Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"

Разделы: Математика


Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В первом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

Главная цель моей педагогической деятельности - создание условий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся за счет активизации познавательной деятельности, формирование у них умений самостоятельно учиться, планировать, организовывать, корректировать, контролировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность.

Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки математики помогали:

- воспитывать гражданина, способного к активной жизненной позиции, правильно ориентирующегося в современной системе ценностей нашего общества;

- осознавать необходимость математических знаний для становления личности;

- развивать творческие способности учащихся;

- формировать навыки самостоятельной деятельности и объективного оценивания каждым учащимся своих знаний и умений. В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учёбе.

Цель данного опыта – активация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие творческого потенциала личности ученика, как залог его успешной самореализации, на основе использования различных форм и методов работы, организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках математики.

В образовательном процессе с целью повышения познавательной активности учащихся, эффективности обучения, изменения характера деятельности ученика и учителя, формирования универсальных учебных действий систематически применяю следующие образовательные технологии:

личностно-ориентированные;

проектной деятельности;

проблемного обучения;

дифференцированного подхода в обучении;

игровые;

здоровьесберегающие.

Ученик должен научиться учиться. Китайская мудрость гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю". Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики "открывали" новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.

Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу примеры использования "проблемных ситуаций".

При изучении тем "Симметрия относительно точки", "Симметрия относительно прямой" учащимся дается творческое домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие центр симметрии, ось симметрии. Выполнять работы можно как угодно: нарисовать, наклеить.

Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяю уже не в целях активизации запоминания, а для создания проблемной ситуации на уроках. Это серии рисунков, схем, графиков на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин.

Считаю, что главная ценность деятельностного и проблемного обучения состоит в том, что ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Усилением прикладного, практического характера всего школьного образования является компетентностный подход.

Одной из технологий компетентностно-оринтированного подхода, которую я применяю на своих уроках, является метод проектов, который я рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности.

Проекты "Координатная плоскость" в 6-м классе, "Теорема Пифагора" в 8-м классе, "Многоугольники" в 9 классе, "Применение производной к решению практических задач" в 11 классе, были использованы на уроках математики и факультативных курсах, для расширения кругозора по математике, для мотивации углубленного изучения отдельных разделов геометрии. Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе.

Успешности обучения способствует проведение мониторинга изучения предмета. Его результаты позволяют отследить уровень эффективности используемых форм и методов обучения, вовремя выявить и исключить нежелательные последствия. После прохождения определенной темы провожу тестирование. Анализируя результаты, определяю не только качество знаний и успеваемость учащихся, но и хорошо усвоенные темы, а также допущенные ошибки, выявляю причины пробелов и намечаю пути их устранения. Результаты заношу в диагностическую карту достижений учащихся.

Диагностическая карта подготовки к итоговой аттестации по математике

ученика (цы)_____класса МБОУ гимназии № 4

Ф.И.___________________________________________________ 2013/14 учебный год

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности
Дата проведения работы
                                 

На основе результатов составляю план индивидуальных консультаций и провожу их для повышения уровня знаний при подготовке к ЕГЭ.

Согласовано

Заместитель директора по УМР

__________Н.В.Линёва

“____”_________2013 г.

ПЛАН

индивидуальной работы по ликвидации пробелов в знаниях __________________

ученика _____ класса МБОУ гимназии №4 посёлка Псебай

по математике

Месяц,
неделя
Дата Тема-пробел Результат Ознакомлены
Учащийся Родитель
14-19.10 14.10        

Диагностические карты, еженедельный промежуточный контроль знаний, планы индивидуальной работы, составленные по результатам контроля, дают положительные результаты в работе с учащимися и с родителями, которые видят, какие темы повторить для ликвидации пробелов в знаниях учащихся и на чем акцентировать внимание при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Данный опыт работы позволил добиться стабильных результатов в учебно-воспитательной работе. Доказательством этому является то, что успеваемость по математике на протяжении 3 лет 100%, качество знаний от 43–75 %.

Индивидуальная исследовательская деятельность (метод проектов) – оптимальная форма развития интеллектуальных способностей школьников. Ребята учатся ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы. Обучение становится самостоятельным творческим поиском, который может заинтересовать, активизировать познавательную деятельность. Эту технологию использую при организации работы над научным проектом.

На занятиях секции физико-математической изучаем технологию работы над исследовательским проектом, даю рекомендации, как выбрать тему, где взять источники, как добыть, обрабатывать и оформлять информацию и т.д.

Задача учителя, являющегося руководителем деятельности учащегося, поддержать в выборе темы в соответствии с его интересами и способностями. Определить структуру работы, подобрать литературу и предоставить возможность работать ребенку самостоятельно над проектом,

направляя его и корректируя. Например, рассмотрим один из проектов - “Метод граф” . Мы определили круг рассматриваемых вопросов, составили библиографический список, определились с объемом. Начался сбор материала, систематизация литературы. Работа появилась в черновом варианте, далее учащийся получает рекомендации расширить и углубить информацию.

Следующий этап: представление работы, защита проекта. Придумываем форму защиты, отрабатываем речь. Работа трудоемкая, но дает свои результаты. Написав один проект, ребенок не останавливается. Он продолжает поиски нового и интересного в том, что его окружает.

Игра на уроке математики рационально дополняет традиционные формы и методы обучения, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия. Ребенку, чтобы участвовать в игре, необходимо мобилизовать все знания и умения, которые есть, освоить новые, углубить их.

Большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям, считая сохранение здоровья школьников одной из главных задач современной школы. В младших классах использую физминутки, на уроках слежу за освещением, за соблюдением санитарных норм, осанкой детей на уроках.

Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работы.

Систематическое проведение внеклассных мероприятий и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.

Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, использование информационных технологий дают возможность учащимся расширять знания, творчески применять их в решении различных задач.

Контроль за выполнением всех видов работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления школьников.

Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать стиль поведения.

Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. Чтобы найти выход. И если мои ученики дойдут до конца, значит, в этом есть и моя заслуга.