Развитие письменной речи "Зима"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: эссе, художественно-публицистический стиль, рассуждение, тезис-суждение, речевые штампы, аллегория, самостоятельная проверка


Продолжительность занятия:

1 урок – 45 мин;

перерыв – 5 мин;

0,5 урока – 23 мин.

Тема: Эссе в художественно-публицистическом стиле «Зима».

Цель занятия: Формирование личности ребенка с гуманистическим мировоззрением, человека, которому присуще культурное речевое поведение, уважение к людям,  который способен  грамотно высказать собственное отношение к окружающему миру через развитие связной письменной речи и творческих способностей при самостоятельном составлении текстов.

Задачи:

Обучающие:

  • обобщить знания о том, что такое художественный стиль и его особенности;
  • обобщить знания о том, что такое публицистический стиль и его особенности;
  • совершенствовать умение создавать текст-рассуждение с элементами описания;
  • освоить умение написания простого эссе, учитывая особенности этого жанра;
  • обогатить активный словарь обучающихся.

Развивающие:

  • помочь ребенку развить в себе эмоциональную отзывчивость – основу культуры чувств;
  • развить, ощутить в себе способность понимать искусство, поэзию, художественную прозу;
  • развить способность к творчеству, желание создать свой текст, свой образ; желание и возможность внести творческое начало в любое дело; повысить уровень креативности;
  • развить силами слóва мышление, различные виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную, ассоциативную, образную), умение представлять и «разглядывать» мысленным взором объекты;
  • развить фантазию и воображение;
  • развить умение организовать свою работу и свое время, самостоятельность и терпение.

Воспитательные:

  • сформировать у ребят определенное представление о ценностях нашего мира;
  • реально воздействовать на практическую сторону жизни обучающихся, на формирование их жизненных целей;
  • расширить круг знаний ребят в области этики, эстетики, логики, психологии восприятия и сделать эти знания частью повседневного поведения;
  • воспитать человека с высокой степенью речевой культуры.

Таким образом, в ходе занятия формируются все текстовые умения, предусмотренные методикой:

  1. Умение понять тему, вдуматься в неё, осмыслить её границы; умение с  относительной полнотой раскрывать тему сочинения в соответствии с типом текста.
  2. Умение подчинить своё сочинение определённой (основной) мысли.
  3. Умение собирать материал (необходимо отбирать только то, что непосредственно относится к теме сочинения).
  4. Систематизация материала, расположение его в нужной после­довательности; умение составлять план предстоящего связного текста, учитывая тип текста будущего сочинения.
  5. Умение использовать средства языка в соответствии с литератур­ными нормами и задачами высказывания, то есть правильно выражать свои мысли в соответствии с типом планируемого текста
  6. Умение писать сочинение, составлять письменный текст заданного типа, то есть подводить итог всей подготовительной работы.
  7. Умение совершенствовать написанное, редактировать собственный текст.

I этап подготовки:

На предыдущих занятиях были прочитаны и обсуждены  стихотворения В. Орлова «Вечер тихий и морозный…» и Н. Рубцова «Выпал снег. И все забылось…»

Был просмотрен и обсужден видовой 12-минутный фильм «Зима» издательства «Ридерз Дайджест» с музыкой А. Вивальди из цикла «Времена года. Зима».

Ход занятия

Учитель: Сегодня мы попробуем написать свое эссе. Но прежде прочитаем текст «Снег», Геннадий Тарасов, журнал «Творчество юных» № 6, 2005 г.:

«Морозный день сверкает и искрится, замкнутый в своем звонком самодовольстве.

Снег на елях – прозрачный, он сливается с небом и словно прилипает к нему. И ели жеманно-изящны, похожие то ли на шатры кочевников, то ли на старинные ладьи.

Снег в сугробах – серо-стальной, отливающий металлическим блеском. И сугробы напоминают синяки, набитые любопытным земным лбом в космических скитаниях.

Снег на поле – голубой с красным отсветом. Так же светится новая острая бритва. Поле и представляется необъятной холодной бритвой, приложенной к жесткой щетине леса. Взмахнет ветер мощной рукой, смахнет щетину и загудит в обе щеки до самого горизонта.

Снег на дорогах – зеленоватый, словно вода у берега. И так нежен, так неуловим его зеленый цвет, что вдруг до слез остро захочется, чтобы и в твоей жизни появилось что-то неуловимо-нежное, похожее на зеленоватый цвет придорожного снега.

А когда проползает черепахой ленивое зимнее солнце, снег оживает, испуская фонтанчики красок, переплетая в немыслимых узорах тысячи маленьких радуг. Он словно спешит показать – смотрите, что скрыто во мне, как ярок и многоцветен...

Так что напрасно говорят, что снег – просто белый. Да какой же он белый! Да какой же он простой! Он сложный, как сон! Присмотритесь внимательней!..»

Читаем два раза. Первый раз читает учитель. А ребята с закрытыми глазами воспроизводят картины, «создают свой фильм».

Второй раз – читают ребята.

Учитель: Что мы можем сказать об это тексте?

Обучающиеся: Очень красивый текст.

Очень интересное построение.

Он очень четко построен, в тексте много абзацев.

Чтобы создать такой текст, надо быть очень наблюдательным и уметь делать выводы, думать.

В конце автор обращается ко всем нам с просьбой присмотреться внимательнее.

Учитель: Давайте вернемся к теории. Что мы можем сказать о теме, идее, типе текста, стиле и жанре.

Обучающиеся: Тема: цвет снега.

Идея: снег совсем не белый, его цвет зависит от места и времени.

Тип текста: рассуждение с элементами описания.

Текст построен на сравнениях. И сравнениях как изобразительных приемах художественного стиля, и сравнениях как мыслях-выводах.

Текст явно художественного стиля с обилием цветовых и других эпитетов: «серо-стальной» (снег), «необъятная холодная» (бритва). /Ребята приводят примеры эпитетов/.

В тексте много метафор: «жесткая щетина леса». «проползает черепахой ленивое зимнее солнце».

Есть олицетворения: «взмахнет ветер мощной рукой…»

Но при этом в тексте есть прямое обращение к людям, что свойственно публицистическому стилю.

Учитель: Как бы мы точнее определили стиль текста?

Обучающийся: Получается, что текст соединяет в себе черты и художественного, и публицистического стилей.

Учитель: Это красивый сложный книжный художественно-публицистический стиль. А жанр – уже знакомое нам эссе. Что именно позволяет сказать нам, что это эссе?

Обучающийся: В эссе тезис-суждение, то есть мысль, соединяется с доказательством. Следующая мысль похожа на предыдущую и требует уже своего доказательства.

Учитель: Как мы называем мысль и доказательство вместе?

Обучающийся: Это структурная единица текста-рассуждения.

Учитель: Могут быть в эссе вступление и заключение?

Обучающиеся: Могут быть, а могут и отсутствовать.

Но в данном тексте есть и вступление, и заключение.

Учитель: А где же в этом тексте тезисы-суждения?

Обучающиеся: Суждениями, которые надо доказать, выступают сами названия цветов снега, ведь для ненаблюдательного человека есть только простая мысль: снег белый. А оказывается, его цвет зависит от места и времени.

Учитель: Но чтобы это увидеть, надо не отмахнуться от слов нашего автора, а сделать над собой внутреннее усилие, пойти навстречу. И тогда тебе откроется красота зимы.

Обучающийся: Наверно, поэтому и понадобилось в заключении прямое обращение к читателям.

Учитель: Теперь поговорим о фразе «Выпал белый снег». Сама по себе она неинтересна. Это речевой штамп. Таких штампов много, приведите примеры.

Обучающиеся: Наступила зима.
Наступила осень.
Улетели птицы.
Дни стали короче, а ночи длиннее.
Пришла весна. Снег растаял.

Учитель: А можно ли обойтись без таких предложений?

Обучающиеся: Наш автор сумел.

Но вообще-то это трудно. Они ведь справедливы и указывают на то, чтó на самом деле происходит.

Учитель: Помните, у нас была тема «от общего – к детали». Способ избежать речевых штампов подчиняется этому же закону!

Давайте запишем в справочниках:

речевой штамп → общее(ие) предложение(я), место(!), время(!) → свое, особенное: деталь, мысль, чувство.

Пример:

Выпал снег.

Город превратился в неподвижное снежное царство.

Только по красным плиткам тротуара бежала, торопясь куда-то, белая поземка (создается в совместном обсуждении).

Учитель: Мы сегодня создаем свое эссе «Зима» в художественно-публицистическом стиле.

Главным героем у нас будет не снег, а именно Зима.

Помните, мы говорили, что на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге среди двадцати восьми статуй есть Зима в образе старика. Это, конечно, аллегория в искусстве скульптуры. Что такое аллегория?

Обучающийся: Это когда в образе человека выражена стихия, время года, какое-нибудь чувство или мысль.

Учитель: Такой у нас будет Зима. Со своим характером. Давайте посмотрим несколько репродукций на экране и определим, каким может быть характер у нашей такой разной Зимы.

Демонстрируются с помощью компьютера и медиапроектора репродукции: (см. Приложение 1)

Олег Щиголев. Зима;

Виленчик (2D Work). Девушка-Зима;

Александра Гурьева-Сажаева. Синяя птица;

Мария Зайцева. … С неба про погоду…;

Жозефина Уолл. Зима:

Жозефина Уолл. Снежная королева;

Юрий Подвербный. Зима;

Роман Урбинский. Пряжа для зимы;

Роман Урбинский. Зимние кошки;

Роман Урбинский. Зимние иллюзии;

Владимир Карташов. Зима;

Владимир Товстик. Зима;

Рутх Сандерсон. Зима;

Инга Ключарёва. Зима.

При этом происходит обсуждение, какой именно выступает Зима в каждой из репродукций.

Учитель: Но ведь мы про Зиму знаем не только то, что сейчас увидели. Давайте попробуем вспомнить всё, о чём говорили о Зиме на прошлом уроке, вернемся к своим записям в тетради и с помощью опорных и ключевых слов обогатим записи.

В результате в тетрадях ребят получается следующая запись:

  1. Зима – это изменение мира (волшебница: причудливые фигуры – заколдованный мир…)
  2. Зима – красота мира, чудо (снег – белизна – чистота).
  3. Зима – символ надежды на лучшее, новое (снег – легкость – доброта).
  4. Зима – самое веселое время года (снег – веселье – праздники – яркость – шумная сказка – беззаботность – скорость – радость – снег в лицо…).
фигурная скобка предыдущий урок
  1. Зима – очень страшное время года (снег – ветер – вьюга – буря – страх – ужас – смешение миров – тоска – одиночество).
  2. Зима – самое загадочное, таинственное время года (снег – снежинка – звездочка – цветок – загадка – исчезновение – превращение…).
  3. Зима – черно-белая (графика природы – линии – пятна – контрасты).
  4. Зима – цветное время года (яркость – блеск – свет – цвета радуги).
фигурная скобка нынешний урок

Учитель: Подводим итоги нашей предварительной работы и приступаем к написанию эссе – текста – рассуждения с элементами описания в художественно-публицистическом стиле.

Обучающиеся: Мы определили тему эссе – «Зима».

Тема широкая, но она сужается для нас:

мы говорим о разных сторонах Зимы.

Наша идея в том, что мы показываем Зиму – разную. Наш стиль – художественно-публицистический.

Мы используем эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры – создаем образ. И нужно в заключении обратиться к людям с просьбой понаблюдать за такой разной Зимой.

Наша форма – эссе.

Обучающийся записывает на доске:

Вступление (если есть).

Суждение, доказательство.

Суждение, доказательство.

Суждение, доказательство.

Заключение.

Мы сами подбираем себе материал для наших суждений и доказательств. Сейчас у нас перерыв – 5 мин.

Учитель: Затем приступаем к работе.

Написание сочинения эссе «Зима» в рабочих тетрадях.

Заключительный этап.

Самостоятельная проверка.

Проверяем три раза:

I раз – соблюдение формы жанра и содержание, обращаем внимание на красные строки в начале каждого абзаца.

II раз – пунктуация.

III раз – орфография (от последнего слова к первому).

Сдача рабочих тетрадей.

Учитель: Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, кому было интересно создавать свой текст.

Большое спасибо.

Кому свой текст понравился?

Я очень рада. До встречи.