Цель: диагностика знаний, умений, навыков детей в образовательной области “Чтение художественной литературы”.
Задачи:
образовательные:
- продолжать учить слушать рассказ без показа иллюстраций, чётко отвечать на вопросы;
- закреплять умение детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку и называть её;
развивающие:
- развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
- развивать активность на непосредственно образовательной деятельности, память, внимание;
- расширять представление о зайчике, как о литературном герое, о его характерных чертах;
воспитательные:
- воспитывать эмоциональное восприятие содержания художественных произведений, интерес к народному творчеству, к непосредственно образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Познание”, “Физическая культура”, “Здоровье”.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, чтение.
Методические приемы: создание сюрпризного момента, проведение дидактических игр “Узнай сказку по загадке”, “Узнай сказку по иллюстрации”, “Узнай сказку по отрывку”, проведение подвижной игры по потешке, художественное слово, беседа воспитателя с детьми по содержанию рассказа, анализ непосредственно образовательной деятельности, физическая активность.
Предварительная работа: разучивание пальчиковых игр, чтение потешек, русских народных сказок “Колобок”, “Рукавичка”, “Теремок”, “Заюшкина избушка”, ..., рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, лепка по мотивам русской народной сказки “Колобок”, обыгрывание сказок “Колобок” и “Теремок” с помощью настольного и пальчикового театра, разгадывание загадок.
Материалы и оборудование: игрушка зайчик, красивая коробка, иллюстрации к сказкам, мольберт, письмо с отрывком из сказки “Теремок”, загадка к сказке “Заюшкина избушка”, маски-зайчиков для детей, маска волка для воспитателя, текст рассказа “Зайчик и дождь”.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель вносит красиво украшенную коробку, в которой спрятана игрушка зайчик.
Ребята, мы сегодня отправимся с вами в сказки, стихи, потешки, рассказы с одним маленьким лесным животным, который сидит в моём волшебном сундуке. Чтобы узнать, что это за зверь, нужно отгадать загадку.
2. Отгадывание загадки
Ребенок загадывает, заранее заученную, загадку.
В лесу живет
Морковку жует.
От лисы и волка
Убегает ловко. (Зайка)Летом серый, зимой белый.
Длинноухий, но не смелый.
Как осина он дрожит
Если где-то волк бежит. (Зайка)
Воспитатель достает зайчика. Здороваются с зайчиком.
- Прежде чем отправиться в путешествие, давайте поиграем пальчиками.
3. Пальчиковая игра “Скачет зайка косой”.
Скачет зайка косой (Показать “зайчика”
пальцами, ритмично поднимая и опуская руку)
Под высокой сосной, (Показать, раздвинув
пальцы, дерево, покачивать руку из стороны в
сторону)
Под другою сосной Другой рукой показать
дерево, а потом
Скачет зайка второй. зайчика.
Отправимся в путь на паровозе, вставайте друг за другом, сцепляйте свои вагончики. Ту-ту, поехали. Приехали, остановка “Сказочная”. (дети садятся на стулья)
4. Д/игра “Узнай сказку”
Мы с вами много читали сказок, и во многих встречается зайчик. Скажите, а зайчик в сказках добрый или злой герой? (Добрый)
Вспомните сказки, где участвует наш герой зайчик.
Дети по отрывкам, загадкам и иллюстрациям узнают сказки. (“Теремок” – по отрывку, “Колобок” - по иллюстрации, “Заюшкина избушка” - по загадке:
Дом растаял ледяной –
Попросилась в лубяной.
Приютил её зайчишка,
Сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог
Лису выгнать за порог).
Молодцы, ребята, знаете сказки про зайчика.
Поехали дальше (встают поровозиком). Ту-ту, приехали. Остановка “Потешка”
Сейчас немного потешимся, да поиграем. Сейчас я вас превращу в зайчиков.
5. П/игра “Вышли зайцы на лужок” (по словам потешки)
Вышли зайки на лужок, (дети надевают маски зайцев, встают в круг,
Встали в маленький кружок. прыгают, веселятся)
Пляшут, скачут, веселятся,
Злого волка не боятся.
Берегись, лесной народ! (воспитатель надевает маску волка, пытается
На охоту волк идёт. поймать “зайцев”)
Разбежались все зайчата (“зайцы” бегут на стулья и наклоняют голову к
И попрятались куда-то. коленям)
Не шевелятся, сидят,
Не поймает волк зайчат! (“волк” смотрит по сторонам, никого не находит, уходит).
Какие шустрые зайчата. Отдохните немного. А кто из вас помнит стихотворение про бедного зайку, которого бросила хозяйка.
6. Чтение стихотворения А.Барто “Зайка”
1-2 ребёнка по желанию читают стихотворение.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Отдохнули? Поехали дальше. Ту-ту, приехали. Остановка “Маленький рассказ”
Я хочу, чтобы вы присели, внимательно послушали рассказ, про нашего зайку и ответили на мои вопросы.
7. Чтение рассказа “Зайчик и дождь”. Работа по вопросам к тексту.
Сидит зайчик на поляне, греется на солнце. Но вот туча набежала, туча закрыла солнце. А из тучи дождь полил. Зайчик спрятался под кусты. Под кустами сухо, не намокнет у зайчика шубка.
- О ком этот рассказ?
- Где сидел зайчик, когда грело солнце?
- Куда делось солнце?
- Куда спрятался зайчик от дождя?
- Что он боялся промочить?
Нам пора возвращаться. Поехали. Ту-ту, остановка д/сад “Берёзка”
8. Рефлексия. Вот и закончилось наше путешествие.
1) С кем мы путешествовали по художественным произведениям?
2) Какие вспомнили сказки, про зайчика?
3) Что боялся намочить зайчик в рассказе “Зайчик и дождь”?
4) Что вам ещё понравилось?