ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие
- обучить школьников решению географических задач с использованием знаний о распределении поясов атмосферного давления на Земле;
- сформировать представление о формировании и направлении постоянно дующего ветра – пассата;
Развивающие
- развитие логического и пространственного мышления;
Воспитывающие
- воспитание коммуникативной культуры.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Закрепление
- представлений учащихся о распределении поясов атмосферного давления на поверхности планеты;
- умения находить информацию в картах, схемах, анализировать и сопоставлять полученные данные;
- навыков коммуникативной культуры (умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников).
Формирование
- готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
- умения самостоятельно поставить перед собой цель;
- умения выбрать путь для достижения поставленной цели;
- умения выражать и аргументировать свое мнение;
ТИП УРОКА – мини исследование.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные.
Овладение основами картографической грамотности:
- умеют нанести на контурные карты (схемы) и объяснить образование поясов высокого и низкого атмосферного давления;
- умеют найти на картах и сопоставить направление ветра (пассата) и вызванных ими океанических течений;
- умеют нанести на контурные карты (схемы) отклонение направления пассатов от первоначального (влияние отклоняющей силы вращения Земли)
Метапредметные
- учатся самостоятельно определять цель урока.
- учатся самостоятельно определять путь для достижения цели урока.
- умеют применять карты и схемы для решения поставленных задач.
- умеют сопоставить знания по географии (причины образования пассатов) и природоведению (свойства теплого и холодного воздуха);
- умеют сопоставить знания по географии и истории.
ПЛАН УРОКА
Этап 1. Постановка учебной задачи.
НА ДОСКЕ НАПИСАНО КРУПНО: “ПАССАТ – ВЕТЕР, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЙ ПЕРЕЕЗДУ”
Вопрос 1.
Учитель предлагает детям самим сформулировать вопрос к данному выражению. Примерный вариант вопроса, сформулированного учащимися: “Почему пассат благоприятствует переезду?”
Вопрос 2.
Какие действия нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Примерные варианты ответов учащихся: а) посмотреть на карты и найти в каких районах земного шара действуют пассаты; б) найти, какие материки связывают океанические течения, вызванные пассатами; в) вспомнить, проходили ли в этих районах маршруты известных им путешествий?
Вопрос 3.
К каким изученным ранее темам вы можете отнести этот вопрос?К темам “Великие географические открытия” - 5класс, “Осевое вращение Земли” - 5 класс, “Движение воды в Океане” - 6 класс, “Атмосфера” - 6 класс.
Вопрос 4.
Какие знания, полученные на уроках географии, помогут вам ответить на поставленный вопрос?Что такое атмосферное давление, ветер, воздушные массы, пассат, постоянно дующий ветер.
Вопрос 5.
Знания из каких школьных предметов вам потребуются? Природоведения (свойства теплого и холодного воздуха), истории (маршруты и имена путешественников), географии -5-6 класса.
Вопрос 6.
Какими пособиями вы сможете воспользоваться, чтобы решить поставленную задачу? Географическими картами, контурными картами, глобусом, учебником, энциклопедией, интернет-ресурсами.
Этап 2. Совместное исследование проблемы.
Предварительно формируется группа “проверяющих”, которой, к моменту проверки высказываний, выдаются карточки с правильными ответами.
С целью повторения и закрепления изученного ранее (что такое ветер, атмосферное давление, воздушные массы), на парту выдается комплект карточек. См. Приложение 1 и Приложение 2. Фиксируется время и дается команда: “Кто быстрее подберет нужную пару?”
Затем, используя текст учебника, записи в тетради, карты атласа, учащиеся, совместно с учителем, анализируют источники информации и отвечают на вопросы:
- местонахождение поясов высокого и низкого давления на Земле (предполагаемый ответ – экватор, 30-е широты)
- пассаты (ветры, которые постоянно дуют от поясов высокого атмосферного давления к экватору, где низкое атмосферное давление)
- какие еще постоянно дующие ветры есть на планете? (предполагаемый ответ – Западные ветры);
Этап 3. Моделирование
На контурную карту дети наносят направление пассатов в северном и южном полушариях (1 группа) См. Приложение 3.
На глобус наносят направление пассатов в северном и южном полушариях без влияния отклоняющей силы вращения Земли (2 группа). Желательно закрепить стрелочки верхним концом на уровне линии тропиков. Затем имитируют вращение Земли с запада на восток. См. Приложение 3.
Объясняют:
- почему над экватором формируется область низкого атмосферного давления, а над тропиками – высокого?
- почему истинное направление пассатов отличается от смоделированного 1 группой?
Примерные варианты ответов.
1. Над экватором теплый воздух поднимается вверх и поэтому здесь формируется область низкого атмосферного давления. Над тридцатыми широтами охлажденный в верхних слоях воздух начинает опускаться и поэтому здесь формируется область высокого атмосферного давления.
2. Пассаты дуют из области с высоким атмосферным давлением – это тридцатые широты, в область низкого атмосферного давления - к экватору.
3. Из-за влияния отклоняющей силы вращения Земли пассаты дуют не с севера на юг (или с юга на север), а с северо-востока на юго-запад в северном полушарии и с юго-востока на северо-запад в южном полушарии.
Этап 4. Конструирование нового способа действия
Используя карты атласа, находят названия океанических течений с корнем “пассат” (северное пассатное, южное пассатное, межпассатное);
Сравнивают расположение этих течений со схемами, полученными на этапе 3.
Самостоятельно формулируют вопросы для взаимоконтроля.
Примерные варианты вопросов для взаимоконтроля:
В каких океанах находятся эти течения? (Тихом, Индийском, Атлантическом)
Какие материки связывают (от какого материка к какому направлены?) Южную часть Северной Америки и северную часть Южной Америки с Австралией и Юго-Восточной Азией. Австралию и Юго-Восточную Азию с Африкой. Европейскую часть Евразии и Северную Африку с Южной частью Северной Америки и Северной частью Южной Америки.
Итоговый вопрос.
Задается учителем. При каком, известном вам плавании, пассаты и пассатное течение помогли мореплавателям? (Ожидаемый ответ - Христофору Колумбу во время плавания к берегам Америки). В каком направлении Христофору Колумбу потребовалось меньше времени на плавание – с запада на восток или с востока на запад? (Предполагаемый ответ – с востока на запад, так как направление движения парусника совпадало с направлением пассата и океанического течения).
Дети самостоятельно (с наводящей помощью учителя в случае необходимости) формулируют ВЫВОД.
В ДРЕВНОСТИ, КОГДА ЛЮДИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПАРУСНЫМИ СУДАМИ, ПОСТОЯННО ДУЮЩИЕ ВЕТРЫ И ОКЕАНИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ИГРАЛИ ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ ДЛЯ ИХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ОКЕАНЕ. И ЗНАЧИТ
“ПАССАТ – ВЕТЕР, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЙ ПЕРЕЕЗДУ”!
Дополнительный вопрос. Слово “Пассаты” - от испанского VIENTODEPASADA “ветер, способствующий переезду!” Как вы думаете, почему родиной этого определения стала Испания? Ответ может быть подготовлен и заранее как опережающее задание одному или группе учащихся.
Этап 5. Оценивание результатов урока. Таблица оценивания в Приложении 4.
ЛИТЕРАТУРА
- Антонова Л.В. Удивительная география/Л.В. Антонова М.; НЦ ЭНАС, 2009 год
- Дронов В.П. Савельева Л.Е. География. Рабочие программы. Предметная линия “Сферы”. 5-9 класс. М.; Просвещение. 2011 год.
- КрыловаО.В. Дистанционный курс повышения квалификации. Как научить школьников выражать географические идеи. Лекции. Педагогический университет “Первое сентября”, М.2010 год
- Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. 5-6 класс. М.; Просвещение, 2013 год
- http://www.ocean.ru.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УРОКА
Глобусы, физические карты мира в атласах, контурные карты, интерактивные пособия из электронного приложения к учебнику Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы.