Цель урока: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении новых знаний.
Задачи:
: продолжить формирование знаний
о металлах как простых веществах, понятий
аллотропия и степень окисления;
совершенствовать у учащихся умения работать
самостоятельно и в парах.
Тип урока: урок изучения нового материала, с применением элементов технологии к с о.
Форма работы: фронтальная беседа на вводном и заключительных этапах урока, групповая, индивидуальная.
Оборудование: периодическая таблица Д.И.Менделеева, задания карточки, компьютер.
Пояснительная записка:
Данный урок является составной частью темы “Простые вещества”. Урок выстроен методически правильно, состоит из 5 этапов, которые логически взаимосвязаны между собой и работают на достижение цели урока.
Разнообразие форм работы (фронтальная, групповая, парная, самостоятельная) и методов (наглядные, практические, словесные) способствовали успешному овладению материала и проявления у учащихся всех своих возможностей и навыков.
На уроке постоянно поддерживался у учащихся интерес к уроку с помощью различных приемов: компьютерная презентация. Разнообразные средства обучения являются современными и доступными для учащихся, обеспечивающими отличие предмета химии от других наук. Немаловажно, что на уроке дети обучались самостоятельной работе и умению делать выводы. В содержании материала соблюдается принцип оптимального соотношения научности и доступности, а также связи изучаемого материала с ранее изученным.
План урока:
- Актуализация знаний и мотивация учения.
- Объяснение порядка работы (создание проблемной ситуации).
- Работа в группах и парах.
- Взаимопроверка.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, подготовка условий для эффективной работы на уроке. Сообщение темы урока. Формирование 3-х групп. В каждой группе выбирают консультанта, который в конце урока подведет итог в своей группе.
II. Актуализация знаний.
На доске таблица
Что мы знаем | Что мы узнаем |
Фронтальная беседа:
Учитель предлагает ученикам вспомнить , что они знают о веществах?
ответы учеников вписывают в таблицу:
- вещества бывают простые и сложные;
- простые вещества: металлы и неметаллы;
- металлы находятся в периодической системе в I и III группах, на внешнем уровне от 1до 3 электронов;
- металлам легче отдавать валентные электроны;
- при отдаче превращаются в положительные ионы;
- металлы могут образовывать ионную и металлическую связь.
Учитель: Изобразите схему образования металлической связи.
Ученик у доски:
Мо – ne- —> Мn+
атом —> ион
Учитель: (проблемная ситуация) Что же общего у всех металлов, что их объединяет в такую большую группу.
III. Индивидуальная самостоятельная работа по учебнику:
- а) & 13 стр. 49 первых три абзаца. (один из учеников дает ответ и мы открываем 1 пункт в колонке “Что мы узнаем”.)
- Все металлы обладают общими физическими свойствами.
- б) & 13 стр.52, 53. (открываем 2 пункт понятие “Аллотропия”).
Учитель: Вы знаете, что металлы могут образовывать химические связи. Простые вещества соединяясь друг с другом образуют сложные вещества. Так откуда же берутся формулы.
Ученики: - за счет образования химических связей:
- простые вещества могут соединяться: металл + неметалл; неметалл + неметалл; металл + металл.
Учитель: вспомните механизм образования ионной связи (раздает карточки по группам)
КСL,
Na2S,
ALBr3.
(по одному ученику от группы, делают вывод: Атомы отдают принимают валентные электроны. Атомы превращаются в ионы – заряженные частицы).
Запись в тетради: Ионы- заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов.
Формулы составляются, зная степень окисления. С.О. - это условный заряд атомов в молекуле, равный числу электронов принятых или отданных атомом.
С.О. численно равна значению иона, отличается – знак “+” или “ - “, ставится перед цифрой. Металлы всегда “+”, неметаллы “ - ”.
Работа в группах:
1 задание – определите с.о. в соединениях:
KBr,
BaI2,
MgS,
NaH,
Ca3P2,
ZnCL2.
2 задание – составить формулу, зная степень окисления.
Zn(II) и CL(I), Ba(II) и Br(I), Ca(II) и I(I), AL(III) и O(II), AL(III) и S(II)
IV. Проверочная работа (индивидуальная).
Составить формулу, зная степень окисления.
Mg(II) и O(II), Mg(II) и CL(I), AL(III) и C(IV), Zn(II) и O(II), Na(I) и N(III).
(Ответы сверяют с ответами на доске).
V. Рефлексия. Слово консультантам. Каждая группа подводит итог, что нового узнали на уроке. Выполнена ли поставленная задача.
Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложения...
- Мне показалось интересным...
- Мне не понравилось...
- Мне было трудно ...
Я желаю ...
Учитель дает задание на дом & 13, вопросы 1-3.