Цели:
- Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, продолжать учить составлять предложения по картинкам.
- Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.
- Продолжать учить детей различать цвета.
- Формировать представление о величине (большой, поменьше, маленький).
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
- Продолжать развивать память, мышление, через игры и упражнения.
- Закрепить техническое умение и навыки рисования поролоновыми палочками-отпечатками.
- Развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус.
- Воспитывать интерес к окружающему миру. Желание помогать другим.
Методическая работа:
- Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.
- Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.
- Практические: дидактические игры и упражнения.
Материал:
- мольберт
- картинки с признаками осени
- мяч
- осенние листья
- нарисованные педагогом деревья без листьев
- краска гуашь (красная, желтая, зеленая)
- поролоновые палочки
- салфетки
Словарная работа: желтеют, листопад, летят, листья.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, сбор осенних листьев, любование листопадом, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев, дидактическая игра по развитию цвета «Подбери такой же», рисование поролоновой палочкой-отпечатком.
Вводная часть
(Звучит спокойная музыка)
Основная часть
Воспитатель загадывает загадку:
– Без краски и без кисти
Перекрасила все листья. Кто это?
(Ответы детей, осень).
Воспитатель:
– Какие приметы осени вы знаете?
(Ответы детей).
Воспитатель:
– Правильно, стало холодно, идет дождь, птицы улетают на юг, отцветают последние цветочки. И все же о приходе осени мы узнаем, увидев, как меняется цвет листьев на деревьев и начинается листопад.
Воспитатель:
– Ребята! Я предлагаю поиграть в мяч.
Игра: «Волшебный мяч».
«Мой осенний и волшебный мяч будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
– листья осенью (какие?) – листья осенью желтые, красные.
– дождь осенью (что делает) – дождь осенью моросит, идет.
– урожай осенью (что делают?) – урожай осенью убирают, собирают.
– птицы осенью (куда улетают?) – птицы осенью улетают на юг.
– с деревьев осенью листочки (что делают?) – листочки осенью падают.
Воспитатель:
– А сейчас присаживайтесь на коврик, а я расскажу сказку про осенние листочки, слушайте внимательно.
(Рассказывая сказку, показывает детям ее героев – специально отобранные листья (листик папа – большой желтый, листик мама – поменьше, красный, листик сынок – маленький, зеленый).)
Жили-были семья листочков. Папа-листик был большой, желтый, мама-листик была поменьше, красного цвета. Листочек-сыночек был маленький, совсем еще зеленый. Висели они на высоком дереве. Всем нравилась эта семья. Жили они, жили, качались на ветке. Однажды налетел сильный ветер. Папа-листик сказал: «Полетим!» и все полетели. Папа-листик долго кружился на ветру и упал прямо около дерево. Мама-листик покружилась и упала на дорожку. Листочек-сыночек полетел вслед за папой и мамой. Он летел быстро и приземлился недалеко от мамы. Он подумал: «Как хорошо летать!» Снова подул ветер и все листья закружились в хороводе. Люди смотрели на хоровод листьев и говорили: «Какой красивый листопад!»
Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка и задает вопросы.
– Кто жил на дереве? (Ответы детей)
– Что сделали листочки, когда подул сильный ветер? (Ответы детей).
– Куда упали листочки? (Ответы детей).
– Что говорили люди? (Ответы люди).
Воспитатель:
– Ребята, что такое листопад?
(Ответы детей)
Воспитатель:
– Правильно, листья кружатся и падают.
(Раздает детям листочки).
Физическая минутка:
Дети вмести с взрослым произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения.
Листик красный,
Листик желтый
С дерево упали.
Ветерок их подхватил
И немножко покружил,
А потом на землю нежно положил.
Воспитатель:
– Какой красивый листопад!
Дидактическая игра «Собери листочки».
– Посмотрите, на столах коробочки разного цвета.
– Каких цветов?
(Ответы детей).
– Давайте соберем все листочки по цвету. Какую коробочку будем складывать желтые листочки?
(Ответы детей)
Воспитатель предлагает пройти за столы:
– А теперь пройдите за столы, рассаживайтесь.
Воспитатель:
– Листики летели, кружили в хороводе и радовали нас. А теперь хотят вернуться на высокое дерево. (Показывает на лист бумаги с изображением деревьев без листочков.)
– Поможем листочкам? Что нужно сделать? (Ответ детей).
– Правильно, нарисовать листочки. Посмотрите, ребята, как я буду возвращать листочки на свое дерево. Беру палочку, опускаю кончик палочки в краску. И рисую листочки. Вот какое дерево у меня получилось. А теперь вы помогите своим листочкам вернуться на деревья. А прежде, чем начнет рисовать, поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
– Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, тир, четыре, пять –
Будем листья собирать (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочередно пальчики)
Мы соберем.
В вазу осенний букет отнесем (Сжимать и разжимать пальчики).
Воспитатель:
– Молодцы ребята.
Воспитатель:
Дети набирают на палочку краску (красного или желтого цвета).
Воспитатель помогает, наблюдает и по окончании хвалит детей.
– Ребята, какие вы молодцы! Помогли листочкам вернуться на высокие деревья. Теперь на деревьях весят красивые листочки. А у нас получился осенний радостный лес.
Заключение
После выполнения задания воспитатель анализирует занятие.
– Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
(Ответы детей).
Посмотрите детвора,
Словно в золоте листва!
Стало вдруг светлее вдвое,
Мы, как в солнечных лучах!
Эта платье золотое
У деревьев на плечах!