Занятие по знакомству с окружающим миром в подготовительной группе с презентацией и Smart-доской «Путешествие в Арктику».

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия:

  • познакомить с особенностями природных условий Арктики (Северного полюса);
  • формировать новые и уточнять имеющиеся у детей представления о деятельности человека в Арктике, об особенностях передвижения;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между живыми организмами и средой обитания;
  • познакомить с героями Арктики: И. Папанин, В. Чкалов.

Оборудование к занятию:

  1. презентация к занятию “Путешествие в Арктику выведенная на Smart – доску;
  2. глобус;
  3. игрушка – медвежонок Умка (или белый медведь)
  4. “снежки” для физкультминутки

План занятия:

1. Пейзаж Арктики

2. Особенности транспорта Арктики, жилища человека и одежды.

3.Человек на Северном полюсе – исследователь.

4. Явления Арктики (полярный день, ночь, торосы, северное сияние)

5. Люди – герои Арктики (И. Папанин, В. Чкалов).

6. Животный мир Северного полюса.

Ход занятия

На Smart – доске включается презентация к занятию (см. Приложение 1)

Ребята, к нам сегодня в гости пришёл медвежонок Умка. Вы помните, где он живёт? На самом верху нашей Земли, на Северном полюсе. Это его Родина. И он нам хочет о ней рассказать. (Занятие ведется то имени Умки)

Дети рассматривают игрушку. Как ещё называют Северный полюс? Арктика. Это макушка Земли, то место, куда надевают шапку (Умка показывает место на глобусе, объясняет детям)

Слайд 1.

Ребята, как вы думаете, как выглядит Арктика?

Слайд 2, Слайд3, Слайд 4 Ответы и рассуждения детей

Очень много снега, льда, земля и вода спрятаны под снегом, часто не видно по земле ходишь или по льду над водой. Как вы думаете в Арктике есть города? Почему? Большие дома сложно построить, нет опоры (много снега), трудно жить (очень холодно), нет школ, магазинов, нельзя ничего выращивать (короткие холодные лета).

И всё же в Арктике живут люди, правда, не постоянно. Они приезжают сюда, чтобы изучать, исследовать землю, климат, воду, воздух. Но человек не может здесь жить долго, очень трудно, очень холодно, очень сильные ветра. Люди в Арктике живут на научно-исследовательских станциях. Это маленькие домики. Их легко разобрать и перевезти с помощью вертолёта в другое место.

Слайд 5.

Давайте посмотрим на один из таких домиков - станцию. Какого он цвета? А люди изучающие грунт и делающие замеры в земле одеты в какого цвета одежду?

Слайд 6.

Почему? Ответы детей

Красный цвет хорошо виден на белом снегу. Если человек потеряется или потеряет дорогу к станции, то издалека его будет лучше видно. Товарищи смогут его найти.

Давайте посмотрим на транспорт, который работает на Северном полюсе.

Слайд 7, Слайд 8.

Как называется этот корабль? Правильно, ледокол. Для чего нужен ледокол? Почему обычные корабли не могут плавать в морях Арктики? Ледокол прокладывает путь во льдах Северного Ледовитого океана, а корабли плывут за ним по водной дорожке.

Слайд 9.

Какой ещё вид транспорта используется на Северном полюсе?. Какого он цвета? Почему? Что у самолёта вместо колёс? Почему? (ответы и рассуждения детей).

Слайд 10.

Люди разных стран приезжают изучать Арктику. Они часто оставляют за собой на память отметки о том, что они здесь работали и жили. Это флаги разных государств. Они воткнуты в снег и закреплены между собой (защита от сильных ветров). Или...

Слайд 11.

На самой макушки Земли установлен столб, на котором учёные прибивают дощечки в виде стрелки. По ним мы можем узнать направления до разных городов на большой земле и сколько тысяч километров до них.

Слайд12.

В Арктике находиться очень опасно. Как вы думаете, почему? Можно обморозиться, человека может занести снегом... А ещё бывают снежные непроходимые торосы. Огромные снежно-ледяные глыбы, лежащие на пути и мешающие человеку идти в нужном направлении. Часто, человек преодолевая торосы, может попасть в водяную жижу, намокнуть, обморозиться, а если такая глыба отколется, она может даже завалить и раздавать человека. А вот ещё одна особенность Арктики.

Слайд 13.

Что это, ребята? Это полярное сияние на фоне полярной ночи. А помните, что такое полярная ночь?

Слайд 14.

Полярное сияние бывает даже полярным днём.

Физкультминутка

Медвежонок Умка приглашает ребят поиграть с ним в “снежки” и устроить физкультминутку. Ребята по очереди бросают “снежки” в корзинку, стараясь попасть в неё от заданной линии.

Слайд 15.

Ребята, давайте познакомимся с одним уникальным человеком, учёным и исследователем Арктики. Его зовут Иван Дмитриевич Папанин. Вместе с другими полярниками он долго жил не просто на Северном полюсе, а на плывущей (дрейфующей) льдине на Северном полюсе. Полярники изучали Северный океан, его течения, погоду, давление воздуха...

Слайд 16.

Жить полярникам было очень опасно. Льдина, на которой плыли эти люди, хоть и была большая, но перемещалась, плыла и давала трещины. Под конец экспедиции находиться на ней, ночевать стало очень опасно. Но люди были настоящими героями. Они продолжали проводить изучения, делать опыты и изучать океан.

Через 8 месяцев за Папаниным и его командой пришёл ледокол и отправил всех на большую землю. Посмотрите, как одеты полярники.

Слайд 17.

Это Иван Папанин водружает флаг на льдине перед уходом на ледокол. 8 месяцев эта льдина была домом для всех людей его команды.

Слайд 18.

Ещё один герой Севера – лётчик Валерий Чкалов. Он впервые перелетел на самолёте через макушку Земли из России в Америку. Его полёт продолжался 63 часа, и пролетел он 10 тысяч километров. Показать детям на глобусе. Полёт был очень тяжёлый, сложный. Было очень холодно, обледеневал корпус самолёта, стекло, винт. Очень трудно было дышать на высоте.

Слайд 19.

Посмотрите на самолёт, на котором Чкалов совершил опасный перелёт. Видите, он очень лёгкий, непрочный, без современных приборов.

Вот мы познакомились с героями Арктики И. Папаниным и В. Чкаловым. А Умка хочет познакомить вас со своими друзьями...

Слайд 20.

...животными Северного полюса. Кто это? Морж. Для чего моржу бивни? Чтобы:

- с помощью бивней удерживаться на льдинах, цепляясь как крючками

- защищаться от белых медведей

- бивнями морж взрывает ил на дне и лакомится микроорганизмами, которые в нём живут.

Почему морж толстый? Ответы детей. Подкожный жир его греет.

Слайд 21.

Это мои родственники – белые медведи. Чем они питаются? Рыбой.

Слайд 22.

А это мои друзья – дельфины нарвалы. Чем они отличаются от обычных дельфинов? Правильно – длинным рогом на голове. Для чего он им нужен? Чтобы пробивать лёд. Ребята, есть ли на Северном полюсе животные, которых мы называем травоядными? Почему? Нет травы, нет растений.

Слайд 23.

И эти птицы мои друзья. Это птицы крачки. Как вы думаете, чем они питаются? Не зёрнами, рыбой. Птицы крачки удивительные птицы. Они живут и на Северном полюсе и на Южном. И могут перелетать через весь земной шар из Арктики в Антарктиду (показать на глобусе) и обратно.

Ну вот, ребята, что я хотел вам рассказать про мою Родину Арктику. Понравилось вам наше путешествие? Расскажите своим родителям о том, где мы были и что видели.

Вот вместе с этими птичками мы и улетаем из Арктики, прощаемся с Умкой и будем ждать ещё встречи с ним.