Рыночное равновесие

Разделы: Экономика

Класс: 10

Ключевые слова: Спрос и предложение, затоваривание, равновесная цена, равновесное количество товара, равновесие рынка


Основная цель урока: уяснение механизма рыночного ценообразования.

Основные задачи урока:

обучающие

а) научить учащихся определять параметры рыночного равновесия тремя способами;

б) научить определять ситуацию избытка и дефицита товаров;

развивающие

развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков; предпринимательской деятельности;

воспитательные

воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.

Оснащение урока:

1) компьютер, проектор, интерактивная доска;

2) диск с презентацией;

3) карточки-задания.

Тип урока: урок с применением информационных технологий.

Межпредметные связи:

1) математика;

2) маркетинг.

Ход урока

I этап. Сегодня на уроке вы сможете заработать себе дополнительный балл, если будете активны, внимательны и трудолюбивы. И тогда вы сможете заработать максимальную отметку- отлично. В том случае если вы не ответите ни на один вопрос, который я вам задам, вы получаете штрафной балл и тогда ваша максимальная отметка за урок, при условии, что все верно выполнено в тетради, - хорошо.

В этой жизни каждый из нас выполняет много социальных ролей: сегодня на уроке - я учитель, вы - ученики. Дома я - мать, жена. Вы - сыновья, дочери, братья, сестры, внуки, ну а в мире экономики мы все выполняем две роли. Какие это роли? (Продавцы и покупатели) Как ещё называют продавцов и покупателей на рынке? (Потребители и производители) Как вы думаете, какая экономическая категория описывает поведение покупателей на рынке? (Спрос), А поведение продавцов? (Предложение).

Итак первый слайд презентации весы. Презентация

Какие экономические понятия могут, образно, находится на чашках весов?

Почему вначале чаши весов не были в одинаковом состоянии, а затем они уравновесились?

Как вы думаете, какую экономическую категорию мы сегодня будем с вами рассматривать, с чем у вас ассоциируется слово весы?

(Видимо на чашках весов могут находиться такие понятия как величина спроса и величина предложения, количество товаров предложенных к продаже не всегда равно количеству товаров, которые покупатели захотят купить, поэтому вначале чаши весов не были в равновесии. Весы ассоциируется со словом равновесие, видимо тема сегодняшнего урока будет связана с равновесием). Возможен такой вопрос ученикам, если они ответят, что на чашах весов – спрос и предложение товаров? (Спрос – это желание и возможность, а величина спроса – это количество товаров)

Второй слайд. На весах высвечивается тема урока.

Итак, мы видим, что тема нашего урока “Рыночное равновесие”

Запишите, пожалуйста, в тетрадь число и тему урока

Третий слайд. Цель урока: уяснить механизм рыночного ценообразования.

Четвёртый слайд. Чему вы должны научиться на данном уроке:

1. определять равновесную цену и равновесное количество товаров тремя способами;

2. научится определять ситуацию избытка и дефицита товаров.

Пятый слайд. Основные понятия

1. Равновесная цена

2. Равновесное количество товаров.

3. Дефицит товаров.

4  Избыток товаров.

II этап. Проверка д/з.

Для того, чтобы перейти к изучению новой темы давайте повторим основные понятия, изученные нами на предыдущих уроках с помощью “Ёлки знаний”.

Шестой слайд. 1. Спрос — шкала спроса — кривая спроса. 2. Предложение — шкала предложения — кривая предложения. Может быть, кто-то хочет дополнить по спросу и предложению? (d - спрос, s - предложение)

III этап. Объяснение нового материала.

Давайте вместе порассуждаем над такой проблемой.

Седьмой слайд. Что является самым сложным моментом при заключении любой сделки? (Покупатель должен договориться с продавцом о цене товара. Покупателя интересует, сможет ли он найти продавца, который согласится продать нужный ему товар по цене покупателя. Покупателя не столько интересует разнообразие товара, сколько цена данного товара, и согласие продавца реализовать данный товар по данной цене.)

Итак, подводя итог вашим рассуждениям, позвольте мне сделать вывод: равновесие достигается, тогда, когда большинство покупателей и продавцов сходятся в оценке цены, по которой следует покупать и продавать данный товар, и того количества товара, которое одни готовы купить, а другие продать.

Восьмой слайд. Давайте запишем основные определения.

Равновесная цена - цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.

Равновесное количество товаров – количество товара, при котором объём спроса равен объёму предложения.

Равновесие рынка - ситуация на рынке, при которой объём спроса равен объёму предложения.

Выделяют три способа определения рыночного равновесия.

Девятый слайд

1. табличный;

2. графический;

3. аналитический;

табличный способ определения рыночного равновесия заключается в сопоставлении шкалы спроса и предложения. рассмотрим задачу1. Решаем под цифрами 1 и 2.

По данным таблицы необходимо:

1. построить шкалы спроса и предложения мяса;

2. используйте шкалы спроса и предложения найдите равновесную цену и равновесное количества мяса;

3. Заполните недостающие данные таблицы.

P
руб/кг.
Qd
кг
Qs
кг
Избыточный
спрос
Избыточное
предложение
Объём
продаж
Выручка
R=P·Q
100 210 10        
150 180 30        
200 140 55        
250 80 80        
300 40 100        
350 30 130        
400 20 160        

Сейчас поменяйтесь тетрадями и при проверке поставьте отметку карандашом за табличный способ.

Шкала спроса по данным таблицы будет иметь следующий вид:

P (руб/кг) 100 150 200 250 300 350 400
Qd (кг) 210 180 140 80 40 30 20

Шкала предложения по данным таблицы будет иметь следующий вид:

P (руб/кг) 100 150 200 250 300 350 400
Qs (кг) 10 30 55 80 100 130 160

Слайд десятый. Я открываю решение табличного способа.

Проанализировав обе шкалы можно сделать вывод, что P*=250 рублей за 1 кг. Q*=80 кг.

Графический способ определения рыночного равновесия заключается в нахождении точки пересечения кривых спроса и предложения. По полученным данным шкал постройте графики кривых. Обозначьте их. Найдите точку их пересечения. Определите параметры равновесия. Точки на кривых соединяем плавной линией от руки.

Слайд 11 открываю слайд и проверяем. ставят отметку соседу.

Анализ графиков показывает, что P*=250 руб. за кг, Q*=80 кг. К заполнению недостающих данных в таблице мы вернёмся позднее.

Графический способ определения параметров рыночного равновесия неточен, так как он допускает погрешности. Его, желательно, подкреплять аналитическим способом. Аналитический способ определения рыночного равновесия заключается в нахождении точки пересечения кривых с помощью решения уравнения. надо приравнять правые части функций спроса и предложения.

Переходим к решению задачи №2.

Задача №2.

Спрос на бананы описывается уравнением Qd=2400-10P, а предложение бананов уравнением Qs=1000+25P, где Qd – количество бананов, которое покупатели хотят и могут купить, а Qs - количество бананов, которое продавцы захотят предложить к продаже.

1. Определите параметры равновесия на рынке бананов.

2. Какое количество бананов было бы продано при цене 30 руб. за 1 кг., 50 руб. за 1кг.

3. Как по-вашему, какая ситуация сложится на рынке бананов? Охарактеризуйте это в количественном и качественном выражении.

Ученики решают задачу аналитически.

Qd=2400-10P
Qs=1000+25P
____________

P*=?
Q*=?

 

Qd= Qs

2400-10P=1000+25P

1400=35Р

Р=40

P*=40 руб.за 1кг, Q*=2400-10·40=2000 кг. бананов

Qd (30) =2400-10·30= 2400-300=2100 (кг) - захотят купить покупатели

Qs (30)= 1000+25·30= 1750 (кг) - смогут предложить к продаже продавцы

Qd > Qs,

(захотят купить больше, чем смогут предложить к продаже) возникнет дефицит товара

Qd (50)= 2400-10·50=1900 (кг) – захотят купить покупатели

Qs (50)=1000+25·50= 2250 (кг) - смогут предложить к продаже продавцы

Qd < Qs

(захотят купить меньше, чем смогут предложить к продаже) возникнет избыток товара.

Слайд 12 открываю слайд и проверяем. ставят отметку соседу на основании данных, полученных при решении задачи, определите, что означает дефицит, а что избыток товара.

Предполагаемые ответы.

Если к продаже предложено товаров больше, чем захотят купить покупатели, то возникнет ситуация избытка товаров. если предложено товаров меньше к продаже, чем захотят купить покупатели, то возникнет ситуация дефицита.

Явление дефицита или избытка товаров характерны для любого рынка. Более того. именно дефицит или избыток товаров является тем импульсом, который запускает в действие механизм стихийного выравнивания цен. Для закрепления определения дефицита и избытка товаров вернёмся к задаче №1 и заполним недостающие данные в таблице. Объём продаж можно определить пользуясь правилом: “Продать можно только то, что есть в наличии, и то, на что найдутся покупатели”. Как вы думаете, каким действием можно определить избыток товара? (вычитанием) Какова формула выручки? (TR=Q*P)

P
руб/кг.
Qd
кг
Qs
кг
Избыточный спрос
Избыточное
предложение
Объём
продаж
Выручка
R=P·Q
100 210 10 200 - 10 1000
150 180 30 150 - 30 4500
200 140 55 85 - 55 11000
250 80 80 - - 80 20000
300 40 100 - 60 40 12000
350 30 130 - 100 30 10500
400 20 160 - 140 20 8000

Слайд 13 открываю слайд и проверяем. ставят отметку соседу.

Когда достигается наибольшая выручка? (При равновесной цене и равновесном количестве). То есть можно сказать, что ситуация равновесия – это идеальная ситуация на рынке, к чему должны стремиться и покупатели и продавцы. В действительности. увы этой ситуации достичь очень сложно.

IV этап. Итог урока.

Запишите домашнее задание. § 12,13. Задача на листочке.

Сегодня на уроке мы с вами определили три способа определения рыночного равновесия. За каждый способ у вас должна стоять отметка, поставленная вашим соседом или соседкой по парте. Суммируйте все три отметки и разделите их на три. Округлите это число по правилам округления. Дополнительный балл за ответы на уроке прибавляют себе следующие ученики: ..., штрафной балл ... . После звонка листочки сдайте. Поднимите руку те, у кого 5, 4, 3. Может быть у нас есть те, у кого 6?

V этап. Рефлексия (если успеем)

Продолжите предложение:

1. Сегодня на уроке самым простым для меня оказалось…

2. Меня поразило…

3. Мне было трудно разобраться в…