С введением ФГОС практически все учителя начали внимательно читать литературу, с логотипом, буквально с карандашом в руках. В поисках коренных отличий каждый из нас провел немало времени, и с удивлением обнаружили, что готовых рецептов, как учить по-новому нет. Обобщены технологии, которыми пользовались уже довольно давно. Но если по ГОСам применение в системе этих технологий носило рекомендательный характер, то по ФГОСам уже обязательный.
Одна из наиболее продуктивных технологий, позволяющая объединить интересы детей как ученического и алгоритмического уровней, так и эвристического и творческого (по В.П. Беспалько), это технология проблемного диалога. А для уроков изобразительного искусства это просто находка.
Если в самом начале урока ребята чему-то сильно удивились, либо затруднение интенсивно двигает класс в нужном нам направлении – это тот самый эмоциональный отклик, который нам необходим для дальнейшей работы, ну просто как воздух. А чтобы этот эмоциональный отклик подхватить, удержать и вывести в нужное нам русло, действовать придется технично и грамотно.
В качестве примера хотелось бы предложить сценарий урока 2 класс 3 четверть, программа и предметная линия учебников“ Изобразительное искусство” под редакцией Б.М. Неменского.
Педагогические задачи: Создать условия для формирования умения сопереживать композитору, художнику и передавать свои чувства при помощи изобразительных и выразительных средств в тактильном рисунке.
Способствовать формированию уважительного отношения к одноклассникам, развитию навыков сотрудничества и умения распределять обязанности в группе.
Планируемые результаты:
Предметные
Базовый уровень
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- пользоваться в практической работе разнообразными выразительными и изобразительными средствами живописи, передавать характер и настроение;
Повышенный уровень
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих море в различных эмоциональных состояниях.
Метапредметные
Базовый уровень
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Повышенный уровень
- ставить новые учебные задачи;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Личностные результаты
- эмоционально-ценностное отношение к живописным произведениям маринистов
Оборудование урока:
1. Акварель, гуашь салфетки для рук, бумага (ватман на группу), емкость для воды учащимся и учителю.
2. П/ компьютер, проектор, интерактивная доска.
3. 2 файла презентация и кроссворд в документе word
4. Два пейзажа-настроения, нарисованных второклассниками прошлого года обучения.
Ход урока
№ этапа | Название этапа | Описание работы | Время |
1 | Организационный момент | Приветствие | 1 мин. |
2 | Актуализация знаний | Учащиеся разгадывают кроссворд,
выясняя, что нам понадобится к уроку. Слово
оранжевого цвета обозначает инструмент, без
которого мы сегодня обойдемся (кисть). Ключевое слово голубого цвета – что мы сегодня будем рисовать (море). |
3 мин. |
3 | Подготовка рабочих мест | Дети раскладывают краски рядом с подготовленными ватманами, емкостями с водой, распределяются на две группы (на данном уроке ребята решили, что будут команды девочек и мальчиков) | 3 мин. |
4 | Постановка учебной проблемы | Подводящий к теме диалог. а) Письма из прошлого (два рисунка от прошлогодних второклассников, где изображено море в ненастную погоду - шторм и море в ясную, тихую погоду – штиль. Учитель: - Ребята, для вас сегодня пришло два письма из прошлого, они от прошлогодних второклассников, но это необычные письма. В них не написано ни одного слова. Ваши идеи, что это за послания? (Это может быть видеозапись, это может быть аудиозапись, это может быть рисунок) - Давайте обозначим проблему - можно ли без слов передавать информацию? Подводящий от проблемы диалог |
12 мин. |
5 | Поиск решения | - Взгляните на эти письма (показываются 2
рисунка) Как же узнать, о чем думали ваши
прошлогодние сверстники, о чем переживали, если
слов нет (Наверное они при помощи цвета, линий,
формы передали то, что чувствовали) - Взгляните еще раз на эти послания... - Как вы думаете, какое настроение было у ребят, что они чувствовали здесь (показ 1 рисунка), а здесь (показ 2 рисунка)? (В первом случае настроение радостное, спокойное, а во втором буйное, агрессивное, неприятное) - Что они нарисовали? (Море в разную погоду) - Как они это выполняли, какие выразительные и изобразительные средства использовали? (цвета: теплые и холодные, насыщенные и не насыщенные, светлые и темные, смешанные и локальные, основные и производные и т.д.; линии мягкие и резкие, волнистые и ломаные, контрастные и размытые, растушеванные и т.д., композиция и ее влияние на характер произведения ...) - Так какая тема сегодняшнего урока?( Изображение моря в ясную и ненастную погоду). На доске открывается записанная раньше тема “Изображение моря в различных состояниях. Пейзаж – настроение” - Отгадали? (Почти) - А вы бы хотели так же нарисовать письмо-послание будущим второклассникам?(...) б) Краткий анализ произведений художников маринистов с точки зрения передачи настроения в целом. Работа с презентацией - Ребята, а хотите увидеть послания, созданные более ста лет назад? (...) Вниманию ребят представляются репродукции живописных произведений И.Айвазовского, К. Моне, затем более поздних художников А.Рылова, А. Карамнова, Ф. Клименко, Е. Гарина. Попробуйте движением рук показать изображенные волны. в) Музыка – помощник в передаче чувств (художник через линию, пятно, цвет, композицию передал свое настроение, а композитор через звуки и ритм доносит до нас свои переживания). Прослушивание произведений “Шторм” в исполнении В.Мей и “Грезы” К. Дебюсси - Ребята покажите движением рук форму волн, порывы ветра, которые вы слышите в музыкальном произведении...., а теперь встаньте со своих мест и всем телом, головой и руками покажите волны в штиль (под музыку), а теперь в шторм (тоже под музыку) г) Особенности тактильного рисования. - Ребята, у нас с сегодня есть краски, большой лист бумаги, вода, но нет кистей. Об этом мы узнали еще в самом начале урока. Как нам быть? Ваши идеи (...) д) Последовательность выполнения работы. (Смочить лист водой, используя мягкую тряпочку; обмакивая пальцы в краску создать небо, облака, или тучи; затем волны, используя подходящий цвет и форму) |
|
6. | Выражение решения: продуктивное задание | Тактильное рисование
пейзажа-настроения (индивидуальная помощь
педагога) “Море в шторм” (на фоне музыки минор) В.Мей “Шторм” “Море в спокойную погоду. Штиль” (на фоне музыки мажор) К. Дебюсси “Greza” 2 подгруппы (девочки и мальчики) по 2 пейзажа-настроения |
19 мин. |
7. | Подведение итога урока | Реализация и представление продукта: - Ребята, вспомните нашу тему урока: Изображение моря в различных состояниях. Пейзаж – настроение - Мы работали с вами в соответствии с темой, или отклонились? (...) - Понравилось вам работать без кисточек? (...) - Какие чувства вы передали в своем послании №1, №2 ? (...) - При помощи каких выразительных и изобразительных средств? (...) - Музыка вам помогала или мешала в работе? Чем? - Как вы думаете, на следующий год вас второклассники поймут? Итоговая рефлексия:
Учитель: Оставьте автографы на работе, как настоящие художники, но только на той, которая лучше характеризует ваше настоящее настроение (то, что испытываете сейчас, в данный момент) Мотивация на следующий урок: На следующий урок, когда работы высохнут, мы напишем с обратной стороны небольшие письмо второклассникам 2014 года. А сейчас прочитаем, что для вас написали второклассники прошлого года обучения... Вы сегодня были дружными, прислушивались друг к другу, к музыке и работа получилась. На этой доброй ноте разрешите закончить наш замечательный урок. |
7 мин. |