Информационные технологии на уроках физики. Тема: "Электрическое поле". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с устройством электроскопа, сформировать представление учащихся об электрическом поле;
Воспитательные: расширение кругозора, воспитание аккуратности, бережного обращения с приборами; воспитание чувства прекрасного;
Развивающие: развитие мышления, памяти, внимания, умения сравнивать, делать выводы; формирование экспериментальных умений.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, электроскопы (один на парту), эбонитовые и стеклянные палочки, воздушные шарики, кусочки ткани.

Структура урока:
1. Организационный момент. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление полученных знаний.
4. Домашнее задание.
5. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

«К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)»                    (слайд №1)

На прошлом уроке мы начали изучать один из самых интереснейших разделов курса физики – электричество. Мы познакомились с понятиями «электризация», «электрический заряд». Сегодня мы продолжим изучение основных понятий этой темы.

Но прежде мы выполним несколько заданий на повторение
1. «Сколь кошку ни гладь, все искры летят» Почему, когда мы поглаживаем кошку, мы можем наблюдать искру? (индивидуально)
2. Задание по рисункам (индивидуально)
3. Работа с классом:
От какого слова произошло «Электричество»? (янтарь)         (слайд №2)
Какие виды зарядов вы знаете? (положительные и отрицательные)       (слайд №3)
Проверка индивидуальных заданий (слайд №4), устный опрос.

2. Изучение нового материала.

Где в природе встречается электризация? Какие явления природы можно отнести к электрическим? (молния)
Запись стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». (слайды №5,6,7) Как раньше объясняли происхождение молнии?

(«…Ветренная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.»)

«Молния – это величественное грозное явление природы, вызывающее у нас чувство страха» (слайд №8). Такими были слова М.В.Ломоносова.
В земной атмосфере воздух находится в постоянном движении. Благодаря трению одних слоев воздуха о другие, капельки воды в облаках электризуются. Таким образом, в них с течением времени скапливаются большие заряды, и мы оказываемся в их электрическом поле. Заряды и являются причиной молний. (слайд №9)
Мы находимся также в океане электрических разрядов, создаваемых различными ситуациями.
Тема сегодняшнего урока – Электрическое поле. (слайд №10) (Запись темы урока в тетрадях)
Для изучения свойств заряженных тел издавна пользовались электроскопом. (слайд №11) (демонстрация электроскопа)
Посмотрите на прибор. Опишите его. Как вы думаете, как с его помощью определить, заряжено тело или нет? (заслушивание предположений учеников)
Давайте попробуем поработать с этим прибором. На столах у вас есть электроскоп, эбонитовая палочка, кусочек шерстяной ткани. Как с помощью этих материалов определить заряжен воздушный шарик или нет? Если заряжен, то какой по знаку у него заряд? (слайд №12). (предположения учащихся)

Опыт №1.
1. Возьмем эбонитовую палочку и натрем ее о шерстяную ткань. Какой заряд получит при этом палочка? (отрицательный)
2. Подносим палочку к электроскопу, заряжая его. Какой заряд получил электроскоп? (отрицательный)
3. Потрем воздушный шарик тканью. Как, с помощью электроскопа определить знак заряда шарика? (если листочки электроскопа сблизятся – то «+», если оттолкнутся еще сильнее – то «-»)
4. Вывод: шарик заряжен отрицательно.

Как вы думаете, от чего зависит сила электрического поля палочки или воздушного шарика? (слайд №13)
Гипотезы:
- от заряда
- от расстояния до заряженного тела.
Проверим наши предположения.

Опыт №2 (слайд №14)
- Проведите по шарику 1 раз тканью, поднесите его к электроскопу. (наблюдайте за лепесточками)
- Разрядите электроскоп.
- Потрите шарик посильнее, поднесите его к электроскопу. (наблюдайте за лепестками)
- Сделайте вывод.

Выводы:
1. Чем больше заряд, тем сильнее электрическое поле.
2. Чем больше заряд, тем слабее электрическое поле.
3. Электрическое поле не зависит от величины заряда.

Опыт №2 (слайд №15)
- Натрите шарик тканью.
- Подносите медленно шарик к электроскопу. Наблюдайте за поведением лепесточков.
- Сделайте вывод.

Выводы:
1. Вблизи заряженного тела электрическое поле слабее.
2. Электрическое поле не зависит от расстояния до заряженного тела.
3. Вблизи заряженных тел электрическое поле сильнее.

(проговариваем выводы)

(слайд №16) Запись выводов в тетради.

У электроскопа стержень металлический.
Почему не деревянный, не стеклянный?
Ну, а если б оловянный?
Мне ответьте: «Почему?»
Ничего я не пойму!

(ответы учеников)
(слайд №17) (запись в тетради)

Вещества делят:
1. проводники
2. непроводники (изоляторы, диэлектрики)

3. Закрепление полученных знаний.

Задание (письменное)
Распределите вещества по двум группам: проводники или непроводники (слайд №18)
Проверка задания.
(слайд №19)

4. Домашнее задание

§27, 28 (читать, отвечать на вопросы), тестовое задание.

5. Рефлексия.

Выберите красный или синий кружок (красный – «+», синий – «-»)

Презентация