Цели и задачи:
- учить правописанию гласных и–ы после ц в различных частях слова;
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способа решения новой языковой задачи;
- развивать навыки самоконтроля.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” 3 класс С.В.Иванов;
- оформление доски;
- схемы.
Ход урока
1 . Оргмомент.
2. Чистописание.
На доске:
Слово — самое сильное оружие человека. (Аристотель)
- Прочитайте высказывание древнегреческого философа Аристотеля про себя, вслух.
- Объясните смысл высказывания.
- Вы с этим высказыванием согласны? Почему?
- Запишите в тетрадь.
3. Введение нового материала.
- Назовите блок урока, в котором мы сегодня будем работать. (“Правописание”. В этом блоке мы учимся писать правильно, грамотно, без ошибок).
- Начнём с традиционной рубрики “Давай подумаем”.
- Вызывается ученик-помощник, который работают на доске, остальные работают в тетради. Запись в столбик.
Учитель диктует слова:
- цыплята
- птенцы
- акация
- цифра
- цыган
- Прочитайте слова. Что объединяет эти слова? (Есть звук [ц])
- Сравниваем, как записали дети.
- Задание было одно, а ребята записали по-разному.
- Какое правило мы не знаем?
(В каких случаях нужно писать букву и? ы?)
- Попробуем сформулировать тему урока. (“Учимся обозначать звук [ ы] после звука [ц]”. Где можно проверить правильность сформулированной темы. Ребята открывают учебник на стр. 121. Открывается тема на доске.
Каждый поставьте для себя цель на данный урок.
- На доске и в учебнике даны 3 столбика слов:
цирк синицы секция циркуль скворцы акация цифра птенцы станция
- Работаем с 1 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.
- Понаблюдайте за словами. Что вы заметили?
Построение схемы, основываясь на ответах детей.
- Работаем со 2 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.
- Понаблюдайте за словами. Что заметили?
Построение схемы, основываясь на ответах детей.
- Работаем с 3 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.
- Понаблюдайте за словами. Что заметили? Что общего?
Построение схемы, основываясь на ответах детей.
на – ция - и
- Попробуйте сформулировать правило, опираясь на схемы.
(в корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и (примеры);
в окончаниях после ц пишется буква ы (примеры); в словах на – ция пишется буква и (примеры)
- Где можно подтвердить или опровергнуть наши предположения?
- Обратимся к рубрике “Тайны языка” (учебник стр.121)
- Прочитайте правило про себя, вслух.
- Что уже прозвучало на уроке? Что ещё нового вы узнали из правила? (Слова - исключения). Дополните схему.
- Составим алгоритм, как применить правило?
1. часть слова
2. слово-исключение?
3. на – ция – и
4. в ? – ы
Прочитаем алгоритм в учебнике. Верно составлен алгоритм?
4. Первичное закрепление
- Вернёмся к словам, которые писали в начале урока на доске и в тетради.
- Проверьте. Есть ли ошибки?
Ребята объясняют, доказывают.
- Ещё раз сформулируйте правило. В каких случаях мы пишем в словах после ц – и, ы?
Работа в парах. Учебник с.122 упр.1
Значок - велосипед - раб парах
- Чтобы выполнить задание к упр., что нужно сделать?
- Прочитайте задание.
- Расскажите, что вы будете делать?
- Ваши помощники?
Проверка с объяснением.
- В упр вам встретилось слова циклон и цилиндр. Что такое циклон? Где можно найти толкование слова? Зачитывает ученик в “Толковом словаре Ожегова”
- Что такое цилиндр? Объясняют, зачитывают и показ слайдов.
5. Самостоятельная работа.
Работа по учебнику стр.122 упр. 2
Выпиши только те слова, в которые нужно вставить букву и. Графически выдели орфограмму.
Проверка.
6. Итоги урока.
Подведём итог урока.
- Назовите тему урока.
- Каждый из вас на данном уроке ставил цель. Достигнута ли она была?
Домашнее задание:
- работа в тетради “Пишем грамотно” с.33-34;
- для любознательных - подберите однокоренные слова к словам-исключениям.