Цель урока: Изготовить образец лоскутного шитья для последующего проектного изделия.
Задачи обучения:
1.Ознакомить с лоскутным шитьем как древним и современным видом декоративно - прикладного творчества.
2.Ознакомить с сотовым узором.
3.Научить выполнять сотовый узор с помощью шаблонов.
Дидактические средства обучения: учебник технологии, словари иностранных слов и дополнительная литература, ПК, проектор, модели-аналоги проектных лоскутных работ, эскизы моделей лоскутных изделий.
Ход урока
Оргмомент. Приветствие учеников.
Изучение нового материала.
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю вам разгадать ребус:
-И так, тема наше урока «Пэчворк». А что же это слово означает? Предлагаю найти его в словаре иностранных слов.
-Правильно «пэчворк»- это лоскутное шитье. Это древний вид рукоделия. (Показ презентации «Пэчворк»).
- Самым простым распространенным узором лоскутного шитья является «спираль» и «изба». Схожесть изделий в том, что работа начинается от центра и, продолжается по спирали, лоскуты нашиваются на основу. А разница у них в том, что в одном случае лоскуты имеют неправильную форму и их формируют вокруг треугольника, а во втором – все детали выкраиваются одинаковой ширины, а центральная часть этого узора – квадрат с такой же стороной.
-Рассказ о технологии изготовления лоскутного узора по шаблону.
-Опрос учащихся: что такое шаблон и из чего он изготавливается.
-Изготовление лоскутного изделия происходит по технологии подходящей для любого швейного изделия: выкраивание деталей с учетом направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны, припусков на швы; стачивание деталей; ВТО.
-Показ образцов прихваток.
Мы сегодня с вами будем выполнять шестигранные шаблоны.
-Разгадав «буквенную абракадабру» вы узнаете, что нам сегодня потребуется для практической работы.
Что нужно для работы?
Н |
Ц |
И |
Р |
И |
Г |
Л |
А |
О |
Л |
У |
К |
К |
Т |
Б |
У |
Ж |
Ь |
Ь |
Н |
И |
И |
Н |
Л |
Н |
Т |
К |
А |
Л |
А |
С |
А |
И |
К |
А |
Р |
К |
И |
Т |
В |
Ц |
Д |
Н |
А |
А |
К |
Й |
К |
Ы |
А |
Ш |
Л |
И |
Н |
Е |
И |
Слова могут ломаться сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. Но не по диагонали.
(Ответ: ножницы, циркуль, игла, нитки, ткань, линейка, карандаш, ластик, булавки).
Практическая работа: Результатом выполнения практической работы должен быть образец лоскутного узора с выполнением влажно-тепловой обработки, который может быть положен в основу творческого проекта. (Просмотр презентации «Мозаика» из многогранников».)
Вводный инструктаж.
-А теперь вспомним правила техники безопасности при работе с ручными инструментами, на швейной машине и утюгом. (Опрос учащихся).
Главное в нашей практической работе – это точность выполнения шаблона. Для этого вы берете раствор циркуля 3,5 см и рисуете окружность. Затем, не меняя раствора циркуля, делает на окружности засечки и аккуратно соединяете их отрезками. Все стороны шестигранника должны быть одинакового размера и равны 3,5 см.
-Ответьте, пожалуйста, нужны ли припуски на швы при выкраивании деталей?
-Как добиться наиболее экономного раскроя?
Послушайте какие критерии будут влиять на оценку качества работы:
- шаблон имеет правильную геометрическую форму;
- припуски на швы вокруг всех деталей 10 мм;
- стачные швы ровные;
- Швы стачивания совпадают точно в центре изделия;
- Припуски на швы разутюжены аккуратно.
Практическая работа.
Заключительный инструктаж.
-Объявить об окончании работы. Напомнить, что образец лоскутного верха можно на следующем уроке использовать для создания проектного изделия.
-Для оценивания ваших образцов, обменяйтесь работами и оцените качество выполнения по выработанным во время вводного инструктажа критериям (взаимоконтроль).
(Учитель выставляет отметки в журнал).
Задание на дом:
Принести на следующий урок лоскутный верх изделия, инструменты для швейных работ.