Урок по предмету "Обучение грамоте + письмо". Тема: "Звуки [к], [к']. Буква К, к". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока. Восприятие и первичное осознание нового материала.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с новыми буквами и звуками, учить читать слова с изученными буквами, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов в предложении, учить давать характеристику звукам, узнавать буквы, пересказывать отрывки из знакомых сказок
  • Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, память, фонематический слух.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, прививать любовь к животным.

Формируемые УУД: умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно давать определение (толкование слова); классифицировать буквы, выделять в речи омонимы.

Пропедевтика: понятие «Литературная сказка», оформление обращения при письме.

Ход урока

I. Организационное начало урока /1 мин/

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели к нам прийти!

Здравствуйте! Улыбнитесь мне, улыбнитесь нашим гостям. Мы приступаем к работе.

II. Включение в учебную деятельность /4 мин/

1) Лента букв /2 мин/

Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки. Почему они так называются?

(они голосовые, голос льется свободно)

Как называются другие звуки, не такие напевные?

(согласные, при их произнесении выдыхаемый воздух наталкивается на преграду: зубы, губы, язык).

С какими согласными буквами мы познакомились?

([н] – непарный звонкий, твердый или мягкий; [с] – глухой согласный, может быть твердым или мягким)

2) Игра «Кто больше составит слов из слогов» («Азбука», с. 46)

/слоги прикреплены на магнитную доску)

Сани, усы, осы, носы, сон, осина, насос, сосна, оса, сын, сони, носи, оси.

3) Выразительное чтение стихотворения В. Берестова («Азбука», с.47) /2 мин/

III. Постановка целей и определение темы урока /2 мин/

На доске картинки: кабан, кенгуру, кот, кит. Назовите, кого вы видите на магнитной доске.

Распределите прозвучавшие слова на две группы и сформулируйте тему урока.

В первую группу можно отнести слова КОТ, КАБАН, потому что они начинаются со звука К. Во вторую группу можно отнести слова КЕНГУРУ, КИТ, потому что они начинаются со звука [к’].

Значит тема сегодняшнего урока – "Звуки [к], [к’] и буква, которая их обозначает)

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого, написанные на доске фразы.

  • Познакомиться с:...
  • Учиться отличать:...
  • Учиться читать:...

Цель нашего урока – познакомиться со звуками [к], [к’] и буквой, которая их обозначает, учиться отличать звуки [к], [к’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

IV. Работа по учебнику «Азбука» (с.48) /5 мин/

  • Выставка книг Ш. Перро. Мы знакомимся сегодня с понятием «литературная сказка». Это не народные сказки, у которых автором является народ, это произведения имеющие автора.
  • Рассмотрите иллюстрацию на с. 48. Какую сказку изобразил художник? (сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»)
  • Презентация к уроку.
  • В каких еще сказках встречается слово «кот»? (звуко-буквенный анализ слова КОТ)

Звук [к] согласный, потому что при его произнесении поток воздуха проходит через горло не свободно, встречая преграду. Этот звук глухой, потому что при его произнесении мы слышим шум. Этот звук твердый, потому что мы произносим его твердо.

  • КИСКА – звуко-буквенный анализ слова.

Звук [к’] согласный, потому что при его произнесении поток проходит через горло не свободно, встречая преграду. Этот звук глухой, потому что при его произнесении мы слышим шум. Этот звук мягкий, потому что мы произносим его мягко.

  • Вывод: звуки [к] и [к’] обозначаются буквой К, к.
  • Лента букв.
  • На что похожа буква  к?

«К» одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет.
И при этом буква «К»
Будто усики жука.

(на магнитной доске буква К, к и иллюстрация с буквой К.)

Презентация к уроку

(выделение твердого и мягкого согласного звука [к], [к’])

V. Физкультминутка /2 мин/

VI. Работа в «Прописях» /10 мин/

  • Презентация к уроку
  • Посадка

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.

  • Пропись, с. 18
  • Строчная буква «к»

(начинаем вести прямую черту от верхней линии рабочей строки вниз до нижней линии. Затем возвращаемся по написанному до середины линии, плавно закругляем вправо. Доводим до верхней линии рабочей строки, слегка закругляем вправо. Отрываем руку и начинаем писать третий элемент буквы)

На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой «к» на нас глядит.

VII. Физкультминутка для пальчиков /1 мин/

Этот пальчик в лес пошел /растираем мизинец/,
Этот пальчик гриб нашел /безымянный/,
Этот пальчик чистил /средний/
Этот пальчик жарил /указательный/,
А этот пальчик все съел /большой/,
От того и растолстел.

VIII. Работа по учебнику «Азбука» /с.49/

  • Прочитайте слоги в красной рамке.
  • Прочитайте слоги с доски.

АК – КА 
ОК – КО
УК – КУ
ЫК – КЫ
ИК – КИ

СКА
СКО
СКУ
СКЫ
СКИ

НКА
ОНКО
НКУ
НКЫ
НКИ

  • Кто изображен на с. 49 «Азбуки»?
  • Чем заняты мальчики?
  • Как они одеты?
  • Почему летом нужно надевать панаму на голову?
  • Что может случиться с мальчиком, у которого на голове нет головного убора?
  • Опишите траву, которую косят дети.
  • Для чего в летнее время в деревнях косят траву, сушат, складывают в стога и копны?
  • Прочитайте текст на с.49.
  • Хоровое чтение текста.
  • Индивидуальное чтение текста.
  • Работа над многозначностью слов (коса)
  • Презентация к уроку (работа над многозначностью слова коса)

IX. Работа над дикцией.

Скороговорка:

Коси, коса, пока роса,
Роса долой – коса домой.

X. Работа в прописях /с.18/

  • написание слогов КИ, КУ, КО, КА (обратить внимание на верхнее и нижнее соединения)
  • работа над звуко-буквенным анализом слова КОСЫ
  • работа над написанием предложения: У НИНЫ КОСА.

XI. Физкультминутка.

XII. Работа над смыслом пословиц «Азбука», с.48.

  • чтение пословиц:
    • Корень учения горек, а плод сладок.
    • Конец-делу венец.
  • Почему так говорят?
  • Какие буквы выделены?
  • Какой звук обозначают?
  •  Каков мастер, такова и работа (работа над смыслом пословиц)

XIII. Работа над иллюстрацией к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».

  • Кадры презентации
  • Что изображено в левом углу иллюстрации?
  • Откуда выехала карета? Как она выглядит? Сколько коней запряжено в карету? Кто погоняет лошадей?
  • Опишите дорогу, по которой едет карета. (дорога вымощена булыжником, который добывают в каменоломнях, такие дороги очень прочные; Красная площадь также вымощена булыжником)
  • Как можно назвать людей с косами?
  • Найдите на рисунке предметы, названия которых имеют несколько значений.
  • В чем убеждал косарей кот?
  • Почему косари удивились просьбе кота?

Кто из вас знаком с другими произведениями Ш. Перро? Прочитайте эти замечательные сказки вместе с родителями или сами.

XIV. Подведение итога урока.

  • Понравился ли вам урок?
  • Какие задания вам понравилось выполнять?
  • Каких букв мы изучили больше: гласных или согласных?
  • Назовите гласные, назовите согласные.

XV. Рефлексия.

Нарисуйте, как вы себя ощущали на уроке.

Список литературы к проведению урока

  1. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Азбука» (часть 1), 1 класс; Школа России; М., Просвещение, 2012
  2. Прописи, часть1, М., Просвещение, 2012
  3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова Поурочные разработки по обучению грамоте, 1 класс
  4. Е. Берюхова Мультимедийные уроки. Обучение грамоте. 1 класс. УМК «Школа России», 2012