Цели урока.
Образовательные:
- Сформировать представление о Русско-Литовском государстве;
- Охарактеризовать причины образования Литовского княжества;
- Разобраться в политическом устройстве Литовско-Русского государства и в религиозной политике его первых князей;
- Показать последствия присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому;
Развивающие:
- Продолжать работу над развитием умений самостоятельно извлекать из карты информацию о ходе исторических событий.
- Работать над развитием устной речи;
- Развивать навыки работы с учебником и дополнительным материалом, умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
- Формирование интереса к истории;
- Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины.
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Основные понятия урока: Литовско-Русское государство - Великое княжество Литовское, Вильно - многонациональный город, столица разных культур, вероисповеданий и традиций, Гедиминовичи, Ольгердовичи.
Преемственные связи.
- Внутрипредметные: 6 класс Средние века - Образование централизованных государств в Европе
Средства обучения: презентация “Русь и Литва”, видеофильм “Усиление Литовского княжества”, электронный учебник “История России с древнейших времен до конца XV века”.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Мы продолжаем с вами тему “Политическая раздробленность на Руси” и сегодня будем говорить о взаимоотношениях Руси с Литвой в XIII – XIV веках.
- Но прежде проверка домашнего задания.
III. Опрос по вопросам домашнего задания и ранее изученного материала.
1. Работа по карточке.
- Индивидуальный опрос у доски (даты).
2. Устный блиц-опрос (фронтальный), игра “Аукцион знаний”.
1). Какой период истории Древней Руси мы изучаем?
(Русь во второй половине XII - XIII в.)
2). Перечислите и покажите наиболее крупные княжества, образовавшиеся в результате феодальной раздробленности?
(Киевское, Черниговское, Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское).
3). Какие события происходят в начале XIII в.?
( В начале XIII в. монгольские племена во главе с Чингисханом вторгаются в Половецкую степь.
31 мая 1223 г. происходит битва на р. Калке. Русские рати разбиты, а монголы, потерпев ряд поражений на Волге вернулись обратно).
4). Какое еще испытание пришлось выдержать русскому народу одновременно с монгольским нашествием?
(Руси пришлось бороться с западными завоевателями: немцами, шведами).
5) В чем проявилась политическая зависимость Руси от Золотой орды?
(-получение каждым русским князем ханских грамот на свои владения;
- присутствие в русских городах ханских наместников;
- унижение и убийства русских князей в Орде;
- обязанность поставлять русских воинов в ордынское войска, принимать участие в их военных походах;
- обязательное присутствие ордынских послов при торжественном возведении русских князей на престол;
- произвольное изменение границ русских княжеств).
6) В чем проявилась экономическая зависимость Руси от Золотой Орды?
(- уплата повсеместной и регулярной дани;
- внеочередные платежи ордынским ханам;
- содержание ордынских численников и послов с их свитами;
- регулярные карательные отряды ордынцев на Русь).
7) Какой город Батый назвал “злым городом”? Почему?
8. Слайд картинок(портреты Чингисхана, Батыя, А.Невского, миниатюры взятия Козельска, Ледовое побоище, картина С.Иванова “Баскаки”)
3. Словарная работа, игра “Поле чудес”.
1. Стан – лагерь, где расположилось войско, первая С... 4буквы | 1. Фураж – корм для лошадей, скота, первая Ф...5 букв |
2. Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах, первая Я...5 букв | 2. Баскак – представитель ордынснского хана на Руси, первая Б...6 букв |
3. Владычество – господство, первая В...11 букв | 3. Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды, первая В...5 букв |
5. Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям, первая Р...10 букв | 5. Темник – монгольский военачальник, первая Т...6 букв |
4. Работа на знание дат, проверка графика.
Исторический график по теме: “Русь и Орда”
- В каком году начались народные волнения в Ростове, Суздале, Владимире и др.?(1262)
- В каком году произошла битва при Калке?(1223 )
- Когда был разорён войском Батыя Владимир? (1238)
- В каком году Батый стал правителем своего государства?(1236)
- Когда произошла Невская битва?(июль 1240)
- В каком году монголы овладели Киевом? (5 сентября 1240)
- Когда произошла битва на Чудском озере?(5 апреля 1242)
- В каком году Рязань была стёрта монголами с лица земли?(1237)
- В каком году монгольские чиновники – (численники) – провели на Руси перепись населения?(1257-1259)
5. Подведение итогов опроса:
А) - Таким образом, Русь во второй половине XII - XIII в.в. характеризуется:
- феодальной раздробленностью;
- выделением таких крупных княжеств как Владимиро-Суздальское, Новгородское, Галицко-Волынское;
- нашествие монголо-татар на Русь и борьба с западными завоевателями (немцами, шведами) ;
- в результате монгольского нашествия Русь попадает под ордынское владычество, которое имело как экономические, так политические и культурные последствия.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Проблемный вопрос:
Каковы особенности Литовско-Русского государства?
1. План.
1) Формирование Литовско-Русского государства.
2) Имена, вошедшие в историю.
3) Особенности государства Великое княжество Литовское.
4) Значение присоединения русских земель к Литве.
2. Вступительное слово учителя.
Консолидация Великого княжества Литовского проходила на фоне сопротивления крестоносцам Тевтонского ордена в Пруссии и Ордена меченосцев в Ливонии. Бурные события конца 1230-х - начала 1240-х годов (монгольское нашествие, экспансия крестоносцев) не позволяют с точностью установить детали образования Великого княжества Литовского. Можно определенно говорить, что к 1244-1246 годам Великое княжество Литовское уже существовало как государство во главе с Миндовгом, имевшем титул великого князя литовского.
Работа по учебнику.
- Каковы предпосылки формирования Великого княжества Литовского?
- Страница учебника 121, абзац 2.
3. Формирование Литовско-Русского государства.
A) Рассказ ученика.
Соседями Западной Руси были литовские племена. К началу XIII в. чтобы противостоять захватчикам, они объединились и создали государство во главе с князем МИНДОВГОМ (1230-1264), отважным, жестоким, коварным правителем. Его поддержала русская знать Гродно, Пинска, Берестья и др. земли Западной Руси.
С этого момента это новое государство было русско-литовским.
Русско-литовские земли объединились для того, чтобы совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам, которые угрожали как с запада, так и с востока.
Управлять русскими землями Миндовг поставил своего старшего сына ВОЙШЕЛКА. Но вскоре Войшелк крестился по православному обряду, стал монахом, власть передал русскому князю Роману Даниловичу.
Миндовг, надеясь остановить натиск рыцарских орденов, согласился принять католичество, но союз с Римом не оправдал надежд литовского князя и в 1261 г. он отрекся от христианства.
В 1263 г. Миндовг вместе с двумя младшими сыновьями был убит в ходе усобиц среди литовской знати.
С помощью русских ратей православный литовский князь-монах Войшелк утвердился в литовских и русских землях, но в 1267 г. он был вероломно убит.
Б) Работа в тетради.
- Давайте посмотрим, какие земли были присоединены в вовремя правления Миндовга?
- Открыли учебники на стр.121.
- открыли тетради стр.43, № 2.
4. Расцвет Литовско-Русское государство достигло при Гедимине.
- Своего расцвета Литовско-Русское государство достигло при Гедимине.
А).Просмотр видеофильма “Усиление Литовского княжества”.
- Какие земли вошли еще в состав литовско-русского княжества?
- Какие черты были характерны для литовско-русского княжества?
Б). Задание в тетради № 2, стр 43.
В). Знакомство с документом.
Легенда о Вильно.
По преданиям, зафиксированным в летописях, мифический литовский князь Свинторог облюбовал место при впадении реки Вильни в Вилию для своего погребения. Он наказал сыну после своей смерти сжечь в устье Вильни его тело и впредь здесь совершать ритуальные трупосожжения. Место получило название долины Свинторога.
По легенде, спустя годы великий князь литовский Гедимин отправился на охоту в окружавшие долину Свинторога леса. После удачной охоты Гедимин остался ночевать на Свинтороге. Во сне он увидел огромного железного волка на горе, который выл, как сотня волков. На утро князь попросил жреца Лиздейку растолковать сон. Лиздейка объяснил, что волк означает замок и город, который здесь заложит правитель. Город станет столицей всех литовских земель, а вой волков означает славу, которая распространится по всему миру благодаря достоинствам жителей города.
5. Характер Литовско-Русского государства.
Задание в тетради № 1, стр. 43.
V. Краеведение.
- Умирая, Гедимин разделил свои владения между сыновьями, старший сын Ольгерд получил восточную часть, где преобладали русские земли. Он увеличил свои владения за счет присоединения новых земель. Давайте посмотрим какие земли были присоединены во время правления Ольгерда.
1. Работа по учебнику стр. 125.
2. Работа в тетради № 2, стр. 43.
3. Работа с краеведческим материалом (Рузский край).
- Ольгерд три раза ходил на Москву. В 1368 году он совершил свой очередной поход на Москву, и путь его лежал через Рузу. Открыли книгу “Рузский край”, давай познакомимся, как это было.
- Чтения текста и работа с картой.
6. Значение присоединения русских земель.
А) Учащиеся самостоятельно читают текст на стр. 125 (3 мин.)
- В чем же значение присоединения русских земель к Литве?
Б). Вывод.
- присоединение имело положительное значение;
- русские княжества освобождались от ига Орды;
- совместными усилиями удалось противостоять угрозе как с востока, так и с запада;
- высокая культура русских земель, богатый государственный опыт оказывали положительное влияние на литовскую культуру и государственность;
- литовский народ стремился к сотрудничеству с населением русских земель;
- Русский язык стал государственным языком Великого княжества Литовского;
- большим авторитетом пользовалась православная церковь.
Таким образом, присоединив к себе западные и юго-западные земли Руси, оградив их от ордынского владычества, Литва могла стать центром притяжения и для северо-восточных и северо-западных ее земель.
- Итак, подводя итог, мы можем сказать, что в XIII - XIV веках сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское.
В). Ответ на проблемный вопрос.
- Каковы особенности Литовско-Русского государства?
(Особенностью этого государства было то,
- что на его территории жили и литовцы, и русские;
- что политические и культурные традиции Руси оказали сильное влияние на Великое княжество Литовское).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
1. Фронтальный опрос. (или тест)
- Какие племена были соседями Западной Руси? (литовские племена)
- Какое имя носил князь, ставший во главе Литовского княжества? (Миндовг 1230-1264 гг.)
- Как стало называться новое государство? (русско-литовским )
- Какова была цель объединения русских и литовских земель? (чтобы совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам, которые угрожали как с запада, так и с востока );
- При ком своего расцвета достигло Литовско-Русское государство? (при Гедимине )
- Назовите характерные признаки Литовско-Русского государства? (- русские земли сохранили свои обычаи и традиции; - собирали и уплачивали дань великому литовскому князю.а так же рассматривали ее как плату литовскому князю за защиту от иноземных нападений и сохранении спокойствия);
- Какой город стал столицей? (г. Вильно);
- Смогло ли папское посольство крестить Литву по западному образцу? (- нет, т.к. против были и языческая литовская знать, и русское православное население );
- Кто стал во главе восточной части государства после смерти Гедимина? (его сын - Ольгерд);
- После смерти Ольгерда, кто оказался у власти? (- сын Ольгерда - Ягайло, племянник - Витовт).
2. РЕФЛЕКСИЯ.
В конвертиках у вас лежат карточки с изображением солнышка, как вы чувствовали себя на уроке:
- Красное солнышко – очень понравилось.
- Розовое солнышко – понравилось.
- Желтое солнышко – я спокоен
- Голубое солнышко – не понравилось
Выставление оценок
Сегодня на уроке активно работали :
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- параграф 15, задания в рабочей тетради к параграф 15.