Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать звуковой анализ;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие;
- корригировать и развивать личностные качества эмоционально -волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
- уточнить и расширить словарь по теме: «Игрушки».
- познакомить с буквой Р, соотнести звук Р с буквой;
- формировать навыки правильного чтения слов с буквой Р;
- формировать навыки работы по инструкции.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости учащихся;
- соблюдать правильную посадку учащихся;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, предметные картинки с изображением игрушек, предметная картинка с изображением буквы Р, кукла.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ли на месте? Все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо, под рукой!
На доске волнистыми линиями соединены предметные картинки с изображением грузовика и игрушек (пирамидка, корабль, вертолет). Дети, пробежав глазами по линиям, должны определить, какие игрушки повезет грузовик.
2.Введение в тему занятия.
Логопед (вывешивает на доску изображения пирамидки, корабля, вертолета).Какой звук слышится в середине этих слов?
Ученики. Звук [р].
Логопед. Как правильно надо произносить этот звук? (артикуляционный уклад).
Ученики. Губы полураскрыты; зубы разомкнуты; широкий кончик поднят вверх к альвеолам, напряжен; «моторчик» работает; воздушная струя при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.
3.Артикуляционная гимнастика.
Логопед предлагает детям взять индивидуальные зеркала или сесть перед большим зеркалом и выполнять следующие упражнения.
- губы «трубочкой», «рупором», «улыбочка»;
- язык «катушкой», «лопаткой», «чашечкой», поднимаем его к альвеолам и заводим «моторчик».
4.Звук - путешественник.
Логопедвывешивает на доску картинки с изображением игрушек (пирамидка, барабан, шар, корабль, гитара, робот, грузовик, ракета). Сейчас, ребята, вы назовете слова, в которых звук [р] слышится в начале, середине и в конце слова. После того, как вы выполните это задание, Маша подойдет к доске и соединит каждую картинку с нужной схемой.
Р |
|
|
|
Р |
|
|
|
Р |
Ученики выполняют задания.
5. Физкультминутка.
Мы устали, засиделись, |
Одна рука вверх, другая вниз, |
То на стену посмотрели, |
Повороты корпусом |
Ноги до конца сгибаем. |
Приседания |
И в последний раз присели, |
Дети садятся на свои места |
6. Игра «Доскажи слог».
Логопед. Ребята, к нам на занятие в гости пришла кукла, но она не знает как ее зовут. Давайте подберем ей имя. Я буду произносить слоги, а вы к ним должны будете добавить слог -Ра-. И тем именем, которое вам понравится, мы и назовем нашу куклу.
Слоги: Кла…, И…, Ню…, Ве…, Тама… .
Ученики выполняют задания.
7. Дидактическая игра «Один – много».
Логопед. Сейчас я буду называть слова в единственном числе, а вы должны мне назвать тоже самое слово, только во множественном числе.
Логопед называет слова: пароход, корабль, корзина, шар, кровать.
Ученики выполняют задания.
8. Упражнение. Дополнить предложения по картинке.
У Тани новое … (картинка ведра)
У Нади воздушные … (картинка шаров).
Петя собирает … (картинка пирамидки).
Ученики выполняют задание.
9. Знакомство с буквой Р.
Логопед. Ребята, кукла Ира принесла нам на занятие букву, которая обозначает звук занятия. Это буква Р.
Логопед читает стихотворение про букву Р и предъявляет предметную картинку с изображением данной буквы.
Дрожу от страха до сих пор,
Воскликнуло полено,
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Логопед. Ребята, а теперь давайте откроем тетради и пропишем до конца строчки букву Р.
10.Развитие мелкой моторики кистей рук.
Логопед.Наши пальчики устали, давайте сделаем для них гимнастику.
Ученики выполняют упражнение «Пароход».
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх).
Упражнение «Зайка и барабан».
Зайка взял свой барабан
И ударил трам-трам-трам.
(Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу).
11. Дидактическая игра «Подбери картинки».
Логопед. Ребята, давайте поможем кукле Ире выбрать картинки, в названии которых есть звук [р] и правильно их назвать.
Картинки: ведро, машина, кровать, пирамидка, мяч, юла, вертолет, самолет.
Ученики выполняют задания.
12. Повтори за мной.
Логопед. Сейчас я буду вам читать чистоговорки, а вы будете за мной их повторять.
Ро-ро-ро – у Тани новое ведро.
Ры-ры-ры – у нас воздушные шары.
Ра-ра-ра – тетя Вера.
Ар-ар-ар – на столе самовар.
13. Итог занятия.
Логопед. Вот и закончилось наше занятие. Ребята, давайте вспомним, какой звук вы учились правильно произносить на сегодняшнем занятии?
Какое задание вам больше всего понравилось?
Ученики отвечают на вопросы.
Список используемой литературы:
- Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Москва, АСТ «Астрель», 2007г.
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Санкт – Петербург, изд.дом «Литера», 2005 г.
- Ткаченко Т. А. Логопедический альбом. Правильно произносим звук Р. Екатеринбург, «Литур», 2007г.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, «Лань», 2002г.
- Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа со школьниками. Москва, «Академия», 2003 г.