Цель занятия: познакомить детей старшего дошкольного возраста с пьесами из “Детского альбома” П.И.Чайковского.
Задачи:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста музыкального вкуса, музыкальной культуры.
- Расширение музыкального кругозора детей. Накопление представлений о жизни и творчестве П.И. Чайковского.
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, творческого воображения.
- Воспитывать у детей любовь к русской классической музыке.
Музыкальный материал: (для слушания используются избранные пьесы из альбома)
- “Зимнее утро”
- “Мама”
- “Игра в лошадки”
- “Марш деревянных солдатиков”
- “Болезнь куклы”
- “Новая кукла”
- “Баба Яга”
- “Сладкая греза”
Оборудование: Фортепиано, колокольчики, аудиозапись, детские музыкальные инструменты, компьютер, мультимедиа-проектор.
Звучит музыка П.И.Чайковского.
Дети входят в зал.
М.р.: Здравствуйте, ребята! сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по страницам “Детского альбома” русского композитора П.И.Чайковского. (музыкальный руководитель показывает нотный сб. П.И.Чайковского “Детский альбом”)
А помогут нам с вами в этом наши волшебные музыкальные колокольчики. Давайте скажем заветные слова: Колокольчик позвени и в альбом нас проводи! (слайд №1)
Вот и открылась для нас первая страничка, посмотрите, ребята. Это русский композитор - Петр Ильич Чайковский. (слайд №2)
Родился он в России, в городе Воткинске - на Урале. (слайд № 3,4 )
Родители будущего композитора очень любили музыку и с детства воспитывали любовь к музыке и у своих детей. (слайд № 5) Маленький Петя стал рано обучаться игре на фортепиано, оно началось у него с пяти лет. (слайд № 6)
Как то раз мама уехала в Петербург, маленький Петя сел за рояль, стал напевать мелодию, и, подбирая на клавишах, сочинил песенку, которую так и назвал: “Наша мама уехала в Петербург”. Песенка вышла немного грустная, но ведь это и правда грустно, когда мама уезжает.
Мальчик долго не знал, что будет музыкантом, но уже тогда почувствовал, что через музыку можно передать свои самые разные чувства - любовь к людям, природе. В музыке можно передать и весёлое, и грустное, смешное и очень серьёзное. (слайд № 7)
Когда Петру Ильичу исполнилось 10 лет, их семья переезжает в г. Санкт-Петербург. (слайд № 8)
Здесь будущий композитор поступает в училище прововедения. Семья хочет, чтобы он стал юристом. В это же время, он начинает серьёзно заниматься музыкой, часто посещает оперный театр, где на него оказывает сильнейшее впечатление музыка и постановки опер М. Глинки, В. Моцарта.
П.И. Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию, которую заканчивает с золотой медалью. И, с этого времени он целиком посвящает себя музыке. Он становится композитором. Пётр Ильич Чайковский – композитор, творчество которого, проявилось во всех музыкальных жанрах, от маленьких детских пьес до самых сложных, таких как: симфония, опера, балет. Все вы знаете сказку Гофмана “Щелкунчик”, вот Петр Ильич написал балет “Щелкунчик”, музыку которого вы слышали не один раз. (слайд № 9)
Для детей П.И.Чайковским тоже было написано много музыки. Вот сегодня мы с вами продолжим знакомство с “Детским альбомом”.
Однажды Петр Ильич поехал в гости к своим родственникам на Украину, в деревню Каменку, где композитор очень любил работать и отдыхать. (слайд №10)
Поехал он к своей сестре - Александре Ильиничне (она жила там с мужем и детьми). Почти всё свободное время Пётр Ильич проводил в кругу детей – своих племянников и племянниц. И чего только не придумывал он для них! Весёлые походы в лес, музыкальные спектакли, вечера с танцами. Пётр Ильич также любил слушать, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьёзно относился к музыкальным занятиям маленький Володя Давыдов - племянник П.И. Чайковского. (слайд №11)
Вот ему-то Петр Ильич и посвятил “Детский альбом”. Чтобы маленькому Володе было, что поиграть на фортепиано. В “Детском альбоме” Петр Ильич рассказывает нам о том, как ребенок проводит свой день. И вот сейчас, мы с вами позвеним в колокольчики и нам откроется новая страничка, которая называется “Зимнее утро” - это одна из пьес “Детского альбома”. (слайд №12)
Ребята, представьте себе, будто малыш, проснувшись утром, выглянул в окно. Там он увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор.
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою,
Деревня весело встречается с зимою…
“Зимнее утро” (слушание)
М.Р.:А теперь пришло время опять позвенеть в колокольчик и нам откроется новая страничка “Детского альбома”. Пьеса “Мама”. (слайд №13) Музыка пьесы “Мама”- напевная, красивая; ласковые интонации мелодии будто успокаивают. Наверное, такой была мама самого Петра Ильича. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза. И сейчас про маму нам прочитает стихотворение (выходит ребенок и читает)
Ребенок:
Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью -
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тороплю.
Я тебя всё время,
Мамочка, люблю!
Давайте, ребята, послушаем пьесу “Мама”. (слушание)
М.Р.: Ребята, как вы думаете, что дети делают, когда прошло раннее утро, мама занялась домашними делами,…Чем же нам с вами пора заняться?
Дети: Игрой!
М.Р.Конечно, игрой! В “Детском альбоме” П.И.Чайковский написал игровые музыкальные пьесы для мальчиков и для девочек. Давайте сначала послушаем пьесы - игры для мальчиков. Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки. И сейчас Владик прочитает нам стихотворение.
Ребенок:
Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.
М.Р.: Ребята, послушайте, как весело и быстро скачет мальчик на лошадке. Стремительно. Музыка будто подпрыгивает вместе с лошадкой. (слайд №14)
“Игра в лошадки” (слушание)
М.Р.: Ребята, позвеним скорее в колокольчики. Вы видите, что в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и построить можно, и отправить на парад. Вот марширует друг за другом игрушечное войско. (слайд №15)
Ребенок:
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.
М.Р.: Это марш игрушечных солдатиков. Давайте, послушаем эту пьесу. В ней мы услышим призывный звук трубы, дробь барабана и маршевую поступь самих солдатиков.
“Марш деревянных солдатиков” (слушание)
М.Р.: Ребята, посмотрите, здесь на столике лежит множество детских музыкальных инструментов, какие вы бы выбрали для марша солдатиков?
Предложить пройти к столику с музыкальными инструментами.
М.Р.: Мы сейчас мальчиков превратим в маленьких деревянных солдатиков, которые шагают, весело отстукивая своими деревянными башмачками. Они маршируют радостно, чётко, легко, торжественно. А наши девочки - музыканты нам помогут.
Мальчики шагают по залу под музыку марша, девочки подыгрывают на барабанах, бубнах, молоточках, металлофонах. Затем дети меняются ролями.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.
Дети после физминутки присаживаются на стулья.
М.Р.: Ребята, пришло время нам опять позвенеть в колокольчики и чудо произошло! Девочки начали играть в куклы!
Была у Алены кукла Маша. Алена очень ее любила и часто играла в нее. Она надевала на нее самые красивые платья и катала зимой на санках. И вот однажды кукла заболела. Послушайте пьесу “Болезнь куклы”, как медленно с грустной интонацией музыка передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла. Мы с вами услышим, как капают слезы. (слайд №16)
М.Р.: Ребята, мы с вами часто мечтаем? И Алена тоже мечтала о новой кукле.
И вот однажды, мама подарила девочке новую куклу. И она начинает кружиться в радостном танце с новой подружкой. (слайд №17)
Это мы услышим в пьесе “Новая кукла” (слушание)
М.Р.: Вот играли мы с вами целый день. И вдруг посмотрели в окно, а там уже сумерки. Дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки, няни с ее сказками и грезами. И няня нам рассказывает сказку про “Бабу Ягу”. (слайд №18)
Музыка этой пьесы стремительная, колючая, неровная, то поднимается вверх, то опускается вниз. будто Баба Яга летит в ступе над деревьями и машет своей метлой. “Баба Яга” (слушание)
М.Р.: Ребята, все люди любят мечтать. Вы любите мечтать? (дети отвечают) О чем? (дети отвечают) Давайте, позвеним в колокольчики, и пусть каждый загадает желание! Загадали? А теперь послушаем пьесу мечты “Сладкая греза”.
Это мягкая, нежная, добрая красивая мелодия! В ней вы услышите весну с зелеными листочками, почувствуете ласковые руки мамы и ощутите покой и доброту. (слайд№19)
М.Р.: Ребята, на этом наше музыкальное путешествие заканчивается! Давайте уберем колокольчики в волшебную шкатулку! И еще раз пройдем по залу под музыку П.И.Чайковского. Дети идут по залу под музыку и уходят в группу.
Список литературы
1. Вайдман П.Е. “Детский альбом” П.И.Чайковского. Издательство “Музыка” 1997 г.
2. Ларош Г. Воспоминания о П.И.Чайковском, - М.: Музыка, 1978.
3. Овсянкина Е. “Детям о Чайковском” конспект по реализации ОО “Музыка”.
4. Чайковский П.И. “Детский альбом”. – М.: Музыка, 1984. 24 фортепианных пьес.