Духовность – одно из наиболее сложных понятий
на Земле. Духовность проявляется в стремлении
человека строить свои отношения с окружающим
миром на основе добра, истины, красоты, строить
свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим
и направлен на развитие у школьников 10-11 лет
представлений о нравственных идеалах и
ценностях, составляющих основу религиозных и
светских традиций многонациональной культуры
России, на понимание их значения в жизни
современного общества и своей сопричастности к
ним.
Содержание всех модулей группируется вокруг
трёх базовых национальных ценностей: 1)
Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На
этих базовых ценностях будет осуществляться
воспитание детей в рамках нового курса.
Знание своих корней, культурных традиций
укрепляют веру и понимание неизменных ценностей:
семья, дети, родители, любовь. Религиозные сюжеты
лежат в основе многих выдающихся произведений
мировой культуры. Дети знакомятся с ними на
уроках истории, литературы, на занятиях
факультатива, во время экскурсий в музеи – это
знакомство с религией через культуру.
Золотое кольцо России –
семейство туристических маршрутов,
проходящих по древним русским городам, в
которых сохранились
уникальные памятники истории и
культуры России, центрам народных ремёсел.
В Золотое кольцо входят восемь основных
городов – Сергиев Посад,
Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль,
Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.
По другой информации в Золотое кольцо России
входят всего 12 городов, включая:
Переславль, Ростов
Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль,
Владимир, Юрьев-Польский, Александров –
они так назывались всегда, а
также Загорск (бывший Сергиев Посад)
и Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск).
«Золотое кольцо» России – условный
термин, означающий сеть древнерусских городов,
расположенных на территории Залесья. Заселение
Залесья славянами началось в 9 веке. Одним из
первых из городов, возникших в Залесье, был
Ростов Великий, упоминание о котором в летописи
относится к 862 году. К началу 12 века существовали
уже все основные города Северо-Восточной
Руси: Переславль-Залесский, Ярославль,
Владимир-на-Клязьме, Суздаль. Древние города
Золотого кольца России первоначально служили в
качестве дальних форпостов на северо-востоке
Киевской Руси. Великие киевские князья посылали
сюда на княжение своих сыновей. Начиная с 1130-х
годов (периода правления Юрия Долгорукого),
происходит отделение Ростово-Суздальской земли
от Киевского княжества.
Города и княжества Золотого кольца долгое время
оставались предметом спора князей (например, в 1328
году ростовские князья Федор и Константин делят
Ростов на две половины – Борисоглебскую и
Сретенскую). Период татаро-монгольского
нашествия стал для городов
Владимиро-Суздальской Руси тяжелейшим
испытанием. В 14 веке, когда стольным городом
русской земли становится Москва, Ростов и
Владимир теряют свое политическое значение. В то
же время они продолжают оставаться в центре
исторический событий. Во время Смутного времени
Ярославль почти на полгода стал столицей
русского государства, здесь же, в Спасском
монастыре, формировалось народное ополчение под
руководством К. М. Минина и Д. М. Пожарского. Уже в
конце 18 – начале 19 века начались работы по
реставрации исторических памятников, например,
«Золотых ворот» во Владимире.
Многое памятники древнерусской культуры
безвозвратно утеряны .
Владимир
Золотые ворота были парадным въездом в город.
Помимо оборонных целей они имели также и
триумфальный характер. Здесь встречали
иностранных послов и именитых гостей, не раз
провожали воинов на защиту Родины. Здесь
владимирцы отмечали торжественный въезд на
великое княжение Александра Невского и Дмитрия
Донского.
Выдающимся творением русского зодчества
является Успенский собор. Первоначальный
белокаменный собор был сооружен князем Андреем
Боголюбским в 1158-1160 гг. и был задуман не только
как городской собор, но и как первопрестольный
кафедральный храм всей Руси. После пожара 1185 г. к
храму были пристроены боковые галереи, по углам
которых сооружены четыре дополнительные главы,
была увеличена алтарная часть. Успенский собор
хранит самое большое количество фресок
гениального художника средневековья Андрея
Рублева.
Троицкая церковь – одна из последних церковных
построек губернского Владимира. Здание
сооружено в «псевдовизантийском» стиле. Состоит
из двух соединенных объемов: собственно церкви и
колокольни. Богослужение в Троицкой церкви
прекратилось в 1928 г. В настоящее время в здании
располагается музей хрусталя, лаковой миниатюры
и вышивки.
Рядом с Успенским расположен белокаменный
Дмитриевский собор. Он построен в 1194-1197 гг. князем
Всеволодом III как дворцовый храм в честь
покровителя князя святого Дмитрия Солунского и в
связи с рождением княжеского сына Дмитрия. Храм
воплощает в себе идею прославления могущества
Владимирской земли и самого Всеволода. По
архитектурной композиции и пропорциям
Дмитриевский собор является характерным
образцом владимирского зодчества XII в. на этапе
его наивысшего развития.
Суздаль
Сказать наверняка, когда был построен
Рождественский собор, не может ни один историк.
Многие сходятся к тому, что храм был воздвигнут в
период с двенадцатого по шестнадцатый век на
территории суздальского Кремля.
Рождественский собор представляет собой самую
древнюю постройку города Суздаля. Раньше храм
являл собой великолепное шестистолпное здание с
одной главой из тонкого кирпича – плинфы. Стены в
храме были расписаны руками лучших византийских
мастеров. Вскоре фундамент собора стал
разрушаться, и его разобрали. На месте старого
старого собора был построен новый храм.
Со строительством женского Ризоположенского
монастыря связана необычная история. Одна
известная суздальская святая, а именно
преподобная Евфросиния, находилась в
Ризоположенском храме прямо до своей смерти.
Евфросиния, дочь Черниговского князя Михаила,
пошла в монастырь после смерти любимого
человека. Евфросиния, благодаря своим подвигам и
дару исцеления, помогла многим людям. Вот почему
церковь причислила ее к лику Святых. Раньше
поговаривали, что Ризоположенский монастырь
устоял во времена монголо-татарского ига,
благодаря молитвам святой Евфросинии
Суздальской.Ризоположенский
монастырь находится на холмистой местности
Суздаля. Строительство монастыря было окончено в
1207 году.
Александровский монастырь можно назвать
самым древним монастырем города Суздаль.
Александровский монастырь был построен в 1240 году
по указу Александра Невского. Храм возвышается
на берегу речки Каменки. В семнадцатом веке к
монастырю была пристроена деревянная церковь,
которая не сохранилась до наших
дней. Церковь Михаила
Архангела, иначе летняя церковь с колокольней,
располагается в районе Михали города Суздаля и
была построена в конце восемнадцатого столетия.
После реставрации церковь Михаила Архангела
являет собой необыкновенный храм с
возвышающимися сверкающими золотыми куполами и
сказочным внутренним убранством. Эта церковь
считается самой высокой церковью в этой
части Суздаля.
Кострома
Памятник русской архитектуры XVII в, построенный
на деньги купца Кирилла Исакова. Этот купец
торговал краской с Англией. Однажды, разбирая
полученную краску, в одном из бочонков купец
нашел золото. Вот на эти деньги и построена эта
церковь
Монастырь основал в 1330 г. татарским князем Четом,
предком Годуновых. Здесь погребены основатель
Чет и Иван Сусанин, отдавший жизнь за царя. На
территории монастыря сохранилось множество
исторических построек – Троицкий собор (1652),
палаты бояр Романовых, звоница, построенная на
средства Годуновых и многое другое.
В стенах монастыря находится Костромской
объединенный историко-архитектурный
музей-заповедник "Ипатьевский монастырь" и
музей деревянного зодчества.
Ранее это было три монастыря: Богоявленский
мужской, Крестовоздвиженский и Анастасиинский
женский. Основателем первого считается старец
Никита, ученик Преподобного Сергия. После пожара
в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан
в ведение женского Крестовоздвиженского.
Анастасиин монастырь был основан в XV веке
первой женой Ивана Грозного Анастасией
Романовной.
Ярославль
Церковь Ильи пророка сооружена в 1647-1650 годах и с
тех пор полностью сохранила свое убранство
(благодаря тому, что здесь во времена оны
устроили антирелигиозный музей). В настоящее
время данная достопримечательность находится в
ведении Ярославского историко-архитектурного и
художественного музея-заповедника. Но, при этом
ведутся и службы.
Успенский кафедральный собор. Первый храм на
этом месте был построен в 1219 г. В 17-19 вв.
сформировался комплекс, состоящий из собора и
колокольни. В 1937 г. собор был взорван, а на его
месте – разбит городской парк культуры и отдыха.
Новый собор строился в 2004-2010 гг., освящен 12.09.2010 г.
Комплекс в Коровниках. Достопримечательностями
Комплекса являются старообрядческие церкви:
церковь Иоанна Златоуста (1649-1654) и церковь
Владимирской Божией Матери (1669).
Колокольня “Ярославская свеча” (1680)
Ростов великий
Один из прекраснейших Кремлей России –
окружившая 2 гектара стена украшена
декоративными бойницами и зубцами. Пройдя по
стенным переходам вы можете попасть в любое
здание Кремля, полюбоваться на окрестные виды, на
озеро Неро.
На территории действует государственный
музей-заповедник "Ростовский Кремль",
предлагающий разнообразные постоянные и
тематические экспозиции, в частности, крупнейшее
в мире собрание ростовской финифти.
Спасо-Яковлевский монастырь.Основан в XIV в., но до
нашего времени дошли только постройки XVII-XIX вв, из
них, самая древнейшая, – Зачатьевская церковь
(1686).
Интересен своеобразной архитектурой.
На территории монастыря расположен источник
Иакова Ростовского.
Богоявленский Авраамиев монастырь. Древнейший
монастырь России. Существует с начала 11 века.
Главная достопримечательность – Богоявленский
собор (1554). Монастырь находится не в лучшем виде,
но посетить его стоит. Рядом парк, выходящий к
берегу, тихая спокойная обстановка. Находится на
берегу озера Неро на северо-восток от Кремля.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Монастырь
основан на том месте, где родился Сергий
Радонежский. На территории монастыря есть святой
источник.
Монастырь действующий, женский.
Переславль-Залесский
Свято-Никольский монастырь. Монастырь основан
в 1350 г. Сейчас действующий, женский. Никитский
монастырь. Основан в XII веке. Первая каменная
постройка – одноглавая церковь по велению князя
Василия III (1528). Стены были возведены всего за три
года (1561-1564).
Среди сохранившегося – Никитский собор (1561-1564),
шатровая колокольня (1668), трапезная с
Благовещенской церковью (XVII век). В одном из
помещений трапезной останавливался Петр I во
время приездов в Переславль. Вблизи монастыря
– на месте исцеления черниговского князя
Михаила – находится часовня (1702).
Ныне действующий мужской монастырь. Вход
свободный, женщинам (при необходимости) выдются
юбки и платки.
Спасо-Преображенский собор. Расположен
в самом центре Переславля – на Красной площади –
и является одной из древнейших (1152-1157) каменных
построек центра России. Внутри размещена
экспозиция, повествующая об истории собора.
Сергиев посад
История города началась с Троицкого монастыря, основанного Сергием Радонежским. Вокруг монастыря в конце 14 века появляются первые поселения. В начале 18 века они слились в одно торгово-промышленное селение – посад, названное 22 марта 1782 года по указу Екатерины II Сергиевским Посадом в честь его основателя. В 1919 году Сергиевский Посад получил статус города. С 1930 по 1991 гг. носил имя Загорск в честь революционного деятеля В.М. Лубоцкого (Загорского), а с 1991 года стал называться Сергиевым Посадом. Троицкий монастырь имел большие земли, что способствовало развитию торговли и ремесел. Здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон, но наибольшую популярность завоевала сергиевская игрушка. Даже сам Преподобный Сергий делал игрушки на потеху ребятишкам. Здесь он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, а Андрей Рублев создал всемирно-известную икону «Троица». В 1422 году после смерти Сергий Радонежский был канонизирован. Над гробом Сергия был заложен белокаменный Троицкий собор.
Иваново
Церковь Иконы Божией Матери Казанская на
Посадском кладбище. Небольшая деревянная
клетская церковь (XVII) с колокольней. В 1883 в церкви
за ветхостью были прекращены богослужения. В 1904
г. она была перенесена на Посадское кладбище и
отреставрирована по инициативе Д. Г. Бурылина,
основателя городского музея. В середине 1920-х
годов церковь была обновленческой. Закрыта в 1935
г., в здании размещен антирелигиозный музей. По
просьбам верующих в 1946 г. церковь была передана
старообрядческой общине и переосвящена как
Казанская.
Введенский монастырь в Иванове – женский
православный монастырь в центре города Иваново.
Церковь в честь Введения Богородицы,
составляющая основную часть монастыря –
памятник архитектуры начала XX века. Построена на
средства городского головы Иваново-Вознесенска
П.Н. Дербенева и его братьев по проекту
архитектора П.Бегена. В этом храме в 1918
году служил Патриарх Тихон. Долгие годы в
храме располагался архив КГБ. Внутри все было
переделано – в Никольском приделе устроен
туалет, возведены перекрытия, сняты кресты. В
Введенском храме монастыря находятся мощи
новомучеников Российских – свт. Василия
(Кинешемского) и блж. Алексия (Елнатского),
частицы 168 древних святых, ряса св.прав. Иоанна
Кронштадтского. В монастыре работает
Православный Телефон доверия. Монахини
поддерживают инвалидов, малоимущих, бездомных,
безнадзорных детей, детей-сирот, наркозависимых,
ВИЧположительных, заключенных, освободившихся,
проводят благотворительные обеды.
Впервые поселение упоминается в старинных
книгах в 1561 году. По утверждению историков село
было подарено Иваном Грозным родственникам его
второй жены князьям Черкасским, выходцам с
Северного Кавказа. Считается, что в селе стояла
церковь или часовня во имя Иоанна Предтечи.
Поэтому и село получило имя Ивана. По другой
версии село названо в честь своего основателя
или первожителя Ивана.