Развитие и контроль коммуникативных навыков на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В современном мире происходящие изменения в социальных отношениях требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, поэтому особую значимость приобрело изучение английского языка как средства общения.

Если в других предметах исходят из реализации общественных и воспитательных задач, то в иностранном языке приходится исходить из практической задачи – способности вступать в межкультурное общение. Поэтому весь процесс обучения иностранному языку подчиняется основной задачи – формированию коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция – это готовность к взаимодействию, вербальному или невербальному с другими людьми. Исходя из этого, в основе всех методов коммуникативного общения должно лежать умение установить связь, находить успешные формы общения на любом языке. Однако это бывает сделать трудно даже при изучении родного языка, когда мысли и действия при общении понятны друг другу. Иностранный язык изучать труднее, так как учащиеся могут не всегда понять друг друга.

Поэтому для формирования и совершенствования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку следует придерживаться всех ее составляющих в совокупности:

  • языковой компетенции – систематизации ранее изученного материала;
  • речевой компетенции – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
  • социокультурной компетенции – увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран;
  • компенсаторной компетенции – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  • умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • учебно-познавательной компетенции – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком.
  • развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.

В ходе работы мною были использованы следующие методы и способы развития коммуникативной компетенции.

Основные методы развития коммуникативной компетенции:

Метод эмпатии означает “вчувствование” человека в состояние другого объекта, “вселение” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Метод “Mind-Map”является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема – в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.

Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Основные способы развития коммуникативной компетенции:

1) communicationgames (коммуникативные игры):

a) knowledgegap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить complete-the-tabletasks);

б) extgap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить – jig-sawreading);

в) picturegap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, – matchingtasks);

г) reasoninggap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).

д) beliefgap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение);

2) socialization (свободное общение):

а) strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в “рассказе”);

б) merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);

в) contact (участники подходят друг к другу и начинают беседу);

г) reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники);

д) line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);

е) smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);

ж) kindwords (учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника);

з) listening (учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним).

3) Communicative stimulations in role-plays and problem-solving (коммуникативные стимуляции):

а) ролевые игры (предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели).

б) диспуты (представляет собой обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса).

в) круглые столы (представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения).

г) скетчи (это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса и ролевого поведения).

Периодические показатели успеваемости учащихся позволяют утверждать эффективность использования вышеперечисленных методов и способов по развитию коммуникативной компетенции на уроке английского языка.

В этом учебном году мною будет продолжена работа с применением этой перспективной технологии. Хотелось бы рекомендовать своим коллегам и всем, ищущим пути совершенствования нашего российского образования, воспользоваться моими рекомендациями и представленным опытом.