Методические аспекты работы учителя в период перехода на ФГОС

Разделы: Биология


“Успех педагогической деятельности невозможен без согласия”

Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения образовательных стандартов общего образования нового поколения.

ФГОС - принципиально новый для отечественной школы документ:

  • Новая цель образования
  • Новое содержание образования
  • Новые результаты
  • Новые технологии обучения
  • Новые средства обучения
  • Новые требования к подготовке учителя

ФГОС - это проект: цель—ресурсы--сроки--результат( продукт)

Он нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

На подготовительном этапе введения и реализации ФГОС ООО для нашего ОУ определились проблемы:

  • Недостаточная готовность педколлектива к осуществлению системного развития ОУ;
  • Неготовность педколлектива к совместной деятельности по разработке и реализации собственной ООП;
  • Неразработанность большинства вопросов ФГОС до уровня, необходимого при внедрении содержания и формы ООП школы, программы формирования УУД, учебных программ, заданий для оценки;
  • Необходимость значительного обновления материально- технической базы и учебного оборудования школы.

(Во-первых, педколлектив, в котором работают в большинстве своём стажисты - практики, имеющие свою, сложившуюся годами, методику преподавания, собственное видение проблем, невысокий уровень мотивации к саморазвитию сразу не могут и не хотят психологически настроится на работу по стандартам 2 поколения.

Во-вторых, в школе существует опасность отчетного внедрения ФГОС, параллельного существования 2 систем: старой, знаньевой и новой.

В-третьих, ощутимо давление устаревшей, не соответствующей ФГОС, системы педагогического образования. И, наконец, отсутствие необходимого количества финансовых средств.

Однако наиболее уязвимой стороной введения ФГОС представляется подготовка учителя, формирование его дидактической, методологической, методической, философской позиций.)

При переходе к ФГОС выявились актуальные проблемы учительства:

  • не владение достаточной информацией, чтобы определить свои затруднения и сформулировать запросы;
  • дефицит возможностей в ОУ для подготовки кадров к реализации изменений в соответствии с требованиями ФГОС;
  • неподготовленность кадров к реализации деятельностного подхода, формированию УУД и новой системы оценки знаний;
  • отсутствие психологического настроя на работу по стандартам 2 поколения.

(Больше половины учителей , работающих в основной школе, не прошли на тот момент курсы повышения квалификации, в совершенстве не овладели методиками проектной деятельности, ориентированными на школьников основного звена. Не умели проектировать уроки и занятия, направленные на достижение результатов, соответствующих требованиям ФГОС ООО)

Для подготовки учителя к работе в условиях новой образовательной парадигмы и направлена модель методической работы в нашем ОУ.

Целью методической работы в современных условиях является:

непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для повышения эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности.

Для реализации поставленной цели методической службой школы определен круг:

  1. Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов учителей;
  2. Оказание помощи в разработке индивидуальных планов профессионального развития учителя и содействие в их реализации;
  3. Выявление запросов и обеспечение учителей необходимыми информационными и научно - методическими ресурсами;
  4. Создание мотивационных условий для творческой работы;
  5. Организация процесса погружения учителя в решение новых задач профессиональной деятельности и обучение непосредственно на рабочем месте;
  6. Участие в выявлении наиболее ценного опыта работы учителей.

(Логика в этом перечне задач проста: выяви проблемы, обеспечь необходимой поддержкой, заинтересуй, покажи сам как сделать, дай сделать учителю самому, а затем только спроси, оцени и поблагодари)

Для успешного выполнения этих задач применили следующие организационные компоненты методической работы:

  • единая методическая тема школы;
  • индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование;
  • предметные методические объединения;
  • временные творческие группы;
  • методические семинары;
  • научно-методический совет школы;
  • педагогический совет школы.

Одной из важных форм методической деятельности является работа над единой методической темой школы. Если методическая тема выбрана правильно, и она актуальна, то успех работы школы обеспечен.. На данном этапе реализации программы по введению ФГОС ООО школа работает над методической темой Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС”.

Для реализации данной темы были поставлены следующие задачи:

  • Повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование, участие в ВТГ, курсах повышения квалификации.
  • Реализация плана мероприятий по введению ФГОС.
  • Продолжение работы по освоению новых образовательных технологий, направленных на реализацию деятельностного (компетентностного ) подхода.
  • Совершенствование анализа и критериев оценки деятельности педагогического коллектива (система и содержание мониторинга) за ходом инновационных процессов.

Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому на протяжении этого учебного года шло активное освещение и разъяснение концепции государственного образовательного стандарта второго поколения среди педагогических работников школы. В результате большая часть педагогов школы познакомилась и научилась применять на практике различные инновационные технологии (среди которых приоритетными стали личностно ориентированные, деятельностно-ориентированные (ТРИЗ- технология) проектные и информационно-коммуникативные).

Анализ деятельности школы по внедрению ФГОС показывает, что проделана большая работа в режиме эксперимента, но требуется дальнейшая модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, что позволит сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность ОУ.

Работа над единой методической темой способствует сплочению коллектива, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, имеют место качество работы, результативность. Большая роль в данной деятельности отводится методическим объединениям учителей предметников.

Направления работы предметных МО:

  • Координация совместной работы МО и методического кабинета.
  • Повышение научно-методического уровня членов МО.
  • Организация работы при подготовке рабочих образовательных программ учителей.
  • Планирование работы над индивидуальными методическими темами педагогов.
  • Организация работы по составлению педагогического портфолио.

Работа методических объединений была направлена на реализацию общей методической темы. Две трети заседаний МО рассматривали вопросы, связанные с ФГОС:

  • Системно-деятельностный (компетентностный) подход как методологическая основа ФГОС.
  • Универсальные учебные действия. Технология развития УУД.
  • Ценностные ориентиры в учебно-воспитательном процессе.
  • Проблемы дифференцированного подхода и пути их решения.
  • Опыт работы учителей, по реализации ФГОС

Важное место занимает работа предметных МО по изучению требований к усвоению учебных программ. Особое внимание обращено на то, что изменения в содержании программ обусловлены как изменениями в предметных целях, так и в надпредметных целях, которые необходимо включать для этого в учебную программу в качестве отдельных модулей. Также изучается вопрос проектирования универсальных учебных действий - личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Наряду с положительными результатами имеются и серьезные недостатки:

  • Психологическая перестройка членов МО при переходе к реализации ФГОС идет медленно (наблюдается консерватизм).
  • МО недостаточно внимания уделяют изучению новых технологий.
  • Необходимо усилить работу со школьной документацией учителей (соответствие рабочих программ и заполнение журнала).

Органом, координирующим и контролирующим методическую работу педагогов, является научно-методический совет школы. Совет подотчётен педагогическому совету школы. В состав НМС входят руководители МО и заместители директора, которые на заседаниях рассматривают наряду с актуальными вопросами педагогики и психологии, вопросы повышения качества образования:

1) Утверждение годовой циклограммы.

2) Результаты экспертизы рабочих программ педагогов ОУ.

3) Анализ экспертизы рабочих программ педагогов, работающих в режиме ФГОС.

4) Обсуждение комплексно-целевой программы по профориентации.

5) О результатах деятельности педагогического коллектива ОУ по Программе “Одаренные дети” в соответствии с ФГОС (Методический день)

6) Анализ результатов реализации Программы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

Одним из современных направлений работы НМС является подготовка участников инновационных процессов к осуществлению работы по развитию школы. Необходимо обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы в режиме инноваций.

  • Освоение новых для школы программ, технологий направленных на формирование ключевых компетенций, УУД;
  • различные виды обучения (дистанционный, заочный, очно-заочный);
  • освоение новых УМК по учебным предметам.

Организованная методическая работа в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

Одной из форм методической работы является самообразование учителей. В начале учебного года учитель определяет тему самообразования, согласовывает её с методистами. Наработанный материал по выбранной теме учитель представляет в форме отчета за полугодие. По результатам отчета в течение всего года проводятся консультации с учителями по корректировке темы самообразования, методической составляющей работы учителя над темой и вариантами анализа итогов работы. Определенным итогом работы можно считать информационный банк, который дает представление о темах самообразования практически всех учителей школы.

Наряду с положительными результатами имеются и серьезные недостатки: у ряда учителей все же нет четкости построения всей работы по принципу “методическая тема учителя-диагностика-анализ”.

Одним из этапов работы методического совета становится работа по внесению изменений в технологию работы учителей. Для этого проводится единый методический день, в ходе которого группа учителей даёт мастер-классы в соответствии с основными требованиями ФГОС. По итогам методического дня проводится “круглый стол”, на котором обсуждаются все аспекты увиденного, их методологические и дидактические особенности.

Итогом такой деятельности становится формирование основной образовательной программы ОУ, в разработке которой принимают участие микрогруппы учителей.

В ходе реализации представленной модели все учителя школы получают знания особенностей ФГОС, опыт проведения уроков, разработки образовательных программ, планирования УУД, что обеспечивает успешное начало работы в новых условиях.

Серьезным направлением работы методической службы школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую подготовку, включая дистанционную форму. Для активизации творческой деятельности учителей по наиболее важным “ узким” проблемным вопросам ОУ создаются временные творческие группы.

В системе повышения квалификации учителей важная роль принадлежит изучению, обобщению и распространению опыта учителей. Задача методиста заключается в том, чтобы увидеть “изюминку” в работе учителя, которая даёт заметные результаты в учебно-воспитательном процессе, и достижение конкретного учителя сделать достоянием всех учителей.

Наряду с организационными формами методической работы применялись следующие дидактические формы:

  • методические дни,
  • тематические педсоветы,
  • индивидуальные консультации.

Действенной формой, ставшей традиционной, является проведение методических дней. Её цель в повышении теоретического уровня профессиональной подготовки учителя через глубокое погружение в проблему перехода на работу по ФГОС. Заранее определяется тема методического дня так, чтобы это были не просто мероприятие, а система дел, подчиненных единой цели, и являлись стимулом к повышению педагогического мастерства. Методический день знакомит учителей с технологией работы коллег, создает копилку внутришкольных методических находок и идей, направленных на решение какой-либо конкретной проблемы.

Обязательным является проведение тематических педсоветов, целью которых является знакомство учителей с современными тенденциями развития системы образования.

В ходе подготовки к ним учителя имеют право вносить изменения в план работы, выбирать форму проведения , выступать с просьбами об обмене педагогическим опытом с другими учителями, вносить предложения по укреплению учебно-методического комплекса, вносить предложения по обеспечению инновационных процессов в учебном заведении.

Эффективной формой является проведение индивидуальных и групповых консультаций, оказывающих оперативной помощи учителю.

Проанализировав задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, выявлены как позитивные моменты в работе:

  • Активизировался процесс исследовательской работы учителей и учеников школы.
  • Осваиваются новые подходы к оценке образовательных достижений учащихся;
  • Появился более серьезный подход к выбору и реализации тем самообразования учителей школы в рамках методической темы школы,

так и проблемы, над которыми предстоит поработать:

  • разработка программ внеурочной деятельности (ФГОС НОО, ФГОС ООО);
  • повышение уровень организации в рамках урочной системы проектной деятельности в среднем и старшем звене;
  • организация практических семинаров по использованию различных форм предъявления результатов собственной педагогической деятельности, педагогической диагностики;
  • продолжение работы МО и ВТГ по изучению и освоению современных пед. технологий
  • обеспечение учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ основного образования; сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей.
  • психологическая и профессиональная адаптация учителей 5-9 классов к реализации ООП;
  • коррекции всех разделов ООП, создание рабочие группы по доработке разделов ООП (особое внимание уделить системе оценивания результатов освоения обучающимися ООП и Программе формирования УУД);

Анализ структуры рабочих программ курсов учебных предметов