Главная цель современного образования заключается в воспитании творческой личности учащегося, способной к саморазвитию, самоусовершенствованию. Ни для кого не секрет, что усвоение материала по физике вызывает определенные трудности у большинства учащихся. Урок физики призван решать целый комплекс поставленных задач. Это приобретение учащимися общеучебных умений (работа с учебником, составление таблиц, оформление наблюдений в письменном виде, формирование навыков работы с учебным оборудованием, осуществление самоконтроля, самоанализа и т.д.).
В последнее время наблюдается падение интереса к изучаемым предметам, в частности к изучению физики. Учебный материал становится объемнее, и ученику теперь гораздо труднее его усваивать. Один из основных стрессовых факторов связан с оценочной деятельностью учителя. Педагог не всегда умеет создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.
Другая серьезная проблема заключается в отсутствии должного внимания учеников на уроке из-за непривлекательности учебных действий.
Желание сделать урок насыщенным, привлекательным для своих учеников побудило к созданию рабочего конспекта урока для учащегося.
Рабочий конспект представляет собой особую форму структурированных заданий и может служить неплохим подспорьем на стадии обобщения и систематизации, на стадии изучении нового материала и на стадии контроля знаний. С помощью рабочего конспекта происходит вовлечение на уроке всех без исключения учащихся в учебную деятельность. Его заполнение является посильным для школьника с любым уровнем подготовки по предмету, т.к. предполагает, что в случае затруднения учащийся может воспользоваться помощью учебника. Некоторые же виды рабочих конспектов и предполагают тесную работу с учебником.
Согласно схеме К. Юнга все множество способностей человека можно разделить на четыре группы:
- рациональные способности;
- эмоциональные способности;
- интуитивные способности;
- деятельностные способности.
Работа на уроке с ученическим конспектом будет одинаково удобна для учащихся с любым типом способностей.
Учащиеся с рациональными способностями получают возможность работать с хорошо структурированным, выстроенным логически, материалом.
Для учащихся с эмоциональными способностями играет роль наличие яркой наглядности, визуальной цветной информации, возможность работы над конспектом в паре.
Для учащихся с двигательными способностями есть возможность двигательной активности (актуализация мелкой и крупной моторики), работы с предметами, моделями, т.к. некоторые рабочие конспекты предполагают построение схем, дорисовки, выполнение экспериментальных заданий и т.д.
Учащиеся с интуитивными способностями получают возможность для самореализации, решения творческих задач и т.д.
Для учащихся, которые по сути своей являются кинестетами или визуалами, работа над поурочным конспектом способствует более прочному усвоению знаний по физике.
В своей работе “Закрепление положительного, компенсация нежелательного” М. Акимова среди разнообразия природных психофизических особенностей рассматривает проявления силы и подвижности нервных процессов. Учащиеся могут быть условно разделены на две большие группы: с сильной нервной системой и со слабой нервной системой. Индивидуальный подход в обучении означает умение учителя видеть психофизиологические особенности учеников, строить обучение с учетом этих особенностей.
Учащиеся с сильной нервной системой обладают высокой работоспособностью, их не смущают неожиданные вопросы, частое переключение внимания. К недостаткам их следует отнести нежелание выполнять однообразную работу или работу по шаблону, алгоритму. Они не склонны к систематизации, способны совершать ошибки и недочеты по своей невнимательности. Но они способны перестроить свою работу в требуемом направлении, и задача учителя – убедить их и заставить это сделать. В рабочем конспекте для таких учащихся необходимо предусмотреть разнообразие и не шаблонность заданий.
Учащиеся со слабой типом нервной системы быстро устают, теряют работоспособность, не любят отвечать “на класс”. Учащиеся этой психофизической группы любят выполнять задания в одиночку, последовательно. Их не надо ставить в ситуацию неожиданного вопроса, желательно давать им возможность ответа не в устной, а в письменной форме, в минимальной степени отвлекать, стараться не переключать внимания, создавая спокойную обстановку. Такую возможность дает им работа с поурочным конспектом. Поурочный конспект для учащихся этого типа может отличаться меньшим разнообразием заданий. Но самое главное отличие – это обязательное наличие строчки “образец”.
Таким образом, применение рабочих поурочных
конспектов для учащихся:
В приложениях к данной статье приведены примеры рабочих поурочных конспектов различных видов. При помощи современных информационно-коммуникационных технологий и наличия оргтехники их составление и изготовление не займет у учителя много времени.