"Законы Ньютона". 10-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Тип урока: Урок повторения и обобщения изученного материала.

Формы урока: учебное занятие.

Методы и приемы: проблемно – поисковый, наглядный.

Технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно–коммуникационные.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебник: “Физика 10”, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Москва, “Просвещение”, 2013г.

Цель урока:

  • Повторить, обобщить, закрепить и систематизировать знания по теме “Законы Ньютона”.
  • Показать практическое и мировоззренческое значение законов Ньютона.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Повторить, закрепить и обобщить законы Ньютона.
  • Показать, что законы Ньютона, составляют систему представлений о причине механического движения.
  • Совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать учебный материал.
  • Развивать умение применять полученные знания к решению задач.
  • Развивать навыки логического мышления при решении качественных и расчетных задач.

Воспитательные:

  • Показать мировоззренческое, познавательное и практическое значение законов Ньютона.
  • Воспитать познавательный интерес к изучению физических законов и явлений;
  • Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни.

Оборудование к уроку: ПК, мультимедийный проектор, аудио колонки, доступ к сети Internet, презентация к уроку, выполненная в PowerPoint.

План урока

1. Организационный момент:

постановка целей урока

1 мин.
2. Актуализация опорных знаний 1 мин
3. Закрепление и систематизация знаний:

повторение изученного материала (фронтальная беседа и частично-поисковая беседа с просмотром презентации);

обобщение изученного материала (работа с таблицей, решение качественных задач, составление алгоритма решения задач по динамике);

закрепление изученного материала при решении задач.

10 мин

15 мин

 

15 мин

4. Итоги урока, рефлексия:

основные выводы, выставление оценок.

2 мин.
5. Домашнее задание:

комментирование и запись домашнего задания.

1 мин.

Ход урока

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок по теме “Законы Ньютона”.

Эпиграф нашего урока: “Ньютон... показал себя блестящим мастером гипотез, несомненно, превосходящим и в этом искусстве большинство своих современников” С.И.Вавилов

На уроке мы обобщим и систематизируем знания по данной теме. (Обозначение целей урока)

2. Актуализация опорных знаний

Слайды №1, 2, 3, 4

В архив сложены и забыты многочисленные гипотезы и теории. Но если научные открытия и результаты исследований, сделанные давно, сохранили свою действенность, если они оказываются пригодными для решения новых научных и практических задач в современных условиях, то это означает, что они достоверны, ибо ими пройдено самое строгое и жестокое испытание-испытание временем. Именно такими являются законы механики, открытые около трёхсот лет назад гениальным английским ученым Исааком Ньютоном.

3. Закрепление и систематизация знаний

Повторение изученного ранее

Фронтальная и частично-поисковая беседа с просмотром презентации.

Слайд №5

- Какие виды движения мы знаем?

Слайд №6

Какова причина движения?

Слайд №7, №8

Что такое система отсчета (СО)?

Какие виды СО нам известны?

Слайд №9, №10

Что мы можем сказать о массе тела?

С чем связана инертность тела?

Слайд №11, №12

Что такое сила? Каковы ее характеристики?

Слайд №13

Вспомните правила сложения сил.

Слайд №14

Какие выводы мы можем сделать из всего сказанного выше?

Слайд №15

Сформулируйте законы Ньютона.

Слайд №16

Приведите примеры выполнения I закона Ньютона

Слайд №17

Каковы особенности III Закона Ньютона?

Обобщение изученного материала

Слайд №18

Обобщим знания о всех законах Ньютона. (Работа с таблицей.)

Слайд №19-22

Физика и литература... Есть ли общее между этими, казалось бы, далёкими друг от друга областями человеческого интеллекта?

Литература - мир образов, красоты и чувств.

Физика - наука о природе.

Однако между физикой и поэзией есть много общего. И.В.Гёте, М.В.Ломоносов, Д.К.Максвелл, С.И.Вавилов успешно занимались и наукой, и литературой. Известный учёный и поэт А.Л.Чижевский писал: “Задача поэзии вполне аналогична задачам науки- свести разнообразные явления действительности к возможно меньшему числу обобщений.”

Слайд №23-25

Составление алгоритма решения задач по динамике

Закрепление изученного материала

Слайд №26-30

Примеры решения задач

4. Подведение итогов. Рефлексия деятельности на уроках

Цель  урока - повторение, закрепление и систематизация знаний по теме “Законы Ньютона”. Еще раз вспомним, как формулируются эти законы (ответы обучающихся).

Большой и сложный путь прошла наука от первых попыток изучения движения до наших дней. Не следует, однако, думать, что ученые остановились в своем процессе познания законов природы. Процесс познания бесконечен.

5. Домашнее задание

Слайд №31

Литература

  1. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский “Физика 10”, Москва, “Просвещение”, 2013.
  2. Г.Н.Степанова “Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений”, Москва, “Просвещение”, 2005.
  3. С.А.Тихомирова “Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах”, Москва, “Новая школа”, 2002.
  4. Р.И.Малофеев “Проблемное обучение физике в средней школе”, Москва, “Просвещение”, 1993.
  5. Преподавание физики и астрономии в средней школе под ред. Л.И.Резникова, Москва, “Просвещение”, 1970.
  6. Э.Е.Эвенчин, С.Я. Шамаш, В.А.Орлов “Методика преподавания физики в средней школе”, Москва, “Просвещение”, 1986.

Интернет ресурсы

  1. www.1sept.ru
  2. hpt4web.ru