Урок окружающего мира по теме "Ориентирование на местности". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2.

Учебник (УМК): “Школа России”, Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса.

Тема урока: Ориентирование на местности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Плешаков А.А., “Окружающий мир 2 класс”. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2, рабочая тетрадь к учебнику, таблица “Ориентирование на местности”, атлас для школьников “Природоведение”, АСТ-пресс, компьютер, презентация по теме урока, компасы, видеозапись передачи “Новости”.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

- регулятивными УУД: самостоятельно организовывать рабочее место – 2 уровень, ставить учебные цели, осуществлять самоконтроль – 1 уровень; формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов - 2 уровень; осуществлять проверку работ в группе, корректировать выполнение задания в группе – 2 уровень.

- познавательными УУД: осуществлять поиск информации в интернете, учебной, справочной и иллюстративной литературе, в толковом словаре – 1, 2 уровень; ориентироваться в учебнике – 3 уровень, выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

- коммуникативными УУД: участвовать в диалоге, выполнять роли в группе, эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль – 2 уровень.

- личностными УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень).

У большинства учащихся недостаточно сформированы:

- коммуникативные УУД:

задавать вопросы, уточнять непонятное, сотрудничать с одноклассниками, выполняя свою роль;

- регулятивные УУД:

адекватно оценивать свои действия, вносить коррективы;

- личностные УУД:

определять ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид
планируемых
учебных действий
Учебные
действия
Планируемый уровень
достижения результатов
обучения
Предметные самостоятельно организовывать своё рабочее место 2 уровень – выполнение действий с взаимопроверкой
определять цели учебной деятельности на уроке 1 уровень – выполнение под руководством учителя
понимать и определять понятия “стороны горизонта” 1-2 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение
называть основные и промежуточные стороны горизонта 1 уровень — узнавание
находить стороны горизонта на схеме 2 уровень — воспроизведение действий по алгоритму
осуществлять самоконтроль и самопроверку, вносить необходимые изменения 1 уровень – выполнение под руководством учителя
Регуля-
тивные
самостоятельно ставить новые учебные задачи путём задавания вопросов о неизвестном 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму
планировать собственную деятельность, определять средства для её осуществления 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов 2 уровень — самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Познава-
тельные
структурировать информацию в виде схемы 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Осуществлять поиск информации в интернете, в словаре, в учебной и справочной литературе 2 уровень – выполнение действий в паре, в группе
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Коммуни-
кативные
участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения 1 уровень – выполнение под руководством учителя
выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе
высказывать своё мнение, выслушивать мнение одноклассников 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе
Лично-
стные
развивать эстетические чувства в отношении к природе и окружающей среде 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
принимать учебные цели, проявлять желание учиться 1 уровень – выполнение под руководством учителя

Приложение

Тема: Ориентирование на местности.

Цели:

  • познакомить учащихся с прибором для определения сторон горизонта - компасом, учить им пользоваться;
  • учить определять стороны горизонта по местным признакам;
  • совершенствовать умение учащихся давать характеристику событиям и их участникам на основе анализа текстов учебника и документов;
  • обучать различным способам ориентирования на местности;
  • воспитывать чувства товарищества и бережного отношения к своей жизни и здоровью, воспитание любви к природе;
  • способствовать стремлению укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Учебник: Плешаков А.А.Окружающий мир. 2 класс. (М.: “Просвещение”/ 2011 г.)

Рабочая тетрадь: Плешаков А.А.Окружающий мир. 2 класс. (М.: “Просвещение”/ 2011 г.)

Оборудование:

1) таблица “Ориентирование на местности”,

2) атлас для школьников “Природоведение”, АСТ-Пресс,

3) компьютер, презентация по теме урока, видеоролик из программы “Новости”,

4) компасы.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Доброе утро всем. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку.

II. Мотивационно – целевой этап

- Откройте рабочие тетради (страницы 44–45), проверим, как вы выполнили домашнее задание. (Дети открывают тетради и проверяют, как его выполнили. Они читают определения, что такое горизонт и линия горизонта. Повторяют основные стороны горизонта. Проговаривают, как они обозначили основные и промежуточные стороны горизонта.)

- Сделайте вывод: какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке, что узнали, чему учились. (На прошлом уроке мы начали изучение нового раздела учебника “Путешествия”, узнали, что такое горизонт, линия горизонта, учились определять стороны горизонта.)

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове лес? (Дети называют: природа, красота, деревья, чистый воздух и т.п. Учитель подводит их к слову ориентирование.)

- Я вам предлагаю посмотреть небольшой ролик, который прошёл прошлым летом в новостях по центральному телевидению. (Идёт показ ролика о том, как трёхлетний мальчик заблудился в лесу. Родители и полиция долго искали его. Через три дня ребёнка нашли живым). (Приложение 1)

После показа, учитель задаёт вопрос:

- Что бы вы сделали на месте этого мальчика, ведь вы в два раза старше его, даже знаете стороны горизонта? (Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно, другое, часть — противоречат друг другу. Возникает ситуация сомнения: достаточно ли нам знаний, которыми мы уже владеем?)

- Сформулируйте тему урока. (На доске появляется тема “Ориентирование на местности”).

- Что мы должны узнать? (На доске появляется план урока: 1) что такое компас, 2) как пользоваться компасом, 3) ориентирование по местным признакам, 4) как вести себя в лесу? 5) что такое ориентирование на местности?)

III. Ориентировочный этап

– Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (В учебнике, в интернете, у учителя, спросить у родителей, в справочной литературе.) (По просьбе учителя ученики формулируют цель деятельности – “найти ответы на интересующие нас вопросы”.)

- Ребята, как вы думаете, как нам организовать работу на уроке так, чтобы собрать необходимую информацию, изучить её, ответить на вопросы? (Дети предлагают разделиться на группы.)

- Итак, разделимся на группы (учитель называет группы и раздаёт карточки с указанием вопроса и источника информации).

- Все получили задание. Начинаем работать. (Ребята пересаживаются в группы.)

IV. Поисково-исследовательский этап

Идёт работа по группам. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с компасами.

1 группа ищет необходимую информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.74-75)

2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике и Атласе. (1.Учебник с.75, 2. Атлас с.6.)

3 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”. (1.Учебник с.76, 2. таблица, 3. Атлас с.7);

4 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу” ( Учебник с. 76)

5 группа находит ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился”. (Учебник с.77)

6) Ученики Анна и Илья находят ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился” в интернете. (Работают за компьютером)

7) Егор и Елизавета находят в словаре определение слову ориентирование.

Физкультминутка

V. Практический этап

- Время сбора информации вышло, и я вам предлагаю поделиться информацией по теме урока. (Выходят представители каждой группы и отвечают на свой вопрос. Ученики, которые учились работать с компасом, расходятся с ними по всем группам и обучают одноклассников.) (Практическая работа: работа с компасами, определение сторон горизонта. Обращается внимание детей на то, что стрелки современных компасов другого цвета. Если красная и белая, красная и чёрная, то на север будет показывать намагниченная стрелка: красная!)

После выступления учащихся, учитель обобщает информацию детей по теме урока, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов. Информация даётся по частям. Во время остановок ученики отмечают вопросы, на которые нашли ответы, кратко пересказывают услышанное.

После объяснения материала учитель спрашивает детей:

- Была ли в рассказах такая информация, по которой вы вопросов не задавали? Составьте вопросы к этой информации. (Как спастись в лесу, если нет с собой компаса? Если не можешь определить стороны горизонта? И т.п.)

VI. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы, а также сообщает, что и на следующих уроках мы будем изучать формы земной поверхности, учиться ориентироваться в пространстве, знакомиться с основами безопасности.

А сейчас я вам предлагаю составить синквейн с главным словом ориентирование.

Примеры детских работ:

- Синквейн:

Ориентирование

Правильное, неправильное

Направляет, спасает, определяет

Помогает спастись, если заблудился.

Спасение

Домашнее задание.

- Вы очень многое узнали на уроке. Дома вы повторите изученный материал. Страницы 74–77 учебника, страница 45 в рабочей тетради.