Урок математики по образовательной системе "Школа-2100" на тему "Числовой луч. Координаты точки на числовом луче". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: познакомить учеников с понятиями “числовой луч”, “координаты точки”.

Задачи:

  • научить отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам;
  • повторить нахождение дроби от числа;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;
  • способствовать развитию творческих способностей детей;
  • воспитывать коммуникативность, взаимопомощь, наблюдательность, самостоятельность, интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный (урок закрепления знаний и ознакомления учащихся с новым материалом с элементами интегрирования).

Оборудование:

  • учебник Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких “Математика 4 класс”;
  • карточки для индивидуальной работы и для домашней работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Поздоровайтесь с гостями. Подарите гостям и друг другу улыбки.

2. Актуализация знаний.

- Прочитайте девиз нашего урока:

“У нас всё получится!!!”

- Скажите, пожалуйста, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие. (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддержать друг друга).

- Откройте тетради и напишите: число, Классная работа.

3. Устный счёт + индивидуальная карточка 2 человека (слабые дети)

- Решите примеры удобным для вас способом (с.61, №8 – на доске).

(265 + 135) : 5 (230 + 470) х 3 1800 : (6 х 3 ) 20 х 8 х 7 х 5
(420 - 48) : 8 (367 + 83) : 9 6400 : (100 х 8) 9 х 50 х 4 х 2

- Молодцы! Все мы жители планеты Земля, которая входит в состав Солнечной системы. Давайте вспомним материал 2 класса и назовём все планеты знакомые нам.

(Дети перечисляют название планет, учитель вывешивает карточки на доску: Меркурий - 4878 км, Венера - 12 103 км, Земля - 12 740 км, Марс - 6788 км, Юпитер -143 000 км, Сатурн – 120 500 км, Уран - 510 000 км, Нептун - 49 500 км, Плутон - 2 300 км с диаметрами).

Проверка.

- Что можете сказать о Солнце?

- Солнце – это самая близкая нам звезда. Благодаря ему, на Земле есть жизнь. Оно даёт нам свет и тепло. Диаметр Солнца составляет 1 392 000 км.

(Учитель вешает табличку).

- Давайте с помощью таблицы разрядов определим, сколько единиц каждого разряда в этом числе:

- единиц - 1 392 000; 

- десятков – 139 200;

- сотен - 13 920; 

единиц тысяч - 1 392; 

десятков тысяч - 139;  

сотен тысяч – 13; 

единиц миллиона - 1

- Разложите данное число на разрядные слагаемые:

1 000 000 +300 000+ 90 000 +2 000

- Сколько надо записать нулей после цифры 1, чтобы она обозначала сотню? (2) Тысячу? (3) Миллион ? (6) Миллиард? (9)

- Ребята, а вы знаете, что температура на Меркурии достигает + 4800 С, а на Земле в самых жарких местах + 600 С.

- Какие вопросы можно составить и задать?

На сколько градусов температура на Земле ниже (выше)?

1) 480 – 60 = 4200 С

Во сколько раз температура на Меркурии выше (ниже)?

2) 480 : 60 = 8 ( раз)

Какова температура на Меркурии и на Земле вместе?

3) 480 + 60 = 5400 С

- Молодцы!

Математический диктант (на полях записали):

1) Запишите число, которое на 1 единицу больше, чем 7 999 (8000)

2) Запишите число, которое на 1 единицу больше, чем 11 004 (11005)

3) Запишите число, которое на 10 единиц больше, чем 10 000 (10 010)

4) Запишите число, которое на 1 единицу меньше, чем 80 000 (79 999)

5) Запишите число, которое на 1 единицу меньше, чем 19 999 (19 998)

6) Запишите число, которое содержит 20 единиц класса тысяч (20 000)

7) Запишите число, которое состоит из 461 десятка (4 610)

8) Запишите число 100, а рядом число, которое в 10 раз больше его (1000)

9) Сколько всего сотен в числе 340 545 (3405)

10) Напишите наибольшее пятизначное число (99 999)

11) Представьте 8 025 в виде суммы разрядных слагаемых (8000 + 20+5).

Взаимопроверка в парах.

- Поменяйтесь тетрадями друг с другом. Возьмите простой карандаш и проверьте работу своего товарища по слайду.

- Кто порадовался за своего товарища, поднимите руку. Почему?

4. Введения нового материала.

1. Объяснение нового материала. Луч.

- Посмотрите на доску, что изображено? (Геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, числовой луч).

- Давайте вспомним, что мы уже знаем. Ученик выходит к доске, берёт карточку, и вешает её в столбик: ЗНАЮ, при этом объясняет, что это.

- Что такое прямая? (Прямая – это линия, не имеющая ни начала, ни конца).

- Что такое отрезок? (Отрезок – это линия, ограниченная с двух сторон).

- Что такое луч? (Луч ограничен с одной стороны и может быть продолжен по прямой только в одну сторону, как угодно далеко. Начало луча обозначают буквой).

На доске появляется таблица:

ЗНАЮ

прямая

луч

ХОЧУ УЗНАТЬ

числовой луч

УЗНАЛ

числовой луч с координатами отрезок

- На что она похожа эта фигура? (На луч с числами)

- Кто-нибудь знает, как называется такая фигура?

Числовой луч.

- Почему он так называется? (Числовым можно назвать луч, построенный из единичных отрезков)

- А мы знакомились на уроке с числовым лучом? (Нет)

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Числовой луч)

- Тема нашего урока (на доске):

“Числовой луч. Координаты точки на числовом луче”

- Чем мы будем заниматься на уроке?

- Цель нашего урока: познакомиться с понятием “числовой луч”; научиться отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам.

Не знают, как называется фигура:

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (Познакомиться с новой фигурой)

Правильно: познакомиться с понятием “числовой луч”; научиться отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам.

- Как будет называться тема нашего урока?

- Тема нашего урока (на доске):

“Числовой луч. Координаты точки на числовом луче”

2. Числовой луч.

- Посмотрите. Я на доске начертила фигуру, как она называется? (Луч)

- Теперь на этом луче я сделала 2 одинаковых шага вперёд и их пронумеровала, кто продолжит мой ряд? (У доски 1 ученик продолжает делить числовой луч на одинаковые отрезки и их нумеровать).

- У нас получилась новая геометрическая фигура. Как мы её назовём?

(Луч с числами, числовой луч)

- Правильно! Если от начала луча откладывать один за другим равные отрезки, у начала луча поставить число “0” и пронумеровать один за другим концы отрезков, то получится числовой луч.

Числовой луч открыл древнегреческий математик и астроном Евдокс Книдский. Это древнегреческий математик и астроном, он жил в 410-355 гг. до н.э. Он известен как автор самых различных открытий. Он составил первый каталог звёзд, описание звёздного неба, занимался врачеванием, философией и музыкой. В честь его названы кратеры на Луне и на Марсе. И одно из его открытий – это числовой луч. Числовой луч позволяет сравнивать натуральные числа.

- Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?

(Линейка, метр, числовой ряд)

Напомните:

- Какое число соответствует началу числовому лучу? (Число “0”)

- Чем изображают любое число на числовом луче? (Точкой)

- Сколько чисел можно изобразить на числовом луче? (Любое число, так как луч бесконечен).

- А большие числа можно изобразить на нём? (Любое число, каким бы оно большим не было)

- С помощью числового луча числа легко сравнивать: чем правее точка от начала луча, тем большему числу она соответствует, чем левее тем – меньшему.

5. Закрепление.

- Давайте откроем учебник и постараемся выполнить задание № 3, с.60.

- Каким точкам на числовом луче соответствуют числа 0,3, 8, 10?

(0- О, 3-С, 8-М, 10-Y) 0-начала луча (точка О)

- А теперь, попробуйте сами начертить числовой луч с началом в точке О, отметьте на нём 12 единичных отрезков длиной 5 мм (1 клеточка). Обозначьте по порядку точки, которые изображают числа 6, 9, 12 буквами Р, Н, L (№4, с.60).

- Можно ли сказать, что каждой точке, являющейся концом единичного отрезка, соответствует число? (Каждой точке, отмеченной на числовом луче, соответствует число. Это число называется координатой точки и записывается так: Р(6)).

- Можно ли найти точку на луче, зная число, которому она соответствует?

(Зная координату точки, её можно найти и отметить на числовом луче. При этом от начала числового луча откладывают столько единичных отрезков, сколько показывает координата).

- Сравните свои ответы с тем, что дали сами авторы (Дети читают текст учебника с.60).

6. Самостоятельная практическая работа.

- Давайте в тетради начертим луч с началом в точке О, отмерим на нём несколько равных отрезков длиной 1 см. Запиши, каким числам на числовом луче будут соответствовать планеты Солнечной системы в порядке удаления их от Солнца. (Вверху первую букву названия планеты, внизу – число)

Взаимопроверка в парах с опорой на экран.

Физкультминутка

Мы ногами топ, топ;
Мы руками хлоп, хлоп;
Мы глазами миг, миг;
Мы плечами чик, чик.
Раз сюда, два сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали.
Сели, встали, сели, встали,
На ракете полетали.
Мы на Землю прилетели
И на место тихо сели.

7. Решение уравнений

- Каждый ряд решает своё уравнение и обозначит корень уравнения на числовом луче.

 (12 300 – 300) : к = 4000
                 ( 3)
а х 200= 2400: 6
         (2)
Х х 20= 160 х 2
          (4)

Проверка: 1 ученик обозначает на числовом луче на доске. (По линейке, единичные отрезки должны быть одинаковые)

- Чем луч отличается от прямой и от отрезка? (У луча есть начало и он бесконечен)

- Какой луч можно назвать числовым? (Числовым можно назвать луч, построенный из единичных отрезков)

- Как сравниваются числа с помощью числового луча?

(Чем правее точка от начала луча, тем большему числу она соответствует, чем левее тем – меньшему).

8. Работа над пройденным материалом.

- Прочитаем задачу № 6 (а), с.61.

После разбора 2 человека решают за доской! Проверка.

3 человека решают самостоятельно задачу №6 (б), с.61!

Проверка с доской: выбрать правильный ответ.

- О чем говорится в задаче? (Под протекающую крышу подставили горшки, кастрюли и банки)

- Что нам в задаче ещё известно?

- Что нам нужно найти?

- Кто из вас хочет записать краткую запись к задаче.

горшки – ?

кастрюли- ?  6  9

банки - ? 5

- Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи: сколько было горшков, кастрюль, банок? (Нет)

- Что надо узнать первым действием?

Сколько было банок:

9 – 6 = 3 (б.)

- Что надо узнать вторым действием?

Сколько было кастрюль:

5 - 3 = 2 (к.)

- Что надо узнать третьим действием?

Сколько было горшков:

6 – 2 = 4 (г.)

Ответ: горшков – 4, кастрюль - 2, банок – 3.

- Как по-другому, можно было решить задачу?

9 – 5 = 4 (г.)

6 – 4 = 2 (к.)

5 – 2 = 3 (б.)

Задача № 6 (б), с.61

6 – 2 = 4(л/мин) – скорость наполнения

15 х 4 = 60(л) – оказалось в бочке воды

Ответы: 40 литров, 60 литров, 90 литров.

№10, с.61

- Давайте покажем, как красива наша Земля весной, когда зацветают первые весенние цветы. Какие цветы у нас растут ранней весной?

- А на клумбе у вас, какие цветы растут? (Тюльпаны, нарциссы)

С помощью круговой диаграммы давайте найдём, сколько на клумбе было:

4 ученика работают у доски:

640 : 8 х 3 = 240 (красных тюльпанов)

640 : 8 х 2 =160 (жёлтых тюльпанов)

640 : 16 х 5=200 (сиреневых тюльпанов)

640 : 16 х 1= 40 (нарциссов)

Проверка.

- Молодцы! Мы справились и с этим заданием.

9. Итог урока.

- Скажите, пожалуйста, ребята, какое открытие для себя сегодня сделали.

(Узнали, что такое числовой луч, координата точки и как её находить)

- В столбик со словом УЗНАЛ, вешается табличка числовой луч с координатами.

- Кому задания показались трудными?

Самооценка детей.

- Какой луч можно назвать числовым? (Числовым можно назвать луч, построенный из единичных отрезков)

- Что такое координатная точка? (Точка, отмеченная на числовом луче)

- Ребята, наша планета Земля, по словам учёных, существует более 4 миллиардов лет. Так давайте же любить нашу планету, беречь её.

- С помощью солнышка передайте своё настроение на полях в тетради, с которым вы заканчиваете урок.

10. Домашнее задание.

- Открываем дневники, записываем д/з: с. 61 № 5, № 7.

- По желанию можно выполнить олимпиадное задание.

Если в классе сможете объяснить детям, то получите оценку.

11. Комментирование оценок.