"Импульс. Закон сохранения импульса". 10-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы урока: учебное занятие.

Методы и приемы: проблемно–поисковый, наглядный.

Технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно – коммуникационные.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебник: “Физика 10”, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Москва, “Просвещение”, 2013г.

Цели урока:

  • ввести понятие “импульса тела” с учетом плана изучения физической величины;
  • вывести второй закон Ньютона в импульсной форме;
  • разобрать графическую интерпретацию второго закона Ньютона;
  • изучить закон сохранения импульса и границы его применения;
  • разработать алгоритм решения задач на закон сохранения импульса .

Обучающиеся должны знать:

  • смысл импульса материальной точки как физической величины;
  • формулу, выражающую связь импульса с другими величинами (скорость, масса, кинетическая энергия);
  • классифицирующий признак импульса (векторная величина);
  • единицы измерения импульса тела и импульса силы;
  • второй закон Ньютона в импульсной форме и его графическую интерпретацию;
  • закон сохранения импульса и границы его применения;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие данного раздела физики. 

Обучающиеся должны уметь:

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
  • приводить примеры проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
  • применять полученные знания для решения физических задач на применение понятия “импульс материальной точки”, закона сохранения импульса.

Оборудование к уроку: ПК, мультимедийный проектор, аудио колонки, доступ к сети Internet, презентация к уроку, выполненная в PowerPoint, два деревянных бруска, деревянная линейка из набора “Трибометр” и игрушки.

План урока

1. Организационный момент:

Постановка целей и задач урока

1 мин.
2. Актуализация знаний 1 мин
3. Изучение нового материала: постановка и решение проблемы 20 мин
4. Закрепление изученного на уроке:
  • ответы на вопросы с повторным просмотром соответствующих слайдов презентации;
  • составление алгоритма решения задач на закон сохранения импульса;
  • решение задач.
5 мин

7 мин

8 мин

5. Итоги урока, рефлексия: основные выводы, выставление оценок. 2 мин.
6. Домашнее задание: комментирование и запись домашнего задания. 1 мин.

Ход урока

Описание презентации и рекомендации для педагога.

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок по теме “Импульс тела. Закон сохранения импульса”.

Слайды 2, 3, 4 Обозначение целей и задач урока.

Слайд 5 - Разберём план урока.

2. Актуализация знаний.

Слайд 6 Человек переходит с носа лодки на ее корму. Что произойдет в данном случае? (Проблемный вопрос).

3. Изучение нового материала: решение проблемы.

Слайд 7 Что такое импульс тела?

Слайды 8, 9 Вывод II закона Ньютона в импульсном виде.

Слайд 10  Графическая интерпретация II закона Ньютона (работа с графиком, межпредметная связь с математикой).

Слайд 11 Формулировка закона сохранения импульса.

Разбираются проявления закона сохранения импульса:

Слайды 12, 13 Упругий и неупругий удар

Слайд 14, 15 Реактивное движение

Просмотр видеофрагмента “Старт космической ракеты”

Обучающиеся дают ответ на проблемный вопрос и возвращаемся к Слайду 6

Слайд 16 ставится опыт по экспериментальной проверке закона сохранения импульса

4. Закрепление изученного материала.

Слайды 17, 18 Закрепление материала по вопросам и разбор практических ситуаций, в которых проявляется закон сохранения импульса.

Слайды 19-21 Разработка совместно с обучающимися алгоритма решения задач на закон сохранения импульса.

Слайды 22, 23 Пример решения задачи на закон сохранения импульса.

5. Подведение итогов. Рефлексия деятельности на уроках.

6. Домашнее задание.

Слайд 24

Литература.

  1. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский “Физика 10”, Москва, “Просвещение”, 2013.
  2. Г.Н.Степанова “Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений”, Москва, “Просвещение”, 2005.
  3. Р.И.Малофеев “Проблемное обучение физике в средней школе”, Москва, “Просвещение”, 1993.
  4. Преподавание физики и астрономии в средней школе под ред. Л.И.Резникова, Москва, “Просвещение”, 1970.
  5. Э.Е.Эвенчин, С.Я. Шамаш, В.А.Орлов “Методика преподавания физики в средней школе”, Москва, “Просвещение”, 1986.

Интернет-ресурсы.

  1. www.1sept.ru
  2. hpt4web.ru