Основная цель урока: уяснение механизма рыночного ценообразования.
Основные задачи урока:
обучающие
а) научить учащихся определять параметры рыночного равновесия тремя способами;
б) научить определять ситуацию избытка и дефицита товаров;
развивающие
развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков; предпринимательской деятельности;
воспитательные
воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.
Оснащение урока:
1) компьютер, проектор, интерактивная доска;
2) диск с презентацией;
3) карточки-задания.
Тип урока: урок с применением информационных технологий.
Межпредметные связи:
1) математика;
2) маркетинг.
Ход урока
I этап. Сегодня на уроке вы сможете заработать себе дополнительный балл, если будете активны, внимательны и трудолюбивы. И тогда вы сможете заработать максимальную отметку- отлично. В том случае если вы не ответите ни на один вопрос, который я вам задам, вы получаете штрафной балл и тогда ваша максимальная отметка за урок, при условии, что все верно выполнено в тетради, - хорошо.
В этой жизни каждый из нас выполняет много социальных ролей: сегодня на уроке - я учитель, вы - ученики. Дома я - мать, жена. Вы - сыновья, дочери, братья, сестры, внуки, ну а в мире экономики мы все выполняем две роли. Какие это роли? (Продавцы и покупатели) Как ещё называют продавцов и покупателей на рынке? (Потребители и производители) Как вы думаете, какая экономическая категория описывает поведение покупателей на рынке? (Спрос), А поведение продавцов? (Предложение).
Итак первый слайд презентации весы. Презентация
Какие экономические понятия могут, образно, находится на чашках весов?
Почему вначале чаши весов не были в одинаковом состоянии, а затем они уравновесились?
Как вы думаете, какую экономическую категорию мы сегодня будем с вами рассматривать, с чем у вас ассоциируется слово весы?
(Видимо на чашках весов могут находиться такие понятия как величина спроса и величина предложения, количество товаров предложенных к продаже не всегда равно количеству товаров, которые покупатели захотят купить, поэтому вначале чаши весов не были в равновесии. Весы ассоциируется со словом равновесие, видимо тема сегодняшнего урока будет связана с равновесием). Возможен такой вопрос ученикам, если они ответят, что на чашах весов – спрос и предложение товаров? (Спрос – это желание и возможность, а величина спроса – это количество товаров)
Второй слайд. На весах высвечивается тема урока.
Итак, мы видим, что тема нашего урока “Рыночное равновесие”
Запишите, пожалуйста, в тетрадь число и тему урока
Третий слайд. Цель урока: уяснить механизм рыночного ценообразования.
Четвёртый слайд. Чему вы должны научиться на данном уроке:
1. определять равновесную цену и равновесное количество товаров тремя способами;
2. научится определять ситуацию избытка и дефицита товаров.
Пятый слайд. Основные понятия
1. Равновесная цена
2. Равновесное количество товаров.
3. Дефицит товаров.
4 Избыток товаров.
II этап. Проверка д/з.
Для того, чтобы перейти к изучению новой темы давайте повторим основные понятия, изученные нами на предыдущих уроках с помощью “Ёлки знаний”.
Шестой слайд. 1. Спрос — шкала спроса — кривая спроса. 2. Предложение — шкала предложения — кривая предложения. Может быть, кто-то хочет дополнить по спросу и предложению? (d - спрос, s - предложение)
III этап. Объяснение нового материала.
Давайте вместе порассуждаем над такой проблемой.
Седьмой слайд. Что является самым сложным моментом при заключении любой сделки? (Покупатель должен договориться с продавцом о цене товара. Покупателя интересует, сможет ли он найти продавца, который согласится продать нужный ему товар по цене покупателя. Покупателя не столько интересует разнообразие товара, сколько цена данного товара, и согласие продавца реализовать данный товар по данной цене.)
Итак, подводя итог вашим рассуждениям, позвольте мне сделать вывод: равновесие достигается, тогда, когда большинство покупателей и продавцов сходятся в оценке цены, по которой следует покупать и продавать данный товар, и того количества товара, которое одни готовы купить, а другие продать.
Восьмой слайд. Давайте запишем основные определения.
Равновесная цена - цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.
Равновесное количество товаров – количество товара, при котором объём спроса равен объёму предложения.
Равновесие рынка - ситуация на рынке, при которой объём спроса равен объёму предложения.
Выделяют три способа определения рыночного равновесия.
Девятый слайд –
1. табличный;
2. графический;
3. аналитический;
табличный способ определения рыночного равновесия заключается в сопоставлении шкалы спроса и предложения. рассмотрим задачу1. Решаем под цифрами 1 и 2.
По данным таблицы необходимо:
1. построить шкалы спроса и предложения мяса;
2. используйте шкалы спроса и предложения найдите равновесную цену и равновесное количества мяса;
3. Заполните недостающие данные таблицы.
P руб/кг. |
Qd кг |
Qs кг |
Избыточный спрос |
Избыточное предложение |
Объём продаж |
Выручка R=P·Q |
100 | 210 | 10 | ||||
150 | 180 | 30 | ||||
200 | 140 | 55 | ||||
250 | 80 | 80 | ||||
300 | 40 | 100 | ||||
350 | 30 | 130 | ||||
400 | 20 | 160 |
Сейчас поменяйтесь тетрадями и при проверке поставьте отметку карандашом за табличный способ.
Шкала спроса по данным таблицы будет иметь следующий вид:
P (руб/кг) | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 |
Qd (кг) | 210 | 180 | 140 | 80 | 40 | 30 | 20 |
Шкала предложения по данным таблицы будет иметь следующий вид:
P (руб/кг) | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 |
Qs (кг) | 10 | 30 | 55 | 80 | 100 | 130 | 160 |
Слайд десятый. Я открываю решение табличного способа.
Проанализировав обе шкалы можно сделать вывод, что P*=250 рублей за 1 кг. Q*=80 кг.
Графический способ определения рыночного равновесия заключается в нахождении точки пересечения кривых спроса и предложения. По полученным данным шкал постройте графики кривых. Обозначьте их. Найдите точку их пересечения. Определите параметры равновесия. Точки на кривых соединяем плавной линией от руки.
Слайд 11 открываю слайд и проверяем. ставят отметку соседу.
Анализ графиков показывает, что P*=250 руб. за кг, Q*=80 кг. К заполнению недостающих данных в таблице мы вернёмся позднее.
Графический способ определения параметров рыночного равновесия неточен, так как он допускает погрешности. Его, желательно, подкреплять аналитическим способом. Аналитический способ определения рыночного равновесия заключается в нахождении точки пересечения кривых с помощью решения уравнения. надо приравнять правые части функций спроса и предложения.
Переходим к решению задачи №2.
Задача №2.
Спрос на бананы описывается уравнением Qd=2400-10P, а предложение бананов уравнением Qs=1000+25P, где Qd – количество бананов, которое покупатели хотят и могут купить, а Qs - количество бананов, которое продавцы захотят предложить к продаже.
1. Определите параметры равновесия на рынке бананов.
2. Какое количество бананов было бы продано при цене 30 руб. за 1 кг., 50 руб. за 1кг.
3. Как по-вашему, какая ситуация сложится на рынке бананов? Охарактеризуйте это в количественном и качественном выражении.
Ученики решают задачу аналитически.
Qd=2400-10P
Qs=1000+25P
____________
P*=?
Q*=?
Qd= Qs
2400-10P=1000+25P
1400=35Р
Р=40
P*=40 руб.за 1кг, Q*=2400-10·40=2000 кг. бананов
Qd (30) =2400-10·30= 2400-300=2100 (кг) - захотят купить покупатели
Qs (30)= 1000+25·30= 1750 (кг) - смогут предложить к продаже продавцы
Qd > Qs,
(захотят купить больше, чем смогут предложить к продаже) возникнет дефицит товара
Qd (50)= 2400-10·50=1900 (кг) – захотят купить покупатели
Qs (50)=1000+25·50= 2250 (кг) - смогут предложить к продаже продавцы
Qd < Qs
(захотят купить меньше, чем смогут предложить к продаже) возникнет избыток товара.
Слайд 12 открываю слайд и проверяем. ставят отметку соседу на основании данных, полученных при решении задачи, определите, что означает дефицит, а что избыток товара.
Предполагаемые ответы.
Если к продаже предложено товаров больше, чем захотят купить покупатели, то возникнет ситуация избытка товаров. если предложено товаров меньше к продаже, чем захотят купить покупатели, то возникнет ситуация дефицита.
Явление дефицита или избытка товаров характерны для любого рынка. Более того. именно дефицит или избыток товаров является тем импульсом, который запускает в действие механизм стихийного выравнивания цен. Для закрепления определения дефицита и избытка товаров вернёмся к задаче №1 и заполним недостающие данные в таблице. Объём продаж можно определить пользуясь правилом: “Продать можно только то, что есть в наличии, и то, на что найдутся покупатели”. Как вы думаете, каким действием можно определить избыток товара? (вычитанием) Какова формула выручки? (TR=Q*P)
P руб/кг. |
Qd кг |
Qs кг |
Избыточный спрос |
Избыточное предложение |
Объём продаж |
Выручка R=P·Q |
100 | 210 | 10 | 200 | - | 10 | 1000 |
150 | 180 | 30 | 150 | - | 30 | 4500 |
200 | 140 | 55 | 85 | - | 55 | 11000 |
250 | 80 | 80 | - | - | 80 | 20000 |
300 | 40 | 100 | - | 60 | 40 | 12000 |
350 | 30 | 130 | - | 100 | 30 | 10500 |
400 | 20 | 160 | - | 140 | 20 | 8000 |
Слайд 13 открываю слайд и проверяем. ставят отметку соседу.
Когда достигается наибольшая выручка? (При равновесной цене и равновесном количестве). То есть можно сказать, что ситуация равновесия – это идеальная ситуация на рынке, к чему должны стремиться и покупатели и продавцы. В действительности. увы этой ситуации достичь очень сложно.
IV этап. Итог урока.
Запишите домашнее задание. § 12,13. Задача на листочке.
Сегодня на уроке мы с вами определили три способа определения рыночного равновесия. За каждый способ у вас должна стоять отметка, поставленная вашим соседом или соседкой по парте. Суммируйте все три отметки и разделите их на три. Округлите это число по правилам округления. Дополнительный балл за ответы на уроке прибавляют себе следующие ученики: ..., штрафной балл ... . После звонка листочки сдайте. Поднимите руку те, у кого 5, 4, 3. Может быть у нас есть те, у кого 6?
V этап. Рефлексия (если успеем)
Продолжите предложение:
1. Сегодня на уроке самым простым для меня оказалось…
2. Меня поразило…
3. Мне было трудно разобраться в…