыми условиями – смещение акцента с преподавателя на учащихся за счет организации самостоятельной работы школьников.
2. Цели и задачи проекта
Цель исследования – изучение ИКТ как эффективного способа развития навыков самостоятельной работы школьников по английскому языку.
Задачи исследования:
- Определить научно-дидактические основы организации самостоятельной работы школьников и дидактические возможности ИКТ для ее оптимизации.
- Разработать модель организации самостоятельной работы учащихся в информационно-коммуникационной обучающей среде и дидактический инструментарий для ее сопровождения.
- Экспериментально проверить эффективность использования ИКТ в рамках самостоятельной работы школьников на уроках английского языка.
Гипотеза исследования – оптимальное использование ИКТ на базе разработанного дидактического инструментария обеспечит эффективное развитие навыков самостоятельной работы и самообразования школьников.
Объект исследования – процесс организации самостоятельной работы школьников по английскому языку.
Предмет исследования – особенности ИКТ как способа эффективной организации самостоятельной работы обучающихся.
3. Основное содержание проекта
3.1. Методы достижения поставленных цели и задач
Теоретические методы:
– анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программно-методических документов об образовании;
Научно-прикладные методы исследования:
– эмпирические (изучение передового
педагогического опыта, анкетирование (методики
тестов-опросников Т.Д. Дубовицкой, Г.А.
Русских, Ч. Д. Спилбергера, и А.К. Осницкого, А.В.
Глушенковой), педагогическое тестирование
(методика В.П.Беспалько), статистическая
обработка информации);
– экспериментальный [Загвязинский В.И., Атаханов
Р. Методология и методы
психолого-педагогического исследования: Учеб.
пособие. – М.: Академия, 2001.].
3.2. Механизм реализации проекта
Задачи исследования |
Основные мероприятия |
Ожидаемый результат |
Определить научно-дидактические основы организации самостоятельной работы школьников и дидактические возможности ИКТ для ее оптимизации. | Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта по проблеме исследования. | Выявление условий организации самостоятельной работы учащихся с применением ИКТ, методов, форм и средств применения ИКТ, принципов отбора электронного учебного материала. |
Разработать модель организации самостоятельной работы учащихся в информационно-коммуникационной обучающей среде и дидактический инструментарий для ее сопровождения. | 1. Определение экспериментального и
контрольного объектов. 2. Подбор электронных учебных пособий. 3. Интеграция общеобразовательной программы с электронными учебными материалами. 4. Создание обучающих и контрольно-измерительных материалов. 5. Утверждение инструментария диагностики эффективности эксперимента. 6. Разработка методических рекомендаций для учителя, методического инструментария учащихся. |
Утверждение двух групп учащихся для
проведения эксперимента. Разработка рабочей программы, интегрированной с электронными учебными материалами. Комплект материалов по диагностике результативности эксперимента. Комплект методических рекомендаций для учителя. Сборник памяток для учащихся. |
Экспериментально проверить эффективность использования ИКТ в рамках самостоятельной работы школьников на уроках английского языка. | 1. Проведение стартовой диагностики в
экспериментальной и контрольной группах. 2. Реализация эксперимента по организации самостоятельной работы школьников с применением средств современных ИКТ в экспериментальной группе. 3. Проведение промежуточных срезов по определению уровня обученности. 4. Корректировка испытываемой методики. 5. Дальнейший эксперимент. 6. Итоговая диагностика. 7. Анализ полученных данных. 8. Корректировка модели методики в соответствии с результатами. |
Определение стартовых результатов
диагностики по уровню учебной мотивации и
предметных достижений. Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением ИКТ. Определение изменений уровня обученности в обеих группах на промежуточном и заключительном этапе. Определение изменений уровня учебной мотивации на заключительном этапе. Оформление методических рекомендаций по теме проекта. |
3.3. Система распространения информации о проекте
– публикация в личном блоге учителя;
– выступление на заседании школьного
методического объединения;
– выступление на заседании городского
методического объединения;
– публикация на образовательном сайте.
4. Ресурсное обеспечение педагогического опыта
Временные ресурсы – 2,5 учебных года. Первый учебный год – подготовительный этап. Второй учебный год – экспериментальный этап. Первое полугодие третьего учебного года – обобщающий этап.
Информационные ресурсы – нормативно-правовые документы, психолого-педагогическая и методическая литература, учебно-методическое обеспечение (УМК по учебному предмету «Английский язык» 6 класс, Интернет ресурсы, ЭОР).
Интеллектуальные ресурсы – методист, психолог МБОУ «Лицей №2».
Кадровые ресурсы – учитель английского языка, владеющий технологиями: информационно-коммуникационные, интерактивные, обучение в сотрудничестве, метод проектов.
Организационные ресурсы – Учебный план и календарный учебный график, рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» 6 класс.
Материально-технические ресурсы – компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наушники с микрофоном, МФУ. Программное обеспечение: электронный учебник Reward (рекомендован Министерством образования РФ для использования в учебных заведениях России, письмо №1292/11 от 02.10.96); единая информационная среда МБОУ «Лицей №2» Net School; система интерактивного тестирования знаний СИнТеЗ.
5. Партнеры
– Инженер, обеспечивающий функционирование
компьютерного класса.
– Учитель информатики, консультирующий по
вопросам применения программного обеспечения.
– Психолог, консультирующий по мониторинговым
измерениям.
– Методист и учителя-кандидаты педагогических
наук МБОУ «Лицей №2», оказывающие
методическую поддержку.
6. Целевая аудитория
Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей №2» г. Нижневартовска в процессе обучения английскому языку обучающихся 6 классов. Исследованием было охвачено 27 человек в возрасте 12 лет, из них группа из 14 учащихся 6а класса обучались в экспериментальной группе и группа из 12 учащихся 6б класса занимались в контрольной группе. Принцип отбора обусловлен возрастными особенностями детей среднего школьного возраста (стремление к самостоятельным формам занятий, к самовыражению, самореализации). Уровень обученности и социально-психологический климат в группах 6а и 6б классов имеют близкие значения.
7. План реализации проекта
План-график реализации этапов проекта
Этапы |
Подэтапы |
сент.– окт. |
нояб.– дек. |
янв.– май |
сент.– апр. |
сент. – дек. |
янв.– май |
Подготовительный | Поисково-теоретический | ||||||
Прогностический | |||||||
Организационный | |||||||
Основной | Практический | ||||||
Заключительный | Обобщающий | ||||||
Внедренческий |
План реализации проекта
Этапы |
Подэтапы |
Пакеты работ |
Сроки выполнения |
Планируемый результат |
Подготовительный | Поисково-теоретический | Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта по проблеме исследования. | сент. – окт. 2011 г. |
Выявление условий организации самостоятельной работы учащихся с применением ИКТ, методов, форм и средств применения ИКТ, принципов отбора электронного учебного материала. |
Прогностический | Разработка программы эксперимента. | нояб. – дек. 2011 г. |
Определение цели, задач, гипотезы, модели организации обучения, ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности эксперимента. | |
Организационный | Подбор экспериментального и контрольного объектов. Разработка методического обеспечения эксперимента дидактического инструментария. | янв. – май 2012 г. |
Утверждение двух групп учащихся для
проведения эксперимента. Рабочая программа по английскому языку для 6 класса, интегрированная с электронными учебными материалами. Банк электронных учебных материалов. Обучающие материалы и КИМы. Методический инструментарий для учителя и учащихся. |
|
Основной | Практический | Проведение исходных констатирующих срезов в экспериментальной и контрольной группах. | сент. 2012г. |
Определение стартовых результатов диагностики по уровню учебной мотивации и предметных достижений. |
Реализация эксперимента по организации самостоятельной работы школьников с применением средств ИКТ в экспериментальной группе. | сент. 2012г. – апр. 2013 г. |
Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением ИКТ. | ||
Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка испытываемой методики. | дек. 2012 г. |
Определение изменений уровня обученности в обеих группах на промежуточном этапе. | ||
Итоговая диагностика | апр. 2013 г. |
Определение результатов диагностики | ||
Заключительный | Обобщающий | Обработка данных. Соотнесение
результатов эксперимента с поставленной целью.
Анализ полученных данных. Корректировка модели методики в соответствии с результатами. Разработка плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных. |
сент. – дек. 2013 г. |
Выявление эффективности эксперимента. Определение теоретической и практической значимости проекта. |
Внедренческий | Распространение результатов проекта на заседаниях школьного, городского методических объединений, на странице авторского блога учителя, на фестивале педагогических идей «Открытый урок». | янв. – май 2014 г. |
Оформление и описание хода и
результатов эксперимента. Разработка
рекомендаций по использованию ИКТ технологий
при организации самостоятельной работы
школьников. Публикация результатов проекта на педагогических сайтах. Выступление на методических объединениях учителей иностранного языка. |
8. Ожидаемые результаты и социальный эффект
Ожидаемые результаты:
Прямые:
• создание
методических и образовательных продуктов
педагогической деятельности автора проекта:
–
рабочая учебная программа, интегрированная с
электронными учебными материалами;
–
банк методических разработок по направлениям
проекта;
• обеспечение 100%-й
успеваемости по предмету;
• повышение
качества обученности, в т.ч. по результатам
независимой оценки.
• повышение
результативности участия в интеллектуальных
конкурсах и количества охвата обучающихся;
• повышение
профессионального уровня учителя.
Косвенные:
Использование ИКТ на уроках английского языка
позволит:
• усилить
мотивацию и дифференциацию обучения;
• развить
алгоритмическую культуру, критичность мышления;
• привить навыки
самостоятельной деятельности, т.е. формировать
умение самостоятельно конструировать свои
знания и использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
• повысить
познавательный интерес к предмету;
• создать условия
для самореализации личности во внеурочной
деятельности;
• способствовать
формированию ИКТ компетентности.
Критерием оценки эффективности проекта будут являться повышение:
– уровня качества обученности учащихся
(коэффициент усвоения по шкале В.П. Беспалько),
– уровня готовности учащихся к
самостоятельной работе с текстом (по Г.А.
Русских),
– уровня развития познавательной
самостоятельности учащихся (по материалам
опросников Ч. Д. Спилбергера, А.К. Осницкого),
– уровня учебной мотивации (методика
теста-опросника Т. Д. Дубовицкой),
– уровня состояния общеучебных умений и навыков
учащихся (Глушенкова А. В. Диагностика учебных
умений и навыков // Управление современной
школой. Завуч. – 2009. – N1.– С.102-110);
– динамика вовлечения учащихся в проектную
деятельность.
9. Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе в целях развития навыков самообразования школьников возможна разработка дидактического инструментария:
– для других классов средней и старшей
ступеней обучения;
– для подготовки учащихся к итоговой аттестации;
– для организации самостоятельной
познавательной деятельности учащихся в процессе
выполнения домашней работы (дистанционное
образование).
Необходимые ресурсы:
– компьютерный или мобильный класс в рамках
урочной деятельности;
– наличие компьютера и сети интернет в домашних
условиях в рамках внеурочной самостоятельной
деятельности;
– пополнение перечня электронных
образовательных ресурсов.