1 ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1.1 Руководитель проекта: Волкова Е. А. – учитель географии.
1.2 Участники проекта: учащиеся 8-9 классов.
1.3 Учебный проект предназначен для учащихся 8-9 классов.
1.4 Учебный предмет: региональный компонент (география Смоленщины).
1.5 Учебный проект: экскурсия по городу Десногорску.
1.6 Тема проекта: “Памятники города Десногорска”.
1.7 Творческое название проекта: экскурсионная прогулка по интересным памятникам города.
1.8 Идея проекта
В нашей школе отводится значительная роль региональному компоненту образования. Большое внимание уделяется краеведческим экскурсиям. Урок-экскурсия решает разнообразные задачи по расширению жизненного опыта, накоплению наблюдений и сбору материалов. Если учесть, что недалеко от нашего села находится красивый город атомщиков, то необходимость его изучения становится очевидным. И это будет не простая прогулка. Учащиеся должны вернуться с нее с некоторым запасом знаний, приобретенных планомерно. Так возникла идея создать экскурсионный проект.
1.9 Продукт проекта: презентация.
1.10 Продолжительность проекта: в течение полугодия.
1.11 Аннотация проекта
Проект создан для изучения памятников города Десногорска. В ходе проекта учащиеся узнают, каким событиям посвящены памятники, установленные в городе, даты их открытия, авторов создания. Учащиеся ознакомятся с жителями, которые внесли свой вклад в развитие города. Также в ходе проекта рассматриваются памятники архитектуры – православный собор, деревянный храм. Данный проект направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса к истории города и на формирование представлений о памятниках как исторических источниках.
1.12 Краткое содержание проекта
Проект направлен на знакомство учащихся с памятниками города. Проект развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся посредством постановки творческих задач, решение которых требует поиска новых решений, осмысления и обобщения информации. В результате проекта учащиеся должны представить информацию о данных объектах. Такая деятельность формирует у учащихся потребность оценивать свое отношение к результатам исследования.
1.13 Цель проекта
Изучение памятников и разработка маршрута экскурсии по городу; воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село, создание условий для обогащения знаний детей о родном крае, развитие познавательных, творческих способностей.
1.14 Задачи:
1. Изучение краеведческой литературы.
2. Развитие навыков самостоятельной и познавательной деятельности.
3. Формирование умений обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии.
1.15 Ожидаемые результаты
После завершения проекта учащиеся смогут:
- рассказать о памятниках города;
- провести экскурсию по городу;
- создать презентацию.
1.16 Новизна исследования заключается в разработке экскурсии в черте города.
1.17 Практическая значимость
Разработанную экскурсию можно проводить для школьников и взрослых.
1.18 Вопросы, направляющие проект
1.18.1 Основополагающий вопрос
Всегда ли памятники – это память?
1.18.2 Проблемные вопросы
- Нужны ли памятники городу, людям?
- Памятники – украшение или достопримечательность?
- Связаны ли памятники города с историей России?
- С какими историческими событиями связаны памятники города?
- Зачем в городах устанавливают памятники?
- Каково значение памятника в нашей жизни?
1.18.3 Учебные вопросы
- Что такое памятники?
- Какие памятники города вы знаете?
- Какие памятники, посвящённые ВОВ, установлены в городе?
- Почему в Десногорске установлен памятник героям-морякам?
- В каком году была построена церковь?
- Кому в городе был установлен бронзовый бюст?
- Где установлен памятник жертвам радиационных катастроф?
1.19 План проведения проекта
- Формирование темы проекта, целей, задач
- Беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя
- Формирование групп
- Чёткое планирование работы всей группы и каждого члена группы
- Поиск необходимой информации учащимися, фотографий памятников
- Работа с планом города Десногорска
- Обсуждение промежуточных итогов каждой группой, если необходимо, консультация учителя
- Создание презентаций, сообщений
- Выступления учащихся
- Рефлексия
- Пример продукта проектной деятельности учащихся
- Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
- Критерии оценивания презентации
- Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
1.20 Развитие проекта. Этапы работы по проекту
1.20.1 Подготовительный – выбор темы, определение цели и задач исследования
На первом этапе идет работа над выбором темы, обсуждение материала, который необходимо собрать, возможные источники.
Сначала обсуждение проходит со всем классом. После выбора темы определяются цель и задачи исследования. Затем создаются группы учащихся, которые получают задания – разработать план экскурсии. Далее учитель представляет презентацию по теме (Презентация1.ppt).
Необходимый прием на данном этапе – демонстрация примеров. Возможен видеосюжет о проведении проекта в прошлом, виртуальный пример.
Учитель направляет учеников проекта на определение результатов работы каждой группы, представляет критерии оценивания деятельности групп. Таким образом, учащиеся вовлекаются в совместное планирование проекта.
1.20.2 Исследовательский – выбор и систематизация материала. Экскурсия
На втором этапе начинается работа над темой. Идет поиск информации из разных источников, выбор и систематизация материала. Учащиеся, работающие в группах, составляют план работы, выполняют задания, работают с краеведческим материалом, используют энциклопедии, словари, выполняют творческие работы, посещают библиотеку.
Выбирают формы представления результатов работы, размещают материалы в “Галерею проекта”. Составляют текст и маршрут обзорной экскурсии по достопримечательностям города. На данном этапе участники проекта совершают экскурсию в город по составленному маршруту.
1.20.3 Оформление результатов – подготовка отчетов
Данный этап предполагает проведение занятий в компьютерном классе. Ученики создают шаблоны для презентации, оформляют презентацию по проведенной экскурсии, используют информационные материалы, фотографии. Здесь учащиеся оформляют результаты работы в различных формах. Обсуждение и корректировка проходят в режиме консультирования после уроков по определенному графику. На этом этапе осуществляется самооценка и рефлексия, что дает ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, методы их улучшения. А также оценивание работы групп.
1.20.4 Завершение проекта
Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутри школы и т.д. Демонстрация проделанной работы. Презентация. Анализ работы. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были найдены. Отзывы приглашенных, анкетирование участников, гостей, учителей.
Рефлексия работы над проектом осуществляется через обсуждение того, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах. Учащиеся рассказывают о том, что больше всего их удивило, поразило, расстроило и т.п. Во время подведения итогов происходит оценивание по критериям результативности выполненного проекта, формулировка общего вывода.
Реализация проекта: принять участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок”, выступление на внеклассных мероприятиях, подготовка материала к курсу регионального компонента, реклама материала для туристов.
Мнение учителя (руководителя проекта): на что следует обратить внимание при проведении проекта.
2 ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДАННОГО ПРОЕКТА
Оценивается уровень владения материалом, раскрытие темы, качество оформления, культура преподнесения материала.
2.1 Критерии оценивания ученического проекта
2.2 Основные критерии оценок качества выполненной проектной деятельности
2.3 Самооценка участника проекта
3 ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
4 ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ (СТАРТОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Презентация 1
5 ПРИМЕР ПРОДУКТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Презентация 2
6 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
1. Технологии и оборудование: лазерный диск, компьютер, принтер, фото- и видеокамера, проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер, Интернет-соединение.
2. Программное обеспечение: программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, мультимедийные системы, другие справочники.
3. Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, словари, справочный материал и т.д.
4. Другие принадлежности: карточки с заданиями для групп (Приложение 5), маршрутные листы.
7 СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
- Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Учебное пособие для практических психологов. Кемерово, 1996. – 50 с.
- Тубельский А.Н., Кукушкин М.Е., Старостенкова М.В. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания/ М.: Сентябрь, 2001. – 144 с.
- Габайдулина Л. Исследовательская деятельность и ИКТ-компетентность учащихся “Народное образование” №5, 2007. – стр. 153 – 157.
- Зуева Д.Г. Третьякова И.Н. Экологический марафон как форма реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Мат. Всероссийской научно-практ. конф. “Формирование профессиональной педагогической компетентности как ресурс развития образовательного пространства в наукограде”. Томск-Северск – 2006.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
- География в школе 3/2012, Солодухина Н.Н. “Совершенствование процесса обучения географии на основе проектной деятельности”
Электронные ресурсы
- Лист самооценки участника проекта [www.scribd.com/doc/52475695/Лист-самооценки-участника-проекта?]
- Проект критерии оценки [12kurgan.ucoz.ru/teacher/Davydova_ln_proekt_kriterii_ozenki.doc?]
- Учебный проект_Памятники города Балашова [wiki.saripkro.ru/index.php/Учебный_проект:Памятники_города_Балашова]
- Памятники Тамбовщины [sites.google.com/site/proektgruppy3/nas-proekt]?