Простые вещества – металлы. Степень окисления

Разделы: Химия


Цель урока: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении новых знаний.

Задачи:

  • Обучающие: продолжить формирование знаний о металлах как простых веществах, понятий аллотропия и степень окисления; совершенствовать у учащихся умения работать самостоятельно и в парах.
  • Развивающие: развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать; развивать навыки устной речи, познавательный интерес к предмету.
  • Воспитательные: воспитывать и прививать чувство коллективизма, отстаивать собственную позицию, быть коммуникативными.

Тип урока: урок изучения нового материала, с применением элементов технологии к с о.

Форма работы: фронтальная беседа на вводном и заключительных этапах урока, групповая, индивидуальная.

Оборудование: периодическая таблица Д.И.Менделеева, задания карточки, компьютер.

Пояснительная записка:

Данный урок является составной частью темы “Простые вещества”. Урок выстроен методически правильно, состоит из 5 этапов, которые логически взаимосвязаны между собой и работают на достижение цели урока.

Разнообразие форм работы (фронтальная, групповая, парная, самостоятельная) и методов (наглядные, практические, словесные) способствовали успешному овладению материала и проявления у учащихся всех своих возможностей и навыков.

На уроке постоянно поддерживался у учащихся интерес к уроку с помощью различных приемов: компьютерная презентация. Разнообразные средства обучения являются современными и доступными для учащихся, обеспечивающими отличие предмета химии от других наук. Немаловажно, что на уроке дети обучались самостоятельной работе и умению делать выводы. В содержании материала соблюдается принцип оптимального соотношения научности и доступности, а также связи изучаемого материала с ранее изученным.

План урока:

  1. Актуализация знаний и мотивация учения.
  2. Объяснение порядка работы (создание проблемной ситуации).
  3. Работа в группах и парах.
  4. Взаимопроверка.
  5. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, подготовка условий для эффективной работы на уроке. Сообщение темы урока. Формирование 3-х групп. В каждой группе выбирают консультанта, который в конце урока подведет итог в своей группе.

II. Актуализация знаний.

На доске таблица

Что мы знаем Что мы узнаем
   

Фронтальная беседа:

Учитель предлагает ученикам вспомнить , что они знают о веществах?

ответы учеников вписывают в таблицу:

- вещества бывают простые и сложные;

- простые вещества: металлы и неметаллы;

- металлы находятся в периодической системе в I и III группах, на внешнем уровне от 1до 3 электронов;

- металлам легче отдавать валентные электроны;

- при отдаче превращаются в положительные ионы;

- металлы могут образовывать ионную и металлическую связь.

Учитель: Изобразите схему образования металлической связи.

Ученик у доски:

Мо – ne- —> Мn+

атом —> ион

Учитель: (проблемная ситуация) Что же общего у всех металлов, что их объединяет в такую большую группу.

III. Индивидуальная самостоятельная работа по учебнику:

- а) & 13 стр. 49 первых три абзаца. (один из учеников дает ответ и мы открываем 1 пункт в колонке “Что мы узнаем”.)

- Все металлы обладают общими физическими свойствами.

- б) & 13 стр.52, 53. (открываем 2 пункт понятие “Аллотропия”).

Учитель: Вы знаете, что металлы могут образовывать химические связи. Простые вещества соединяясь друг с другом образуют сложные вещества. Так откуда же берутся формулы.

Ученики: - за счет образования химических связей:

- простые вещества могут соединяться: металл + неметалл; неметалл + неметалл; металл + металл.

Учитель: вспомните механизм образования ионной связи (раздает карточки по группам)

КСL,

Na2S,

ALBr3.

(по одному ученику от группы, делают вывод: Атомы отдают принимают валентные электроны. Атомы превращаются в ионы – заряженные частицы).

Запись в тетради: Ионы- заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов.

Формулы составляются, зная степень окисления. С.О. - это условный заряд атомов в молекуле, равный числу электронов принятых или отданных атомом.

С.О. численно равна значению иона, отличается – знак “+” или “ - “, ставится перед цифрой. Металлы всегда “+”, неметаллы “ - ”.

Работа в группах:

1 задание – определите с.о. в соединениях:

KBr,

BaI2,

MgS,

NaH,

Ca3P2,

ZnCL2.

2 задание – составить формулу, зная степень окисления.

Zn(II) и CL(I), Ba(II) и Br(I), Ca(II) и I(I), AL(III) и O(II), AL(III) и S(II)

IV. Проверочная работа (индивидуальная).

Составить формулу, зная степень окисления.

Mg(II) и O(II), Mg(II) и CL(I), AL(III) и C(IV), Zn(II) и O(II), Na(I) и N(III).

(Ответы сверяют с ответами на доске).

V. Рефлексия. Слово консультантам. Каждая группа подводит итог, что нового узнали на уроке. Выполнена ли поставленная задача.

Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложения...

- Мне показалось интересным...

- Мне не понравилось...

- Мне было трудно ...

Я желаю ...

Учитель дает задание на дом & 13, вопросы 1-3.