Тема урока: Постановка учебной задачи: «Где искать секрет?» (знакомство с орфографическим словарём)
Цель урока: Познакомить учащихся с орфографическим словарём, показать его назначение и область применения.
Задачи:
- Способствовать формированию навыков работы с орфографическим словарём и обогащению словарного запаса учащихся.
- Работать над формированием УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
- Продолжить работу над формированием информационной культуры учащихся.
- Продолжить работу над формированием действия самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.
Оборудование:
- учебник «Русский язык», 1 класс
- подборка словарей (Приложение 2)
- раздаточный материал: Грушников П.А. «Орфографический словарик»
- таблица «Алфавит»
- индивидуальные карточки с перечнем букв русского алфавита
- плакат «Дерево словарей»
- подборка фотографий: солнце
- компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний учащихся
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …. (Приложение 1)
– На какую букву похоже солнце? (на букву о)
– Превратите букву О в солнышко (карточки с буквой О). Работу выполняем парами.
– Составьте предложение о солнце из двух слов. Первое слово обозначает действие, второе – предмет.
Светит солнце.
– Нужно распространить предложение, последовательно дополняя слова.
– Солнце, какое?
В небе светит яркое (весеннее) солнце.
– Молодцы, ребята! Вы подобрали слова правильно, и у вас получилось красивое предложение.
– Думаю, что у каждого из вас большой словарный запас. А вы не задумывались над вопросом: Сколько слов в русском языке?
– Учёные предполагают, что в русском языке более 500 000 слов. Конечно же, нет ни одного человека, который знал бы их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный, который всё знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».
– Запишите получившееся предложение.
– Смогли ли вы записать составленное предложение без пропусков? Почему?
III. Постановка проблемы «Где искать секрет?»
– Послушайте, какая история приключилась однажды с роботом Сам Самычем.
Сам Самыч записал предложение: У п-сьма св-и с-крет-.
Перечитал написанное и вздохнул:
– В самом деле, у письма так много секретов. А я их не знаю. Вот и приходится писать с дырками. Лучше буду писать буквы по слуху. Тогда, может быть, никто не догадается, что я не знаю секрета слабых позиций.
– Неужели ты не понимаешь? – удивился Алёша. – Если будешь писать наугад, никогда не научишься писать правильно. Нельзя скрывать дырки в своих знаниях.
– Это верно, – согласился робот. – Но так хочется писать без дырок. Хотя бы некоторые слова. Ну, как, например, правильно: сикрет или секрет?
Я этого не знаю.
– Ребята, помогите Сам Самычу. Напишите слово секрет (обсуждаются варианты).
– Почему нельзя писать буквы на месте орфограмм слабых позиций по слуху (возможен выбор буквы)?
– Так как же быть? (обсуждаются варианты)
– А вы как думаете, ребята, можно ли в любой книге найти нужное слово?
– Ты прав, Сам Самыч, – вмешался в разговор Петин папа. – Но для проверки орфограмм есть специальная книга.
– Как вы думаете о какой книге рассказал Петин папа Сам Самычу?
– Эта книга называется «Орфографический словарь».
– Как вы думаете, почему книга так называется? (высказывания детей)
– Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике «Русский язык» в упражнении 16 на странице 70 (учащиеся читают текст упражнения).
Учитель раздаёт орфографические словари.
– А теперь послушайте, что произошло с роботом сам Самычем дальше.
Робот раскрыл словарь и стал читать:
– Абажур, абрикос, авария… Но это совсем другие слова. А где же мне найти секрет?
– Найдите слово секрет в словаре.
– Почему вы не смогли быстро найти слово?
– Для этого нужно знать другой секрет, Секрет словаря. Тогда ты сможешь быстро найти в нём нужное слово и проверить орфограмму.
Музыкальная разминка «Мурляндия»
IV. Проектирование и фиксация нового (практическая работа)
– Чтобы узнать секреты словаря нам необходимо провести исследование. А для этого нужно выполнить несколько заданий.
Задание 1
– Прочитай первые 10 слов в словаре.
– С какой буквы они начинаются?
– А с какой буквы начинаются последние 10 слов в словаре?
– И в начале словаря и в конце слова начинаются с одной и той же буквы.
– Почему слова, начинающиеся с буквы А, помещены в начале словаря, а слова, начинающиеся с буквы Я, – в конце?
Вывод: Слова в словаре расположены в алфавитном порядке – это и есть главный секрет словаря.
– Французский писатель Анатолий Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
– Все ли ребята помнят последовательность букв в алфавите?
– Не беда, если кто-то забыл последовательность букв в алфавите, ему поможет таблица – помощница.
– Ребята, давайте повторим буквы алфавита (цепочка).
– Какое слово в словаре находится раньше: виноград или секреты? Звезда или секреты? Лекарство или секреты? Ракета или секреты? Телевизор или секреты?
Задание 2 (работа в парах)
– Вот и выяснили: слово секреты находится после слов, начинающихся с буквы Р, но перед словами, начинающимися с буквы Т.
– Однако слов, начинающихся с буквы С, в словаре много – неужели придётся читать все слова?
– Какая же вторая буква в слове с-крет-? И или Е? Это нам нужно узнать. Значит, придётся проверить, есть ли слово с-крет – среди слов на СИ- и среди слов на СЕ-.
– Найдите в орфографическом словаре написание слова с-кре-.
– Прочитайте слово из словаря (секрет).
– Но ведь нам нужно было найти слово секреты?
– Какое из изменений названий предметов записано в словаре – то, которое называет один предмет (единственное число), или то, которое называет много предметов (множественное число)?
– Вот и открыт ещё один секрет словаря.
Вывод: Слова, называющие предметы, даны в единственном числе.
– Все ли смогли быстро найти в словаре нужное слово? Почему?
– Как вы думаете можно ли ускорить процесс нахождения слов в словаре?
– Как это сделать? (сделать закладки на каждую букву)
– Закладки сделаем на уроках технологии, а сейчас предлагаю вам воспользоваться правилом: «Нашёл слово сам – помоги отыскать товарищу по парте» (ученик, первым нашедший слово, сообщает номер страницы, столбика и т.д.).
Физминутка для глаз "Бабочки".
Задание 3 (работа в группе)
– Сам Самычу нужно записать в алфавитном порядке слова: мама, мир, Москва, малина.
– Сам Самыч считает, что это ловушка, так как все слова начинаются с одной и той же буквы. Согласны ли вы с таким утверждением? Обсудите свои предположения в группах.
– Объясните, как записать в алфавитном порядке слова, начинающиеся с одной и той буквы.
Вывод: Слова, начинающиеся с одной буквы, в словаре расположены с учётом алфавитной последовательности второй, третьей и т.д. букв.
– Молодцы, ребята! Вы открыли секреты орфографического словаря. Теперь вам необходимо научиться пользоваться этими секретами.
Упражнение для снятия физического напряжения и усталости «Путешествие на облаке» (Приложение 3)
Упражнение
– Объясни, как найти в словаре слова.
– Какие изменения слов вы будете искать в словаре, чтобы проверить в них орфограммы?
с(а,о)бака, м(е,и)две(д,т)ь, с(а,о)рока
– Запиши эти слова в алфавитном порядке.
V. Выставка орфографических словарей
– Что такое словарь?
– Словарём называется источник (книга), содержащая перечень слов, расположенных в определённом порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или переводом на другой язык.
– С какими секретами орфографического словаря вы познакомились на уроке?
– Для чего нужны словари?
– Словари и справочники – постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка, а так же это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.
– О значении словарей в жизни человека писал С.Я. Маршак в стихотворении «Словарь».
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С. Маршак.
– С чем автор сравнивает словарь?
– Представьте такую ситуацию Вам нужно правильно написать слово, а орфографического словаря нет. Как быть? (спросить у взрослых, воспользоваться Интернетом)
– А вы знаете, как найти орфографический словарь по Интернету? (показать)
– Как вы думаете, существуют ли ещё какие-то словари кроме орфографического?
– Есть ли у вас дома словари? Какие?
– Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (они представляют информацию по разным областям знаний, объясняют не значение слов, а понятия, термины), толковые и переводные, терминологические и словари трудностей, словари иностранных слов и этимологические, словари синонимов и орфографические (демонстрация словарей).
На доску вывешивается плакат «Дерево словарей» (Приложение 4).
– Предложите способы заполнения карточек, на дереве, исходя из темы урока (написать на каждой карточке название словаря).
– Мы услышали различные предположения. Все они интересны. А какое из них выбрать? Доспорим на следующем уроке.
VI. Рефлексия деятельности
– А сейчас вы проверите свои знания. Задайте одноклассникам вопросы по теме урока.
– Понравился ли вам урок?
– Оцените свою работу и работу своих одноклассников.