Тип урока: Урок повторения и обобщения изученного материала.
Формы урока: учебное занятие.
Методы и приемы: проблемно – поисковый, наглядный.
Технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно–коммуникационные.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Учебник: “Физика 10”, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Москва, “Просвещение”, 2013г.
Цель урока:
- Повторить, обобщить, закрепить и систематизировать знания по теме “Законы Ньютона”.
- Показать практическое и мировоззренческое значение законов Ньютона.
Задачи урока:
Обучающие:
- Повторить, закрепить и обобщить законы Ньютона.
- Показать, что законы Ньютона, составляют систему представлений о причине механического движения.
- Совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
Развивающие:
- Развивать умение анализировать учебный материал.
- Развивать умение применять полученные знания к решению задач.
- Развивать навыки логического мышления при решении качественных и расчетных задач.
Воспитательные:
- Показать мировоззренческое, познавательное и практическое значение законов Ньютона.
- Воспитать познавательный интерес к изучению физических законов и явлений;
- Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни.
Оборудование к уроку: ПК, мультимедийный проектор, аудио колонки, доступ к сети Internet, презентация к уроку, выполненная в PowerPoint.
План урока
1. | Организационный момент: постановка целей урока |
1 мин. |
2. | Актуализация опорных знаний | 1 мин |
3. | Закрепление и систематизация знаний: повторение изученного материала (фронтальная беседа и частично-поисковая беседа с просмотром презентации); обобщение изученного материала (работа с таблицей, решение качественных задач, составление алгоритма решения задач по динамике); закрепление изученного материала при решении задач. |
10 мин 15 мин
15 мин |
4. | Итоги урока, рефлексия: основные выводы, выставление оценок. |
2 мин. |
5. | Домашнее задание: комментирование и запись домашнего задания. |
1 мин. |
Ход урока
1. Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок по теме “Законы Ньютона”.
Эпиграф нашего урока: “Ньютон... показал себя блестящим мастером гипотез, несомненно, превосходящим и в этом искусстве большинство своих современников” С.И.Вавилов
На уроке мы обобщим и систематизируем знания по данной теме. (Обозначение целей урока)
2. Актуализация опорных знаний
Слайды №1, 2, 3, 4
В архив сложены и забыты многочисленные гипотезы и теории. Но если научные открытия и результаты исследований, сделанные давно, сохранили свою действенность, если они оказываются пригодными для решения новых научных и практических задач в современных условиях, то это означает, что они достоверны, ибо ими пройдено самое строгое и жестокое испытание-испытание временем. Именно такими являются законы механики, открытые около трёхсот лет назад гениальным английским ученым Исааком Ньютоном.
3. Закрепление и систематизация знаний
Повторение изученного ранее
Фронтальная и частично-поисковая беседа с просмотром презентации.
Слайд №5
- Какие виды движения мы знаем?
Слайд №6
Какова причина движения?
Слайд №7, №8
Что такое система отсчета (СО)?
Какие виды СО нам известны?
Слайд №9, №10
Что мы можем сказать о массе тела?
С чем связана инертность тела?
Слайд №11, №12
Что такое сила? Каковы ее характеристики?
Слайд №13
Вспомните правила сложения сил.
Слайд №14
Какие выводы мы можем сделать из всего сказанного выше?
Слайд №15
Сформулируйте законы Ньютона.
Слайд №16
Приведите примеры выполнения I закона Ньютона
Слайд №17
Каковы особенности III Закона Ньютона?
Обобщение изученного материала
Слайд №18
Обобщим знания о всех законах Ньютона. (Работа с таблицей.)
Слайд №19-22
Физика и литература... Есть ли общее между этими, казалось бы, далёкими друг от друга областями человеческого интеллекта?
Литература - мир образов, красоты и чувств.
Физика - наука о природе.
Однако между физикой и поэзией есть много общего. И.В.Гёте, М.В.Ломоносов, Д.К.Максвелл, С.И.Вавилов успешно занимались и наукой, и литературой. Известный учёный и поэт А.Л.Чижевский писал: “Задача поэзии вполне аналогична задачам науки- свести разнообразные явления действительности к возможно меньшему числу обобщений.”
Слайд №23-25
Составление алгоритма решения задач по динамике
Закрепление изученного материала
Слайд №26-30
Примеры решения задач
4. Подведение итогов. Рефлексия деятельности на уроках
Цель урока - повторение, закрепление и систематизация знаний по теме “Законы Ньютона”. Еще раз вспомним, как формулируются эти законы (ответы обучающихся).
Большой и сложный путь прошла наука от первых попыток изучения движения до наших дней. Не следует, однако, думать, что ученые остановились в своем процессе познания законов природы. Процесс познания бесконечен.
5. Домашнее задание
Слайд №31
Литература
- Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский “Физика 10”, Москва, “Просвещение”, 2013.
- Г.Н.Степанова “Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений”, Москва, “Просвещение”, 2005.
- С.А.Тихомирова “Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах”, Москва, “Новая школа”, 2002.
- Р.И.Малофеев “Проблемное обучение физике в средней школе”, Москва, “Просвещение”, 1993.
- Преподавание физики и астрономии в средней школе под ред. Л.И.Резникова, Москва, “Просвещение”, 1970.
- Э.Е.Эвенчин, С.Я. Шамаш, В.А.Орлов “Методика преподавания физики в средней школе”, Москва, “Просвещение”, 1986.
Интернет ресурсы
- www.1sept.ru
- hpt4web.ru