Занятие "Радостная осень"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, продолжать учить составлять предложения по картинкам.
  • Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.
  • Продолжать учить детей различать цвета.
  • Формировать представление о величине (большой, поменьше, маленький).
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
  • Продолжать развивать память, мышление, через игры и упражнения.
  • Закрепить техническое умение и навыки рисования поролоновыми палочками-отпечатками.
  • Развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру. Желание помогать другим.

Методическая работа:

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.
  • Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.
  • Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  • мольберт
  • картинки с признаками осени
  • мяч
  • осенние листья
  • нарисованные педагогом деревья без листьев
  • краска гуашь (красная, желтая, зеленая)
  • поролоновые палочки
  • салфетки

Словарная работа: желтеют, листопад, летят, листья.

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, сбор осенних листьев, любование листопадом, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев, дидактическая игра по развитию цвета «Подбери такой же», рисование поролоновой палочкой-отпечатком.

Вводная часть

(Звучит спокойная музыка)

Основная часть

Воспитатель загадывает загадку:

– Без краски и без кисти

Перекрасила все листья. Кто это?

(Ответы детей, осень).

Воспитатель:

– Какие приметы осени вы знаете?

(Ответы детей).

Воспитатель:

– Правильно, стало холодно, идет дождь, птицы улетают на юг, отцветают последние цветочки. И все же о приходе осени мы узнаем, увидев, как меняется цвет листьев на деревьев и начинается листопад.

Воспитатель:

– Ребята! Я предлагаю поиграть в мяч.

Игра: «Волшебный мяч».

«Мой осенний и волшебный мяч будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.

– листья осенью (какие?) – листья осенью желтые, красные.

– дождь осенью (что делает) – дождь осенью моросит, идет.

– урожай осенью (что делают?) – урожай осенью убирают, собирают.

– птицы осенью (куда улетают?) – птицы осенью улетают на юг.

– с деревьев осенью листочки (что делают?) – листочки осенью падают.

Воспитатель:

– А сейчас присаживайтесь на коврик, а я расскажу сказку про осенние листочки, слушайте внимательно.

(Рассказывая сказку, показывает детям ее героев – специально отобранные листья (листик папа – большой желтый, листик мама – поменьше, красный, листик сынок – маленький, зеленый).)

Жили-были семья листочков. Папа-листик был большой, желтый, мама-листик была поменьше, красного цвета. Листочек-сыночек был маленький, совсем еще зеленый. Висели они на высоком дереве. Всем нравилась эта семья. Жили они, жили, качались на ветке. Однажды налетел сильный ветер. Папа-листик сказал: «Полетим!» и все полетели. Папа-листик долго кружился на ветру и упал прямо около дерево. Мама-листик покружилась и упала на дорожку. Листочек-сыночек полетел вслед за папой и мамой. Он летел быстро и приземлился недалеко от мамы. Он подумал: «Как хорошо летать!» Снова подул ветер и все листья закружились в хороводе. Люди смотрели на хоровод листьев и говорили: «Какой красивый листопад!»

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка и задает вопросы.

– Кто жил на дереве? (Ответы детей)

– Что сделали листочки, когда подул сильный ветер? (Ответы детей).

– Куда упали листочки? (Ответы детей).

– Что говорили люди? (Ответы люди).

Воспитатель:

– Ребята, что такое листопад?

(Ответы детей)

Воспитатель:

– Правильно, листья кружатся и падают.

(Раздает детям листочки).

Физическая минутка:

Дети вмести с взрослым произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения.

Листик красный,
Листик желтый
С дерево упали.
Ветерок их подхватил
И немножко покружил,
А потом на землю нежно положил.

Воспитатель:

– Какой красивый листопад!

Дидактическая игра «Собери листочки».

– Посмотрите, на столах коробочки разного цвета.

– Каких цветов?

(Ответы детей).

– Давайте соберем все листочки по цвету.  Какую коробочку будем складывать желтые листочки?

(Ответы детей)

Воспитатель предлагает пройти за столы:

– А теперь пройдите за столы, рассаживайтесь.

Воспитатель:

– Листики летели, кружили в хороводе и радовали нас. А теперь хотят вернуться на высокое дерево. (Показывает на лист бумаги с изображением деревьев без листочков.)

– Поможем листочкам? Что нужно сделать? (Ответ детей).

– Правильно, нарисовать листочки. Посмотрите, ребята, как я буду возвращать листочки на свое дерево. Беру палочку, опускаю кончик палочки в краску. И рисую листочки. Вот какое дерево у меня получилось. А теперь вы помогите своим листочкам вернуться на деревья. А прежде, чем начнет рисовать, поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

– Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, тир, четыре, пять –
Будем листья собирать (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочередно пальчики)
Мы соберем.
В вазу осенний букет отнесем (Сжимать и разжимать пальчики).

Воспитатель:

– Молодцы ребята.

Воспитатель:

Дети набирают на палочку  краску (красного или желтого цвета).

Воспитатель помогает, наблюдает и по окончании хвалит детей.

– Ребята, какие вы молодцы! Помогли листочкам вернуться на высокие деревья. Теперь на деревьях весят красивые листочки. А у нас получился осенний радостный лес.

Заключение

После выполнения задания воспитатель анализирует занятие.

– Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

(Ответы детей).

Посмотрите детвора,
Словно в золоте листва!
Стало вдруг светлее вдвое,
Мы, как в солнечных лучах!
Эта платье золотое
У деревьев на плечах!