Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Физическая культура", "Художественное творчество".
Цели деятельности педагога: закрепить знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку; воспитывать заботу о пернатых в разное время года.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; знает правила поведения в природе, некоторых представителей животного мира.
Материалы и оборудование:карточки с видами птиц ближайшего окружения; ветка, к которой должны крепиться эти карточки; иллюстрации, отражающие жизнь и характерные особенности птиц; фишки; листы бумаги, карандаши; аудио запись голосов птиц.
Ход занятия
1. Вводная беседа о птицах.
Вос-ль. Тает снежок, зеленеет лужок, День прибывает. Когда это бывает?
Дети. Весной!
Вос-ль. Есть такое выражение - "Весну на крыльях принесли..." О ком оно?
Дети. О перелетных птицах.
Вос-ль. Назовите птиц, которых вы знаете?
Дети. Скворец, трясогузка, воробей. сорока. синица, снегирь, дятел, малиновка, кукушка, ласточка, ворона, клест...
Вос-ль. К нам в группу (на импровизированную ветку) "прилетели" птицы. Я буду называть их, а вы - ставить фишку рядом с изображением, рассказывая о них.
Дети выполняют задание.
Вос-ль (включает запись с голосами птиц). А по голосу вы можете узнать птицу?
Дети называют птиц.
Вос-ль. Почему люди называют птиц друзьями?
Дети. Они живут рядом с нами, помогают сохранить урожай и другие растения от вредителей, красиво поют, поднимая нам настроение.
Вос-ль. Как человек должен относиться к пернатым друзьям?
Дети. Не пугать, строить для них домики, подкармливать ...
2. Чтение стихотворений.
Я, ребята, птиц люблю, никогда их не ловлю.
Ни ловушками, ни в сети, не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону ни сороки, ни вороны.
Ни скворца, ни воробья не обидел в жизни я!
Г. ЛадонщиковНе трогай ласточку! Она издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов. Не разоряй ее гнезда!
Будь другом птиц! Пусть под окном, поет весною соловей.
И над просторами земли, летают стаи голубей!
М. Джангазиев
Вос-ль. Приятно проснуться утром под пение птиц. Настроение становится хорошим, хочется делать только добро...
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Цапля ходит по воде и мечтает о еде.
Ноги выше поднимай - ты как цапля, не зевай! (рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице, надо цапле наклониться.
Ну-ка, тоже наклонись, до носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)
3. Выполнение заданий.
Задания: 1) Назовите птиц, которые вам нравятся. Расскажите о них.
2) Нарисуйте свою любимую птицу.
4. Чтение пословиц и поговорок о птицах.
- Рябчики бегут, ровно бруснички катятся.
- Умная птица своего гнезда не покажет.
- Глупа птица, которой свое гнездо не мило.
- Ласточки летают низко - быть дождю.
- На чужой стороне и ворону зовут вороною.
- Журавль летит высоко и видит далеко.
- Воробей мал да удал.
- Где б воробью не летать, а дома ночевать.
- Старого воробья на мякине не проведешь.
- Жаворонки прилетите, красно лето принесите!
- Пуганая ворона и куста боится.
5. Итог занятия.
Вывод:
- Птицы - наши друзья, они нуждаются в нашей заботе и охране.
- Подкармливайте птиц в любое время года.
- Не разоряйте их гнезда.
6. Домашнее задание:
Почитайте с родителями о жизни птиц, понаблюдайте за ними, полюбуйтесь, послушайте их пение.