Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Презентация

(Слайд 1)
В эпоху ускорения темпов развития общества важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена  парадигмы образования  — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.      (Слайд 2)
Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». (Л.Н.Толстой)
(Слайд 3)
Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации – освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы.

В системно-деятельностном подходе к изучению английского языка  категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать  поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Он призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся;
на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе – ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Основной принцип деятельностного подхода на уроках английского языка состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке  материала состоит не в том, чтобы все  доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.

(Слайд 4)
Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание  компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке, танцевально – музыкальные игры, театральные игры.
Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Творческие игры (аудитивные и речевые) развивают слуховую память,  умение выражать мысли в их логической последовательности, а также обучают речевой реакции в процессе коммуникации. Деловая игра применима как модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели: в ней могут быть спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями, приведение доводов за и против и т. д.). Применение приема драматизации – развивает у детей критическое и интуитивное мышление, способствует их раскрепощенности, улучшает качество речи еще и фонетически, так как тон голоса и выразительность являются важными компонентами устной презентации.
(Слайд 5)

В рамках деятельностного подхода  на уроках иностранного языка целесообразно применять  парную работу. Примеры методик парной работы:
 1. Использование метода Ривина А.Г
. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме. 
 2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.
 Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся. 
 3. Методика взаимопередачи тем  предназначена для организации изучения теоретического  учебного материала на основе работы учащихся в парах. Первый учащийся пары повторяет одно правило, второй  учащийся -второе правило. Сначала первый объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.
 4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без  ответов. 
 5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.
(Слайд 6)

Примеры методов групповой работы:
1. Метод «разрезанной информации». Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу. 
2. Метод «учимся вместе». В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты    своей   работы. .
 3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.
4. Метод дискуссий. Участники обсуждения должны уметь высказать свое мнение по проблеме, объявить о своей позиции, выделить главное, подчеркнуть важные моменты, выразить благодарность за сведения, запросить дополнительную информацию, переспросить и т. д. Там, где имеет место диспут, задачи усложняются. Здесь уже необходимо указать на противоречия, оспорить тезис оппонента, уметь возразить, осудить чей-то поступок или действие, представив веские доказательства своей правоты, либо поддержать мнение, заметив что-то ценное в высказываниях собеседника.
5. Образовательная технология «Дебаты» способствует созданию мотивции к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся, а наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную переработку изученного материала.
6. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникшую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных вариантов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

   Метод кейсов (анализ конкретных учебных ситуаций) – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предложениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы.
Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой  - проблемное обучение.

На начальной ступени, я считаю, основным видом деятельности для учащихся должна быть творческая, дидактическая, ролевая игра. Она служит своеобразным общим языком для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Практика показывает, что во время дидактической игры усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности. Игра позволяет организовать обучение как увлекательный процесс решения коммуникативных задач, реализующих игровые мотивы и цели каждого речевого и неречевого действия. Важно помнить, что коммуникативная задача стимулирует активность ребят только в том случае, если она интересна и говорящему,  и слушающему.
На средней и старшей ступени, когда учащиеся владеют достаточным запасом слов, грамматическими и речевыми умениями, наиболее подходящим представляется метод проектов. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Именно она нацелена в наибольшей степени на развитие личности школьника. В процессе проектной деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес, естественным становится участие в диалоге при обсуждении актуальных жизненных проблем.
В старших классах нужно больше использовать такие современные технологии обучения: метод проектов, дискуссии, метод дебатов,  обучение в сотрудничестве, информационные Интернет технологии. Если ученик получит в школе навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять, делать выводы и научится самостоятельно добывать знания, то во взрослой жизни он будет образован, информирован и сможет принимать собственные решения, сохранит свою индивидуальность
(Слайд 7)
В основе всех этих приёмов и методов лежат  принципы деятельностного подхода:
 Принцип минимакса –  освоение материала на максимальном  уровне  и обеспечение усвоения на уровне   минимума (государственного стандарта знаний). Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно. Принцип психологической комфортности – создание  на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения. Принцип вариативности –  формирование учащимися способностей к выбору вариантов. Принцип творчества – приобщение учеников к  творческой деятельности.
(Слайд 8)
И еще раз хотелось бы остановиться на роли учителя и ученика на уроках английского в свете новых стандартов обучения. Роль учителя  огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся,  найти причины неудач,  использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата  

Роль учителя:
- демонстрирует культурные образцы действий
- инициирует пробные действия детей
- консультирует, корректирует действия
- ищет способы включить в работу каждого
- создает условия для приобретения детьми
жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения), самостоятельной выработки жизненных ценностей
-“соучастник”, “третейский судья”
- оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от
проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать

Кроме того, системно-деятельностный подход предполагает, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (Н.А.Бернштейн называл её «коррекцией», П.К.Анохин – «обратной ориентацией»). Понятия «аттестация», «тестирование» – из той же области. Обратная связь позволяет увидеть все процедуры образовательного процесса не изолированно, а в целостном системно-деятельностном анализе. Поэтому для педагогов практиков очень важно, во-первых, овладеть приёмами самоанализа, а во-вторых, научиться осуществлять «обратную связь» с каждым учеником на любом этапе изучения учебной темы.
Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен будет изменить сам принцип построения урока. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания , полученные в результате поиска отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
(Слайд 9)

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое системно – деятельностный подход в образовании!
Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
(Слайд 10)