Тема урока: «Общее понятие о местоимении»
Цель урока: научить детей находить местоимения в тексте, строить предложения, применяя местоимения, развивать речь учащихся.
Форма работы: групповая
Ход урока
– Мы продолжаем изучение темы «Части речи».
– С какими частями речи мы уже знакомы? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, наречие, числительное)
– По каким признакам мы определяем части речи? (По вопросу и что обозначает)
– Повторим, что мы уже знаем об этих частях речи.
(работа с таблицей)
Часть речи |
Вопрос |
Что обозначает |
Имя существительное |
Кто? Что? |
Предмет |
Имя прилагательное |
Какой? Какая? Какое? |
Признак предмета |
Глагол |
Что делать? Что сделать? |
Действие предмета |
Наречие |
Как? Когда? |
Признак действия |
Числительное |
Сколько? Который? |
Количество предметов, порядок при счете |
– Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Для этого необходимо поработать в группах и решить орфографические задачи: определить части речи в тексте, найти речевые ошибки, исправить их. (Каждой группе даются карточки с заданиями)
- Московский Кремль был построен в древние времена. Московский Кремль посещают тысячи туристов. Мощные стены Кремля стоят пятьсот лет.
- Главной башней Кремля считается Спасская башня. У Спасских ворот встречали царей и послов.
- Внутри Кремлевских стен великие архитектурные памятники. Архитектурные памятники признаны всемирным наследием.
- Свято хранит Москва память о московской славной истории.
(Задания напечатаны крупным шрифтом на отдельных листах для каждой группы. Дети работают вместе в группе, а защищает эту работу один представитель от каждой группы)
Последовательно на доске появляются листы с работами каждой группы с указаниями частей речи в текстах.
– Какую речевую ошибку вы заметили во всех текстах?
– Речевые повторы.
– Как можно это исправить?
– Подобрать синонимы.
– Сейчас я прочитаю вам сказку.
(см. книгу В.В. Волиной «Весёлая грамматика». Местоимение. Издательство «Дрофа» Москва 2001г.с.11-13.)
– О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О местоимении)
– Нам надо решить задачи: на какие вопросы отвечает местоимение и что обозначает?
– Местоимение. Вслушайтесь в название. Это значит вместо имени существительного, имени прилагательного, числительного.
В таблицы помещаю её дополнение.
Местоимение |
Кто? Что? Какой? Сколько? |
Указывает на предмет, его признак, количество, но не называет его. |
– Какова же роль местоимения?
– Откройте учебник на с.49
– Что нового узнали из учебника? (Местоимения бывают личными)
– Но есть ещё местоимения вопросительные: кто? что?; указательные: тот, этот, таков.
И много других, о которых вы узнаете в старших классах
– Мы в основном будем работать с личными местоимениями.
– На доске написаны два предложения. Какое из них должно быть первым и почему?
Их обязательно нужно увидеть. Все красоты Кремля описать невозможно.
– Что интересного вы заметили? (Все предложения из одного текста)
– Чего не хватает в этом тексте? (Заголовка)
– Придумайте заголовок и запишите текст, используя в нем местоимения, не допуская речевых повторов.
(Проверка по слайду на доске.) (Приложение 1)
Московский Кремль был построен в древние времена. Его посещают тысячи туристов. Мощные стены Кремля стоят пятьсот лет. Главной башней Кремля считается Спасская башня. У её ворот встречали царей и послов. Внутри Кремлёвских стен великие архитектурные памятники. Они признаны всемирным наследием. Свято хранит Москва память о своей славной истории. Все красоты Кремля описать невозможно. Их обязательно нужно увидеть.
– Что нового вы узнали на уроке? Чему учились?
– Проведем самостоятельную работу.
1 задание. Необходимо записать в тетради только местоимения из стихов, которые я вам прочитаю.
1. Всех слов дороже нам слова:
«страна родная» и «Москва».
2. Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни, и палаты, и дворцы.
3. Я по свету немало хаживал.
4. Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.
2 задание. Написаны на доске предлоги и местоимения.
Выписать только местоимения. Мы, к, я, перед, за, этот, вы, он, до, с, они.
Оцените свои знания на сегодняшнем уроке. (Слайд).
- Я все понял и могу объяснить другому – 5
- Могу объяснить другому частично – 4
- Я понял все – 3
- Я частично понял – 2
- Я ничего не понял – 1
Под музыку песни о Москве дети выходят из класса. Рабочие тетради сдают учителю.