Педагогический проект "ИКТ как эффективный способ развития навыков самостоятельности"

Разделы: Иностранные языки


1. Обоснование необходимости проекта

В настоящее время возрастает значимость умения учиться. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте  формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.)

Однако в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между потребностями общества в реализации  самостоятельности учащихся в учебно-познавательной деятельности и неразработанностью в традиционной школе системы формирования самостоятельных умений. 

Существующее противоречие позволило определить следующую проблему: какие  педагогические условия способствуют эффективному формированию самостоятельной познавательной деятельности у обучающихся?

Среди всех новых технологий ИКТ могут рассматриваться как оптимальный способ решения проблемы. Практика применения ИКТ в образовательном процессе выявила, что данная технология

  • способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 
  • способствует значительному увеличению времени языковой практики на уроке для каждого ученика;
  • развивает личностные качества: самостоятельность, ответственность, коммуникабельность;
  • позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения;
  • формирует универсальные умения работать с информацией.

Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся.    

Все вышеизложенное  обуславливает выбор темы исследования – «ИКТ как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников по английскому языку».

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что создание условий, обеспечивающих развитие способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, обеспечивает соответствие современного обучения с постоянно повышающимися требованиями общества к результатам обучения.

Суть проекта состоит в переосмыслении традиционной практики изучения иностранных языков с позиции творческой самореализации личности, в отборе методов и приемов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса на основе использования ИКТ.      Средствами будут являться мультимедийные устройства, программные продукты, а новыми условиями – смещение акцента с преподавателя на учащихся за счет организации самостоятельной работы школьников.  

2. Цели и задачи проекта

Цель исследованияизучение ИКТ как эффективного способа  развития навыков самостоятельной работы школьников по английскому языку.

Задачи исследования:

  • Определить научно-дидактические основы организации самостоятельной работы школьников  и дидактические возможности ИКТ для ее оптимизации.
  • Разработать модель организации самостоятельной работы учащихся в информационно-коммуникационной обучающей среде и дидактический инструментарий для ее сопровождения. 
  • Экспериментально проверить эффективность  использования ИКТ в рамках самостоятельной работы школьников на уроках английского языка.

Гипотеза исследования – оптимальное использование ИКТ на базе разработанного дидактического инструментария обеспечит эффективное развитие навыков самостоятельной работы и самообразования школьников.

Объект исследования – процесс организации самостоятельной работы школьников по английскому языку.

Предмет исследования – особенности ИКТ как способа  эффективной организации самостоятельной работы обучающихся.

3. Основное  содержание  проекта

3.1. Методы достижения поставленных цели и задач

Теоретические методы:

– анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программно-методических документов об образовании;

Научно-прикладные методы исследования:

эмпирические (изучение передового педагогического опыта, анкетирование (методики тестов-опросников  Т.Д. Дубовицкой, Г.А. Русских, Ч. Д. Спилбергера, и А.К. Осницкого, А.В. Глушенковой), педагогическое тестирование (методика В.П.Беспалько), статистическая обработка информации);
– экспериментальный [Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001.].

3.2. Механизм реализации проекта

Задачи исследования

Основные мероприятия

Ожидаемый результат

Определить научно-дидактические основы организации самостоятельной работы школьников  и дидактические возможности ИКТ для ее оптимизации. Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта  по проблеме исследования. Выявление условий организации самостоятельной работы учащихся с применением ИКТ, методов, форм и средств применения ИКТ, принципов отбора электронного учебного материала.
Разработать модель организации самостоятельной работы учащихся в информационно-коммуникационной обучающей среде и дидактический инструментарий для ее сопровождения.  1. Определение экспериментального и контрольного объектов.
2. Подбор электронных учебных пособий.
3. Интеграция общеобразовательной программы с электронными учебными материалами.
4. Создание обучающих и контрольно-измерительных материалов.
5. Утверждение инструментария диагностики эффективности эксперимента.
6. Разработка методических рекомендаций для учителя, методического инструментария учащихся.
Утверждение двух групп учащихся для проведения эксперимента.
Разработка рабочей программы, интегрированной с электронными учебными материалами.
Комплект материалов по диагностике результативности эксперимента.
Комплект методических рекомендаций для учителя.
Сборник памяток для учащихся.
Экспериментально проверить эффективность использования ИКТ в рамках самостоятельной работы школьников на уроках английского языка. 1. Проведение стартовой диагностики в экспериментальной и контрольной группах.
2. Реализация эксперимента по организации самостоятельной работы школьников с применением средств современных ИКТ в экспериментальной группе.
3. Проведение промежуточных срезов по определению уровня обученности.
4. Корректировка испытываемой методики.
5. Дальнейший эксперимент.
6. Итоговая диагностика.
7. Анализ  полученных данных.
8. Корректировка модели методики в соответствии с результатами.
Определение стартовых результатов диагностики по уровню учебной мотивации и предметных достижений.
Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением ИКТ.
Определение изменений уровня обученности в обеих группах на промежуточном и заключительном этапе.
Определение изменений уровня учебной мотивации на заключительном этапе.
Оформление методических рекомендаций по теме проекта.

3.3. Система распространения информации о проекте

– публикация в личном  блоге учителя;
– выступление на заседании школьного методического объединения;
– выступление на заседании городского методического объединения;
– публикация на образовательном сайте.

4. Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Временные ресурсы – 2,5 учебных года. Первый учебный год – подготовительный этап. Второй учебный год – экспериментальный этап. Первое полугодие третьего учебного года – обобщающий этап.

Информационные ресурсы – нормативно-правовые документы, психолого-педагогическая и методическая литература, учебно-методическое обеспечение (УМК по учебному предмету «Английский язык» 6 класс, Интернет ресурсы, ЭОР).

Интеллектуальные ресурсы – методист, психолог МБОУ «Лицей №2».

Кадровые ресурсы – учитель английского языка, владеющий технологиями: информационно-коммуникационные, интерактивные, обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Организационные ресурсы – Учебный план и календарный учебный график, рабочая программа по  учебному   предмету «Английский язык» 6 класс.

Материально-технические ресурсы – компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наушники с микрофоном, МФУ. Программное обеспечение: электронный учебник Reward (рекомендован Министерством образования РФ для использования в учебных заведениях России, письмо №1292/11 от 02.10.96); единая информационная среда МБОУ «Лицей №2» Net School; система интерактивного тестирования знаний СИнТеЗ.

5.  Партнеры

– Инженер, обеспечивающий функционирование компьютерного класса.
– Учитель информатики, консультирующий по вопросам применения программного обеспечения.
– Психолог, консультирующий по мониторинговым измерениям.
– Методист и учителя-кандидаты педагогических наук  МБОУ «Лицей №2», оказывающие методическую поддержку.

6.  Целевая аудитория

Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей №2»  г. Нижневартовска в процессе обучения английскому языку обучающихся 6 классов. Исследованием было охвачено 27 человек в возрасте 12 лет, из них группа из 14 учащихся 6а класса обучались в экспериментальной группе и группа из 12  учащихся 6б класса занимались в контрольной группе. Принцип отбора обусловлен возрастными особенностями детей среднего школьного возраста (стремление к самостоятельным формам занятий, к самовыражению, самореализации). Уровень обученности и социально-психологический климат в группах 6а и 6б классов имеют близкие значения.

7.  План реализации проекта

План-график реализации этапов проекта

Этапы

Подэтапы

сент.– окт.
2011г.

нояб.– дек.
2011г.

янв.– май
2012г.

сент.– апр.
2012 – 2013г.

сент. – дек.
2013г.

янв.– май
2014г

Подготовительный Поисково-теоретический            
Прогностический            
Организационный            
Основной Практический            
Заключительный Обобщающий            
Внедренческий            

План реализации проекта

Этапы

Подэтапы

Пакеты работ

Сроки выполнения

Планируемый результат

Подготовительный Поисково-теоретический Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта  по проблеме исследования.

сент. – окт. 2011 г.

Выявление условий организации самостоятельной работы учащихся с применением ИКТ, методов, форм и средств применения ИКТ, принципов отбора электронного учебного материала.
Прогностический Разработка программы эксперимента.

нояб. – дек. 2011 г.

Определение цели, задач, гипотезы, модели организации обучения, ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности эксперимента.
Организационный Подбор экспериментального и контрольного объектов. Разработка методического обеспечения эксперимента  дидактического инструментария.

янв. – май 2012 г.

Утверждение двух групп учащихся для проведения эксперимента.
Рабочая  программа по английскому языку для 6 класса, интегрированная с электронными учебными материалами.
Банк электронных учебных материалов.  Обучающие  материалы и КИМы.
Методический инструментарий для учителя и учащихся.
Основной Практический Проведение исходных констатирующих срезов в экспериментальной и контрольной группах.

сент. 2012г.

Определение стартовых результатов диагностики по уровню учебной мотивации и предметных достижений.
Реализация эксперимента по организации самостоятельной работы школьников с применением средств ИКТ в экспериментальной группе.

сент. 2012г. – апр.  2013 г.

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением ИКТ.
Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка испытываемой методики.

дек. 2012 г.

Определение изменений уровня обученности в обеих группах на промежуточном этапе.
Итоговая диагностика

апр. 2013 г.

Определение результатов диагностики
Заключительный Обобщающий Обработка данных. Соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью. Анализ полученных данных.
Корректировка модели методики в соответствии с результатами. Разработка плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

сент. – дек. 2013 г.

Выявление эффективности эксперимента.
Определение теоретической и практической значимости проекта.
Внедренческий Распространение результатов проекта на заседаниях школьного, городского методических объединений, на странице авторского блога учителя, на фестивале педагогических идей «Открытый урок».

янв. – май 2014 г.

Оформление и описание хода и результатов эксперимента. Разработка рекомендаций по использованию ИКТ технологий при организации самостоятельной работы школьников.
Публикация результатов проекта на педагогических сайтах. Выступление на методических объединениях учителей иностранного языка.

8. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Ожидаемые результаты:

Прямые:

•         создание методических и образовательных продуктов педагогической деятельности автора  проекта:
                  – рабочая учебная программа, интегрированная с электронными учебными материалами;
                  – банк методических разработок по направлениям проекта;
•          обеспечение 100%-й успеваемости по предмету;
•          повышение качества обученности, в т.ч. по результатам независимой оценки.
•          повышение результативности участия в интеллектуальных конкурсах и количества охвата обучающихся;
•          повышение профессионального уровня учителя.

Косвенные:

Использование ИКТ на уроках английского языка позволит:
•          усилить мотивацию и дифференциацию обучения;
•          развить алгоритмическую культуру, критичность мышления;
•          привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
•          повысить познавательный интерес к предмету;
•          создать условия для самореализации личности во внеурочной деятельности;
•          способствовать формированию ИКТ компетентности.

Критерием оценки эффективности проекта будут являться повышение:

– уровня качества обученности учащихся (коэффициент усвоения по шкале В.П. Беспалько),
–  уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом (по Г.А. Русских),
– уровня развития познавательной самостоятельности учащихся (по материалам опросников Ч. Д. Спилбергера, А.К. Осницкого),
– уровня учебной мотивации (методика теста-опросника Т. Д. Дубовицкой),
– уровня состояния общеучебных умений и навыков учащихся  (Глушенкова А. В. Диагностика учебных умений и навыков // Управление современной школой. Завуч. – 2009. – N1.– С.102-110);
– динамика вовлечения учащихся в проектную деятельность.

9. Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе в целях развития навыков самообразования школьников возможна разработка дидактического инструментария:

– для других классов средней и старшей ступеней обучения;
– для подготовки учащихся к итоговой аттестации;
– для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения домашней работы (дистанционное образование).

Необходимые ресурсы:

– компьютерный или мобильный класс в рамках урочной деятельности;
– наличие компьютера и сети интернет в домашних условиях в рамках внеурочной самостоятельной деятельности;
– пополнение перечня электронных образовательных ресурсов.

Приложение 1

Приложение 2