Урок здоровья "Как победить простуду?"

Разделы: Начальная школа


Цель: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • Обеспечить безопасную и здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребёнка.
  • Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
  • Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Форма занятия: урок здоровья

Учебный материал: гербарий лекарственных растений, тексты для самостоятельной работы, листы «Помощник», муз. сопровождение, видеоролик.

План-конспект занятия

Этап урока,
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг.момент (2 мин.)

Цель: организовать учащихся на УД.

– Сегодня мы будем говорить о здоровье. Но вначале давайте поздороваемся друг с другом:
Ты пришёл и я пришёл,
Вместе нам хорошо.
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.
Произносят хором.
II. Мотивационный этап (5 мин.)

Цель: побудить интерес к новой теме.

– Ребята, вначале нашего занятия, я предлагаю посмотреть мультфильм «Мусти и его друзья» и определить чему сегодня будет посвящён «Урок Здоровья» Смотрят видеоролик.
III. Постановка темы и целей
(8 мин.)

Цель:  стимулировать интерес к новой теме; способствовать бесконфликтному обмену мнениями.

– Кто из Вас догадался, чему будет посвящён
«Урок Здоровья»?
– Правильно, тема «Урока Здоровья»: «Как победить простуду?»
(Открывается запись на доске)
– Чтобы помочь Мусти поправиться и помочь себе избежать простуды, мы должны с Вами хорошо поработать. Сейчас, ребята, мы поработаем методом мозгового штурма. Для этого я предлагаю поработать в командах. Вам следует предположить, по каким направлениям мы будем изучать новый материал. Внутри своей команды Вы запишите всё то, что вспомнилось Вам по поводу данной темы. Это могут быть как отдельные слова, так и словосочетания, а могут быть и предложения.
– Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось? Все Ваши предположения я буду выносить на доску.
(Учитель записывает вокруг темы урока всё то, что вспомнилось детям по данной теме. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания (модель «хаос»). Далее хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие.)
(Предполагаемый ответ детей)

– Простуде.

Дети внутри своего ряда объединяются в одну команду и сообща работают.

(Ответы команд)

IV. Изучение нового материала (20 мин.)

Цель: формировать понимание нового материала; актуализировать имеющие знания.

– А сейчас, ребята, я предлагаю поработать над тем, чтобы открыть для себя новые секреты здоровья или вспомнить то, о чём мы с Вами может быть, немного забыли. Ну, что, в путь?
(Звучит муз.заставка из телепередачи «Здоровье»)
(Далее во время изучения нового материала будет продолжаться работа с приёмом «Кластер». По ходу работы будут вносится исправления и дополнения в него.)
– Ребята, существуют какие-то причины, по которым человек может заболеть простудой. Давайте с Вами выясним, что следует делать для того, чтобы нам сохранить своё здоровье.
У Вас у каждого на парте лежит текст новой информации, а с обратной стороны листа текст «Помощник», который Вам поможет правильно выстроить свой ответ. Изучите, пожалуйста, новую информацию самостоятельно и подготовьте свой ответ по листу «Помощник»
Дети самостоятельно работают, каждый со своим текстом.
– Ребята, Вы сейчас много читали и Ваши глазки устали. Давайте, встанем, выйдем в проход и выполним гимнастику для глаз. Зарядка называется «Овощи».

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растёт крапива,
Слева – свёкла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог,
И без сил на землю слёг.


Обводят глазами круг.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят влево – вправо.
Влево – вправо.
Смотрят вниз.
Смотрят вверх.
Зажмуривают глаза.
Моргают глазками.

– Молодцы, садитесь на свои места. А теперь давайте поделимся друг с другом той информацией, которую вы получили, когда работали самостоятельно.

(Во время выступления детей одновременно ведётся работа с «Кластером», вносятся дополнения и исправления в него.)

Дети выступают по листу «Помощник» (рассказывают о пользе закаливания, о пользе спортивных игр, о фруктах и овощах, о правильном выборе одежды)
– Ребята, мы сейчас открыли для себя секреты здоровья, что следует делать для того, чтобы не заболеть. А как быть, если мы всё-таки заболели и как помочь нашему герою Мусти. На всё это есть свои секреты. Но прежде, я предлагаю Вам немного отдохнуть и выполнить дыхательную гимнастику, которая называется «Ветерок». Эта гимнастика поможет Вам справиться с кашлем.

Я ветер сильный, я лечу.
Лечу, куда хочу.
Хочу налево посвищу,
Могу подуть направо,
Могу и вверх
И в облака.
Ну а пока я тучи разгоню.

Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос.
Повернули голову налево, губы трубочкой и дуют.
Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох.
Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох.
Опустили голову, подбородком коснулись груди, спокойный выдох через рот.
Круговые движения руками.
– Молодцы, садитесь на свои места. Ребята, давайте вернёмся к нашему герою Мусти. Скажите, чем его лечила мама? – Лекарствами.
– А чем можно лечиться ещё, кроме таблеток и микстур? – Лекарственными растениями.
– А что такое лекарственные растения?
– Да. Лекарственные растения – это целебные растения, с помощью которых можно вылечить различные заболевания. Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того, чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.
 
– А где можно взять лекарственные растения? – В лесу.
– На лугу.
– В аптеке и т.д.
– Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях – значит, нужно собирать листья; у других – в корнях, у некоторых – в цветках и плодах. Это надо знать, это, целая наука.
– Сейчас я предлагаю Вам исследовать некоторые из них и выбрать те растения, которые помогут нашим героям.
На стендах расположен гербарий с краткой аннотацией к нему. Вы должны исследовать этот материал и отобрать те виды растений, которые хорошо помогут при простуде.
(Дети свободно передвигаются по классу, исследуя гербарий.)
– Вы хорошо поработали, какие Вы молодцы! Теперь Вы можете назвать лекарственные растения и рассказать об их лечебных свойствах. (Заслушиваются выступления детей)
– Хорошо, раз Вы знакомы с лекарственными растениями, тогда давайте соберём их впрок.
(Учитель включает тихую музыку.)
– Сядьте удобно, положите руки и голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с Вами оказались на зелёной лужайке. В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Цветут различные цветы. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки. В траве стрекочут кузнечики. Посмотрите по сторонам, как много здесь лекарственных трав. Соберите те лекарственные растения, которые Вы знаете.
 
– А теперь открыли глазки и сели ровно и красиво. Скажите, ребята, какие растения Вы собрали?
– Хорошо, теперь можно сделать отвар и использовать его для своего здоровья.
– Ребята, если Вы помните, Мусти сильно мучил насморк. Сейчас я Вам открою последний секрет, как можно помочь нашему герою и себе при насморке.
В этом случае хорошо поможет точечный массаж.
(Учитель включает интерактивную доску SMART. На экране – поэтапное выполнение массажа, дети повторяют все движения. Появляется (на экране) Мусти и благодарит детей за оказанную помощь.
– Большое Вам спасибо, ребята. Мы сегодня не ленились и на славу потрудились.
(Ответы детей.)
V. Подведение итогов (3 мин.)

Цель: обобщить и установить причинно-следственные связи между элементами материала

– Итак, ребята, предлагаю Вам обобщить нами проделанную работу. В этом нам поможет «Кластер», который Вы составили в сотрудничестве друг с другом.
(Звучит муз.заставка из телепередачи «Здоровье», заслушиваются ответы детей)
Дети обобщают ответ на вопрос темы занятия «Как победить простуду?», с опорой на «Кластер», который графически отобразил все размышления и определил информационное поле темы занятия.
VI. Домашнее задание (2 мин.)

Цель: создать ситуацию выбора; формировать творческое развитие учащихся.

– Ребята, у Вас на партах лежат конверты с иллюстрацией лекарственного растения и рецептом отвара чая из него, предлагаю Вам подумать и создать рекламу на полезный для здоровья чай. Или, по желанию, Вы можете составить и красиво оформить памятку «Как победить простуду?». Ваши работы мы потом подарим другим учащимся нашей школы. Учащиеся, по своим возможностям, выбирают домашнее задание.