Продолжительность занятия:
1 урок – 45 мин;
перерыв – 5 мин;
0,5 урока – 23 мин.
Тема: Эссе в художественно-публицистическом стиле «Зима».
Цель занятия: Формирование личности ребенка с гуманистическим мировоззрением, человека, которому присуще культурное речевое поведение, уважение к людям, который способен грамотно высказать собственное отношение к окружающему миру через развитие связной письменной речи и творческих способностей при самостоятельном составлении текстов.
Задачи:
Обучающие:
- обобщить знания о том, что такое художественный стиль и его особенности;
- обобщить знания о том, что такое публицистический стиль и его особенности;
- совершенствовать умение создавать текст-рассуждение с элементами описания;
- освоить умение написания простого эссе, учитывая особенности этого жанра;
- обогатить активный словарь обучающихся.
Развивающие:
- помочь ребенку развить в себе эмоциональную отзывчивость – основу культуры чувств;
- развить, ощутить в себе способность понимать искусство, поэзию, художественную прозу;
- развить способность к творчеству, желание создать свой текст, свой образ; желание и возможность внести творческое начало в любое дело; повысить уровень креативности;
- развить силами слóва мышление, различные виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную, ассоциативную, образную), умение представлять и «разглядывать» мысленным взором объекты;
- развить фантазию и воображение;
- развить умение организовать свою работу и свое время, самостоятельность и терпение.
Воспитательные:
- сформировать у ребят определенное представление о ценностях нашего мира;
- реально воздействовать на практическую сторону жизни обучающихся, на формирование их жизненных целей;
- расширить круг знаний ребят в области этики, эстетики, логики, психологии восприятия и сделать эти знания частью повседневного поведения;
- воспитать человека с высокой степенью речевой культуры.
Таким образом, в ходе занятия формируются все текстовые умения, предусмотренные методикой:
- Умение понять тему, вдуматься в неё, осмыслить её границы; умение с относительной полнотой раскрывать тему сочинения в соответствии с типом текста.
- Умение подчинить своё сочинение определённой (основной) мысли.
- Умение собирать материал (необходимо отбирать только то, что непосредственно относится к теме сочинения).
- Систематизация материала, расположение его в нужной последовательности; умение составлять план предстоящего связного текста, учитывая тип текста будущего сочинения.
- Умение использовать средства языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, то есть правильно выражать свои мысли в соответствии с типом планируемого текста
- Умение писать сочинение, составлять письменный текст заданного типа, то есть подводить итог всей подготовительной работы.
- Умение совершенствовать написанное, редактировать собственный текст.
I этап подготовки:
На предыдущих занятиях были прочитаны и обсуждены стихотворения В. Орлова «Вечер тихий и морозный…» и Н. Рубцова «Выпал снег. И все забылось…»
Был просмотрен и обсужден видовой 12-минутный фильм «Зима» издательства «Ридерз Дайджест» с музыкой А. Вивальди из цикла «Времена года. Зима».
Ход занятия
Учитель: Сегодня мы попробуем написать свое эссе. Но прежде прочитаем текст «Снег», Геннадий Тарасов, журнал «Творчество юных» № 6, 2005 г.:
«Морозный день сверкает и искрится, замкнутый в своем звонком самодовольстве.
Снег на елях – прозрачный, он сливается с небом и словно прилипает к нему. И ели жеманно-изящны, похожие то ли на шатры кочевников, то ли на старинные ладьи.
Снег в сугробах – серо-стальной, отливающий металлическим блеском. И сугробы напоминают синяки, набитые любопытным земным лбом в космических скитаниях.
Снег на поле – голубой с красным отсветом. Так же светится новая острая бритва. Поле и представляется необъятной холодной бритвой, приложенной к жесткой щетине леса. Взмахнет ветер мощной рукой, смахнет щетину и загудит в обе щеки до самого горизонта.
Снег на дорогах – зеленоватый, словно вода у берега. И так нежен, так неуловим его зеленый цвет, что вдруг до слез остро захочется, чтобы и в твоей жизни появилось что-то неуловимо-нежное, похожее на зеленоватый цвет придорожного снега.
А когда проползает черепахой ленивое зимнее солнце, снег оживает, испуская фонтанчики красок, переплетая в немыслимых узорах тысячи маленьких радуг. Он словно спешит показать – смотрите, что скрыто во мне, как ярок и многоцветен...
Так что напрасно говорят, что снег – просто белый. Да какой же он белый! Да какой же он простой! Он сложный, как сон! Присмотритесь внимательней!..»
Читаем два раза. Первый раз читает учитель. А ребята с закрытыми глазами воспроизводят картины, «создают свой фильм».
Второй раз – читают ребята.
Учитель: Что мы можем сказать об это тексте?
Обучающиеся: Очень красивый текст.
Очень интересное построение.
Он очень четко построен, в тексте много абзацев.
Чтобы создать такой текст, надо быть очень наблюдательным и уметь делать выводы, думать.
В конце автор обращается ко всем нам с просьбой присмотреться внимательнее.
Учитель: Давайте вернемся к теории. Что мы можем сказать о теме, идее, типе текста, стиле и жанре.
Обучающиеся: Тема: цвет снега.
Идея: снег совсем не белый, его цвет зависит от места и времени.
Тип текста: рассуждение с элементами описания.
Текст построен на сравнениях. И сравнениях как изобразительных приемах художественного стиля, и сравнениях как мыслях-выводах.
Текст явно художественного стиля с обилием цветовых и других эпитетов: «серо-стальной» (снег), «необъятная холодная» (бритва). /Ребята приводят примеры эпитетов/.
В тексте много метафор: «жесткая щетина леса». «проползает черепахой ленивое зимнее солнце».
Есть олицетворения: «взмахнет ветер мощной рукой…»
Но при этом в тексте есть прямое обращение к людям, что свойственно публицистическому стилю.
Учитель: Как бы мы точнее определили стиль текста?
Обучающийся: Получается, что текст соединяет в себе черты и художественного, и публицистического стилей.
Учитель: Это красивый сложный книжный художественно-публицистический стиль. А жанр – уже знакомое нам эссе. Что именно позволяет сказать нам, что это эссе?
Обучающийся: В эссе тезис-суждение, то есть мысль, соединяется с доказательством. Следующая мысль похожа на предыдущую и требует уже своего доказательства.
Учитель: Как мы называем мысль и доказательство вместе?
Обучающийся: Это структурная единица текста-рассуждения.
Учитель: Могут быть в эссе вступление и заключение?
Обучающиеся: Могут быть, а могут и отсутствовать.
Но в данном тексте есть и вступление, и заключение.
Учитель: А где же в этом тексте тезисы-суждения?
Обучающиеся: Суждениями, которые надо доказать, выступают сами названия цветов снега, ведь для ненаблюдательного человека есть только простая мысль: снег белый. А оказывается, его цвет зависит от места и времени.
Учитель: Но чтобы это увидеть, надо не отмахнуться от слов нашего автора, а сделать над собой внутреннее усилие, пойти навстречу. И тогда тебе откроется красота зимы.
Обучающийся: Наверно, поэтому и понадобилось в заключении прямое обращение к читателям.
Учитель: Теперь поговорим о фразе «Выпал белый снег». Сама по себе она неинтересна. Это речевой штамп. Таких штампов много, приведите примеры.
Обучающиеся: Наступила зима.
Наступила осень.
Улетели птицы.
Дни стали короче, а ночи длиннее.
Пришла весна. Снег растаял.
Учитель: А можно ли обойтись без таких предложений?
Обучающиеся: Наш автор сумел.
Но вообще-то это трудно. Они ведь справедливы и указывают на то, чтó на самом деле происходит.
Учитель: Помните, у нас была тема «от общего – к детали». Способ избежать речевых штампов подчиняется этому же закону!
Давайте запишем в справочниках:
речевой штамп → общее(ие) предложение(я), место(!), время(!) → свое, особенное: деталь, мысль, чувство.
Пример:
Выпал снег.
Город превратился в неподвижное снежное царство.
Только по красным плиткам тротуара бежала, торопясь куда-то, белая поземка (создается в совместном обсуждении).
Учитель: Мы сегодня создаем свое эссе «Зима» в художественно-публицистическом стиле.
Главным героем у нас будет не снег, а именно Зима.
Помните, мы говорили, что на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге среди двадцати восьми статуй есть Зима в образе старика. Это, конечно, аллегория в искусстве скульптуры. Что такое аллегория?
Обучающийся: Это когда в образе человека выражена стихия, время года, какое-нибудь чувство или мысль.
Учитель: Такой у нас будет Зима. Со своим характером. Давайте посмотрим несколько репродукций на экране и определим, каким может быть характер у нашей такой разной Зимы.
Демонстрируются с помощью компьютера и медиапроектора репродукции: (см. Приложение 1)
Олег Щиголев. Зима;
Виленчик (2D Work). Девушка-Зима;
Александра Гурьева-Сажаева. Синяя птица;
Мария Зайцева. … С неба про погоду…;
Жозефина Уолл. Зима:
Жозефина Уолл. Снежная королева;
Юрий Подвербный. Зима;
Роман Урбинский. Пряжа для зимы;
Роман Урбинский. Зимние кошки;
Роман Урбинский. Зимние иллюзии;
Владимир Карташов. Зима;
Владимир Товстик. Зима;
Рутх Сандерсон. Зима;
Инга Ключарёва. Зима.
При этом происходит обсуждение, какой именно выступает Зима в каждой из репродукций.
Учитель: Но ведь мы про Зиму знаем не только то, что сейчас увидели. Давайте попробуем вспомнить всё, о чём говорили о Зиме на прошлом уроке, вернемся к своим записям в тетради и с помощью опорных и ключевых слов обогатим записи.
В результате в тетрадях ребят получается следующая запись:
|
предыдущий урок | |
|
нынешний урок |
Учитель: Подводим итоги нашей предварительной работы и приступаем к написанию эссе – текста – рассуждения с элементами описания в художественно-публицистическом стиле.
Обучающиеся: Мы определили тему эссе – «Зима».
Тема широкая, но она сужается для нас:
мы говорим о разных сторонах Зимы.
Наша идея в том, что мы показываем Зиму – разную. Наш стиль – художественно-публицистический.
Мы используем эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры – создаем образ. И нужно в заключении обратиться к людям с просьбой понаблюдать за такой разной Зимой.
Наша форма – эссе.
Обучающийся записывает на доске:
Вступление (если есть).
Суждение, доказательство.
Суждение, доказательство.
Суждение, доказательство.
Заключение.
Мы сами подбираем себе материал для наших суждений и доказательств. Сейчас у нас перерыв – 5 мин.
Учитель: Затем приступаем к работе.
Написание сочинения эссе «Зима» в рабочих тетрадях.
Заключительный этап.
Самостоятельная проверка.
Проверяем три раза:
I раз – соблюдение формы жанра и содержание, обращаем внимание на красные строки в начале каждого абзаца.
II раз – пунктуация.
III раз – орфография (от последнего слова к первому).
Сдача рабочих тетрадей.
Учитель: Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, кому было интересно создавать свой текст.
Большое спасибо.
Кому свой текст понравился?
Я очень рада. До встречи.