Тренинг проводится с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями в виде игрового сеанса. Данный тренинг направлен на детей, которым уже более-менее доступен высокий уровень вербализации. Упражнения построены на взаимодействии родителя и ребенка в комфортной ситуации - так, чтобы они могли пообщаться в другой атмосфере и таким образом узнать что-то новое о потребностях, к которым до этого они, возможно, были глухи.
Цель: благоприятное взаимодействие детей и родителей.
Задачи:
- создать условия для благоприятного взаимодействия родителей с их детьми;
- создать условия для знакомства с потребностями друг друга;
- повышение жизненной энергии и поиск внутренних ресурсов.
Материалы: бэйджи с именами участников, маркеры, цветные карандаши, фломастеры, листы формата А4 и А3, картинки взрослых и детей, магнитофон, музыкальные записи.
Продолжительность: 45-55 мин.
Ход тренинга
Перед началом тренинга каждому участнику раздаются бейджики с разноцветными вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами.
Сегодня наша встреча посвящена семье. Кто может сказать, что такое семья?
Правильно, вы все молодцы! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди. У каждого из вас есть семья, ваши родные и самые близкие люди. Они заботятся о вас, дарят любовь. Семья является опорой для каждого из вас. Мы очень рады, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. И вы, конечно же, дети, очень любите свою семью, старайтесь помогать своим родным!
Вы все согласитесь, что очень приятно и радостно дарить и получать любовь своей семьи!
Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия.
1. Игра “Ток”. Беремся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки – это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия.
А сейчас пусть каждая семья представится.
2. “Портрет”. Участникам раздаются листочки формата А4. Каждый рисует свой портрет, но необычным способом: вместо глаз – что люблю видеть, на что смотреть; нос – нюхать, вдыхать ароматы; уши – слышать или слушать; волосы – мечты и фантазии; рот – кушать, чувствовать. Нужно рассказать в паре ребенок – родитель это друг другу и затем друг о друге – группе (звучит спокойная музыка).
3. Игра “Любящие родители”. Теперь мы с вами поиграем в игру “Любящие родители”. Давайте представим, что мы с вами превратились в разных животных. Договоритесь, пожалуйста, со своими родителями, какими животными вы будете. Мамы будут нежно укачивать своих детишек, а папы помогать им (звучит колыбельная).
Очень хорошо! Давайте теперь поменяемся местами. Взрослые станут детьми, а дети – родителями. Теперь дети будут укачивать родителей (игра повторяется под музыку).
Как приятно на вас смотреть! Вам тоже понравилось? А что понравилось больше – когда вы укачивали или когда укачивали вас?
4. Игра “Помогите взрослым найти своих детей”.
А теперь, родители и дети, мы проверим, какие вы внимательные.
Посмотрите, пожалуйста, на картинки, здесь нарисованы дети и взрослые, но они стоят отдельно. Может, они потерялись? Помогите взрослым найти своих детей! (Необходимо найти “потерявшихся” детей по элементам одежды, сходным с одеждой их родителей. Задание выполняется всеми участниками тренинга).
5. Игра “Узнай своего ребенка”. Одному из родителей закрывают глаза, затем по очереди подходят дети, и родитель на ощупь должен найти своего ребенка. (Для родителей и детей это очень значимая ситуация – найдет ли мама (папа) своего ребенка?).
6. “Идеальный дом”. Участникам предлагается в семейной паре нарисовать для своей семьи идеальный дом (не реальный, а какой хочется). Задание нужно делать сообща на одном листе бумаги (лучше формата А3) цветными карандашами или фломастерами. Рисунок затем обсуждается. Семья рассказывает о нем, выбирая, кто это будет делать. Участникам можно задавать друг другу уточняющие вопросы по рисунку.
Также обязательным является поддержка семьи и сообщение того, что у них хорошо получилось, описание того, что удалось семье особенно. Такое сообщение важно для создания с семьей контакта и снижения тревоги ее членов в ситуации их оценки.
Ключевые вопросы к рисунку.
- Какова природа и особенности границ между подсистемами в семье, как это отражено в рисунке?
- Как члены семьи договариваются друг с другом, умеют ли это делать? Обсуждают ли общий план работы?
- Решения принимаются коллективно или единолично, кто принимает решение?
- Чьему мнению в семье отдается предпочтение, кто уступает?
- Кто является основным генератором идей (придумщиком), кто воплощает идеи в жизнь?
7. Пальчиковая гимнастика “Моя семья”. Все встают в круг и сжимают пальцы ведущей руки в кулак. Вместе с психологом повторяют текст и выполняют движения:
Этот пальчик – дедушка (разгибают большие пальцы),
Этот пальчик – бабушка (разгибают указательные пальцы),
Этот пальчик – папа (разгибают средние пальцы),
Этот пальчик – мама (разгибают безымянные пальцы),
Ну а этот пальчик – я (разгибают мизинцы),
Вот и вся моя семья (сгибают и разгибают одновременно все пальцы)!
Наша встреча подошла к концу. Давайте мы все сядем в один большой круг, и каждый (и родители, и дети) расскажет, в какую игру ему сегодня больше всего понравилось играть и почему, что лучше всего удалось сегодня, что особенно порадовало и т.д.
Совместные игры очень сближают детей и родителей. Играйте дома как можно больше со своими детьми!
В заключении родителям раздаются буклеты “Волшебные слова” (см. Приложение)
Литература
- Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги. – Волгоград: ИТД “Корифей”. – 112 с.
- Запорожец И.Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2010. – 72 с.
- Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников “Давайте дружить!”. – М.: Книголюб, 2008. – 64 с.
- Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 с.